Казнет прилично заработал

Опубликовано
Годовой доход участников Казнета в 2009 году составил, по оценке компании «Студия «Аналитические ресурсы», $379,75 млн. Наиболее стремительно растут доходы от развития инфраструктуры и госзаказа.

Годовой доход участников Казнета в 2009 году составил, по оценке компании «Студия «Аналитические ресурсы», $379,75 млн. Наиболее стремительно растут доходы от развития инфраструктуры и госзаказа.

В эту сумму включены доходы провайдеров (первичный доступ) – $285,17 млн, интернет-провайдеров – $129,11 тыс., интернет-магазинов – $84 тыс., доходы от интернет-рекламы $5,03 млн, государственные заказы в е-сфере – $89,33 млн.

Исходя из структуры, рынок Казнета только начал развиваться. Привлекательность его заключается в двух взаимосвязанных факторах – быстром росте и низком уровне конкуренции.

В то же время, по словам директора «Студия «Аналитические ресурсы» Павла Грудницкого, в Казнете в 2009 году появились принципиально новые источники дохода – продажа агрегированных баз данных, в большей степени новостных (к примеру, «Казтаг») или касающихся гостендеров (крупнейший игрок – «Казбизнесконсалтинг»). Такой контент пользуется спросом, так как выгоднее один раз купить базу данных, чем нанимать специалиста для таких исследований на долгий срок и за солидный гонорар.

«Казнет находится в фазе строительства инфраструктуры, и основные доходы генерируются здесь. Говорить о серьезных оборотах продаж контента пока не приходится», – комментирует Павел Грудницкий. Информационную структуру Казнета (контент) с финансовой точки зрения наиболее сильно продвигает сейчас госсектор, формируя госзаказ на создание и поддержку ведомственных сайтов, и сайтов, которые продвигают, к примеру, вступление в ТС, ВТО и т. п. Например, на реализацию программы электронного правительства на 2008-2010 годы запланирован бюджет в объеме не менее 18 млрд тенге, в том числе на 2008 год – 11,8 млрд тенге, на 2009 – 4,9 млрд тенге, на 2010 год – 1,3 млрд тенге. Согласно публикациям в СМИ, к концу 2008 года было потрачено 12 млрд тенге, т. е. траты из бюджета идут в соответствии с планом.

По оценке директора «Студия «Аналитические ресурсы», в среднем на создание и поддержку одного сайта государство выделяет 5 млн тенге.

Рынок интернет-торговли Казнета, по прогнозам «Студия «Аналитические ресурсы», при сохранении среднего ежегодного роста интернет-пользователей в 34% к 2011 году будет составлять около $5 млн, а к 2012 – $7,2 млн.

Что касается рекламы, в настоящее время в Казнете присутствуют три баннерные сети: KazLink.com, bx.neolabs.kz, banner.site.kz. В 2009 году с появлением поискового портала Yandex.kz на рынке интернет-рекламы появился сильный игрок – ТОО «KazNet Media», эксклюзивный партнер «Яндекса» по продаже рекламы в Казахстане.

По оценкам игроков, объем рынка рекламы в Казнете составляет около $5 млн(правда, не учитывались возможные скидки на их услуги), что составляет около 1% затрат на рекламу на радио, в прессе и на телевидении в Казахстане (по данным TNS Gallup Media Asia, в 3-м квартале 2009 г. объем этих затрат составил $465,6 млн). «Мы надеемся, что интернет-реклама в Казахстане будет развиваться, и через три года составит 5-10% от рекламного рынка в целом», – считает менеджер по работе со СМИ компании «Яндекс» Эллина Ставицкая.

Читайте также