Настойчивый покупатель

Опубликовано
Судя по всему, государство самым срочным образом решило войти в Карачаганакский проект – не проходит и недели, как организованные властями проверки дают все новые результаты. На этот раз Генеральная прокуратура нашла около 270 сотрудников в консорциуме (KPO), которых подозревают в нарушении миграционного законодательства, материалы на семерых уже направлены в суд.

Судя по всему, государство самым срочным образом решило войти в Карачаганакский проект – не проходит и недели, как организованные властями проверки дают все новые результаты. На этот раз Генеральная прокуратура нашла около 270 сотрудников в консорциуме (KPO), которых подозревают в нарушении миграционного законодательства, материалы на семерых уже направлены в суд.

«Кулуарные переговоры между сторонами о вхождении государства в консорциум как миноритарного участника, действительно, имели место», – подтвердил «Къ» заместитель директора Экспертного бюро Energy Focus Артем Устименко. «Однако озвученная рядом источников стоимость 10% пакета консорциума в размере $1 млрд представляется несколько завышенной, так как его реальная оценочная стоимость не должна превышать $550 млн», – говорит он.

По его словам, государство в настоящий момент фактически не в состоянии эффективно координировать развитие Карачаганского проекта. В частности, несколько лет консорциум откладывает реализацию третьей фазы развития проекта. Финансовые условия существующего СРП представляются достаточно невыгодными для Казахстана, особенно с точки зрения налогов и сборов. При этом он отмечает, что у государства до 2002 года была возможность опционной покупки доли в консорциуме (но отсутствовали финансовые возможности – «Къ»).

Также, по его мнению, можно ожидать, что ряд участников Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) прибегнет к международному арбитражу, как к средству сдерживания административного давления. При этом инвесторам выгоднее согласиться с условиями государства, учитывая как долгосрочные последствия для стабильности консорциума, так и факт готовности государства к финансовой компенсации вхождения.

«Судя по всему, сделка на добровольной основе не состоялась, и инвесторы отказались продать Казахстану долю в проекте», – говорит директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.

В частности, BG Group через суд требует возврата таможенной пошлины, изъятой, по их мнению, в нарушение контрактных условий, в размере $1 млрд. Казахстанская сторона, в свою очередь, имеет ряд претензий к сооператорам Карачаганакского проекта по части инвестиционных обязательств и экологии.

«Государство, скорее всего, получит доступ к проекту», – считает он. Учитывая те инструменты, которые задействовала Астана – без согласия допустить Казахстан к Карачаганаку – консорциуму будет очень сложно работать в этой стране.

Сам KPO осуществляет свою деятельность в соответствии с Окончательным соглашением о разделе продукции (ОСРП), подписанным партнерами и правительством в ноябре 1997 года. По условиям соглашения, консорциум может осуществлять управление проектом в период до 2038 года.

Как пояснил «Къ» один из экспертов в этой отрасли, установленные договоренности по Карачаганакскому контракту более-менее стали явными только в последние несколько лет (и то не все), когда власти стали возмущаться его невыполнением. Ранее по этому поводу не разглашалось абсолютно ничего, и СРП заключалось при большой секретности.

The Financial Times, комментируя намерения Казахстана выслать из страны сотрудников KPO, отметила, что, в отличие от европейских партнеров, американский Chevron не готов уменьшать свою долю.

Как все начиналосьВ 1992 году международный тендер на разработку Карачаганака выиграли British Gas и итальянская Agip (теперь Eni).
В начале 1995 года было подписано первое соглашение об условиях работы с правительством.
В ноябре 1997 года было подписано Окончательное соглашение о разделе продукции (ОСРП).
До конца 90-х в состав консорциума вошли «Лукойл» и американская «Texaco» (сейчас Chevron).
В настоящее время доли распределяются следующим образом: BG Group – 32,5%, ENI – 32,5%, Chevron – 20%, «Лукойл» – 15%.

Читайте также