Аэропорт Алматы заберут за долги

Опубликовано
Амстердамский торговый банк (АТБ) за долги может забрать имущество АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА). В числе имущества, на которое может быть обращено взыскание, – здание пассажирского терминала аэропорта Алматы, здание VIP– и бизнес-терминалов, здания двух гостиниц в аэропорту Алматы, включая недавно введенную в эксплуатацию гостиницу Park Inn.

Амстердамский торговый банк (АТБ) за долги может забрать имущество АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА). В числе имущества, на которое может быть обращено взыскание, – здание пассажирского терминала аэропорта Алматы, здание VIP– и бизнес-терминалов, здания двух гостиниц в аэропорту Алматы, включая недавно введенную в эксплуатацию гостиницу Park Inn.

Согласно информации, предоставленной АТБ, в 2007 году АО «Международный аэропорт Алматы» получило у данного банка кредит на сумму $33 млн на финансирование строительства нового международного пассажирского терминала в городе Алматы. Дата закрытия кредитной линии – август 2008 года. Поскольку этого не произошло, МАА был предложен план по реструктуризации кредита. Предполагалось погасить часть долга, около $5 млн, а остальное пролонгировать на продолжительный срок, который в случае соблюдения обязанностей со стороны МАА мог быть еще увеличен. Однако и эти обязательства не были выполнены.

Как пояснил «Къ» директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности «Альфа банка» Заали Цанава (АТБ – «сестринский» банк «Альфа банка», оба банка входят в одну группу и имеют общих акционеров – прим. «Къ»), за прошедшие 1,5 года МАА неоднократно предлагалось решить вопрос миром. Им была предложена схема реструктуризации долга, которую они подписали, но не выполнили взятые на себя обязательства. В настоящее время общая сумма задолженности (включая пеню) АО «Международный аэропорт Алматы» перед банком составляет более $38 млн. «Банк по-прежнему открыт для договоренностей, но на текущий момент больше ждать не хочет», – комментирует Заали Цанава.

Кроме того, стоит отметить, что строительство нового международного пассажирского терминала в аэропорту Алматы предусмотрено Планом комплексных мер развития отрасли гражданской авиации РК на 2009 – 2011 годы, утвержденным распоряжением правительства РК 27 января 2009 года №12-р. Срок исполнения этого поручения установлен на 2010 год. Однако, несмотря на то, что заемные средства были полностью потрачены, деньги банку не возвращаются, а строительство нового терминала до сих пор не завершено.

Ко всему прочему, ввиду того, что МАА не предпринимает никаких мер по выплате указанного долга, АТБ принял решение обратить взыскание на недвижимое имущество, принадлежащее АО, заложенное в обеспечение кредита. По данным банка, 5 апреля текущего года специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес определение, которым запретил МАА предпринимать какие-либо действия, направленные на отчуждение или обременение движимого и/или недвижимого имущества, принадлежащего аэропорту. При этом здание пассажирского терминала, которое было отдано в залог АТБ, согласно договору, заключенному 20 марта 2005 года между МАА и Департаментом финансов города Алматы, было передано аэропорту в операционную аренду сроком на 20 лет.

Как пояснили «Къ» в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, если банк действительно принял в залог арендованное здание пассажирского терминала, то это – оплошность самого АТБ. Однако, если сам аэропорт представил подложные документы, то это уже будет отдельное судебное разбирательство.

Между тем, по заявлению Заали Цанава, если имущество все же будет изъято в пользу АТБ, то оно будет либо передано управляющей компании, либо продано, в зависимости от принятого в банке решения.

Заали Цанава считает, что руководство МАА занимает явно неконструктивную позицию, пытаясь в суде подвергнуть сомнению сам факт получения кредита, в то время как в инвестиционном меморандуме АО «Международный аэропорт Алматы» на стр. 46 говорится о получении МАА кредита от АТБ в соответствии с договором № КС-543/07. Вряд ли позиция руководства МАА, отрицающего очевидный факт, улучшит инвестиционную привлекательность Казахстана в глазах международных инвесторов.

Однако банк до сих пор готов к конструктивному диалогу с заемщиком, который в одностороннем порядке идет уже целый год. В ответ только тишина или даже хуже: согласие на реструктуризацию задолженности и последующее невыполнение взятых на себя обязательств. «В такой ситуации мы обычно предупреждаем должника, что данная позиция неприемлема, даем время на осознание, а затем действуем. Именно так мы поступили с МАА, который просто устранился от переговоров. У нас нет цели закрыть аэропорт, но если мы будем вынуждены, то пойдем и на это. Кредит был выдан, заемщик средства получил, потратил и нам не возвращает, несмотря на то, что мы проявили крайнюю гибкость», – поясняет директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности «Альфа банка».

Акционеры МАА от комментариев данной ситуации отказались.

АО «Международный аэропорт Алматы»
Крупнейший аэропорт в Казахстане. Был создан в 1935 году. Владельцами МАА на паритетной основе являются TOO Meridian Capital и TOO SAT Infosystems.

Амстердамский торговый банк Н.В. (Amsterdam Trade Bank N. V.)
Основан в ноябре 1994 года. АТБ содействует осуществлению западных инвестиций в экономику России и стран СНГ. С марта 2001 года, когда 100% акций АТБ были приобретены «Альфа банком» (Россия), является дочерним банком ОАО «Альфа банк».

Балансовые показатели АО «Международный аэропорт Алматы» на 01.10.09
Объем продаж – 17,744 млрд тенге.
Валовый доход – 3,436 млрд тенге.
Чистый убыток – 276,545 млн тенге.

Читайте также