2007 просмотров
2007 просмотров

После кризиса

На прошлой неделе РДЕ «Курсивъ», Zertteu DC Group и АО «RG Brands» собрались за круглым столом и на примере RG Brands постарались рассмотреть деятельность казахстанского производителя в кризисное время. Причиной встречи явилась статья в одном из прошлых номеров «Курсивъ»,в которой журналисты опирались на неоправданно агрессивные прогнозы Zertteu DC Group относительно перспектив компании RG Brands.

После кризиса

После кризиса
На прошлой неделе РДЕ «Курсивъ», Zertteu DC Group и АО «RG Brands» собрались за круглым столом и на примере RG Brands постарались рассмотреть деятельность казахстанского производителя в кризисное время. Причиной встречи явилась статья в одном из прошлых номеров «Курсивъ»,в которой журналисты опирались на неоправданно агрессивные прогнозы Zertteu DC Group относительно перспектив компании RG Brands.

2009 год – год кризисный и урожайный на значимые события в экономике Казахстана.

Одним из самых значимых событий ушедшего года по праву можно считать проведенную одномоментную девальвацию национальной валюты. Те компании, которые развивали производственную и маркетинговую базу, делали конкурентоспособную продукцию, инвестировали опережающими темпами в дорогостоящее оборудование и производственные технологии, чтобы сохранить конкурентоспособность и не отдать рынок иностранным игрокам, имели внешние заимствования, естественно, в иностранной валюте. В результате девальвации произошла переоценка финансовых задолженностей казахстанских компаний, вследствие чего многие из них в итоге показали убыток. К числу таких производителей можно отнести и RG Brands, который отразил убытки от переоценки валютных обязательств в размере 3,8 млрд тенге.

Действительно, подводя итоги от проведенной девальвации, можно отметить, что она принесла больше минусов, чем плюсов. В частности, по словам директора по исследованиям Zertteu DC Group Марата Каирленова, в отчете НБ РК о финансовой стабильности РК 2008 года (декабрь этого же года), приводились расчеты, согласно которым при цене нефти марки Брент в 50 $/баррель, отрицательное сальдо текущего счета составит 6% ВВП. По предварительным данным, за 2009 год оно составило -3% ВВП, т.е. положительный эффект от девальвации составил +3% ВВП. Однако рост расходов по обслуживанию внешнего долга в том же году составил 6% ВВП, прирост внешнего долга к ВВП – 17% ВВП, т.е. прямые дененжные потери РК от девальвации составили порядка 23% ВВП, при выгодах в 3% ВВП.

«В 2009 году вследствие девальвации компания получила начисленный убыток, – говорит Аскар Канафин, член совета директоров АО «RG Brands», – однако полученный убыток не является результатом неэффективной операционной деятельности, что показывают и ключевые операционно-финансовые показатели».

По его словам, этому как раз и способствовали произведенные инвестиции и запуск производственно-логистического центра «Аксенгир». Ввод в эксплуатацию повлек сокращение транспортно-логистических расходов, улучшение производительности и эффективности, снижение затрат на потребление электроэнергии и прочих ресурсов, что положительно отразилось и на себестоимости готовой продукции.

Компания приложила и прикладывает максимальные усилия к тому, чтобы не затронуть интересы конечного потребителя, так как дорога к потребителю лежит прежде всего в собственной эффективности.

По словам Дэвида Пол Весталла, председателя правления АО «RG Brands, казахстанским компаниям необходимо искать новые рынки сбыта, в частности, рынки Средней Азии являются весьма перспективными, также необходимо работать в области инновации и внедрения их в продуктовую линейку.

«В 2008 году RG Brands отказалась от дистрибуции готовой импортной продукции и сфокусировалась на производстве собственных брендов, – отмечает Аскар Канафин. – И уже в 2009 году продажи от собственных брендов составили 75% от общей выручки».

По оценкам экспертов RG Brands, сегодня на казахстанском рынке предпочтения перемещаются в сторону более экономичных семейных упаковок объемом 1,5-2 литра.

«Спрос сдвинулся в более экономный сегмент, что, в первую очередь, объясняется кризисом и определенным падением потребительского спроса. В свою очередь, по заявлению Дэвида Пол Весталла, если смотреть на долгосрочную перспективу, то в странах с развитой рыночной экономикой наиболее выгодными для производителя являются товары в индивидуальной порционной упаковке. Именно там компании и получают максимальный доход. Рано или поздно это случится и в Казахстане».

По словам Дэвида Вэсталла, казахстанские производители также развивают данный сегмент, он растет и является многообещающим. Следующее направление для увеличения продаж – эффективнее использовать маркетинг, направленный конкретно на потребителя, что, несомненно, вызовет изменение структуры расходов на рекламу.

В то же время отечественным компаниям необходимо также работать над импортозамещением, максимально сокращая долю импортного сырья. В RG Brands считают, что казахстанские производители должны более активно призывать своих партнеров – поставщиков сырья к производству на территории Казахстана, чтобы у отечественных компаний была возможность покупать товар здесь, обеспечивая развитие казахстанского рынка и одновременно оптимизируя свои затраты.

В целом, участники круглого стола выразили надежду, что в 2010 году наблюдаемые первые признаки восстановления экономики обретут полную силу, что благоприятно отразится на отечественном бизнесе и экономике страны. Также участники уверены, что казахстанские производители сегодня не уступают зарубежным производителям и могут составить им хорошую конкуренцию. По словам Дэвида Вестелла, перед казахстанскими производителями открываются новые большие возможности, и вступление в Таможенный союз и ВТО в дальнейшем делают эти возможности еще больше…

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
 
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo