Молоку добавят прозрачности

Опубликовано
Новая маркировка упаковок молочной продукции может способствовать увеличению импорта. Эксперты считают, что нововведение усложнит жизнь лишь отечественному производителю, поскольку проверить соответствие маркировки содержимому импортной продукции в лабораторных условиях
невозможно.

Новая маркировка упаковок молочной продукции может способствовать увеличению импорта. Эксперты считают, что нововведение усложнит жизнь лишь отечественному производителю, поскольку проверить соответствие маркировки содержимому импортной продукции в лабораторных условиях
невозможно.

По мнению участников рынка, потребители могут отдать предпочтения импортному молоку, где на упаковке не будет термина «восстановленное». Техническим регламентом предусмотрены равные требования для импортных и отечественных производителей – использование в составе восстановленного молока обязаны указывать все. Однако эксперты уверяют, что невозможно проверить соответствие содержимого пачки и маркировки лабораторно, нужен мониторинг производимой продукции и на месте его производства в странах-импортерах. «Это сложно, поэтому верить импортным этикеткам придется буквально на слово. Все отечественные производители находятся под строжайшим контролем государственных органов еще во время производства, поэтому расхождений с маркировкой нет», – рассказывает «Къ» Гульшат Мухамеджанова, директор завода в городе Иссык компании «ФудМастер».

Напомним, на прошлой неделе премьер-министр РК Карим Масимов подписал постановление правительства, согласно которому на этикетках упаковок после слова «молоко» производители должны указать вид сельскохозяйственных животных, от которых оно получено.

Если продукт произведен путем восстановления из концентрированного или сгущенного молока, на упаковке необходимо писать «восстановленное из концентрированного молока» или «восстановленное из сгущенного молока».

В случае производства на основе сухого цельного или сухого обезжиренного молока, на лицевой стороне тары должно быть указано «восстановленное из сухого цельного молока» или «восстановленное из сухого обезжиренного молока».

В постановлении особо отмечается, что наименование продукта и вышеуказанные надписи должно быть написаны шрифтом одного размера. Документ вступит в силу через полгода.

Гульшат Мухамеджанова считает, что отрасль понесет потери в целом. «Для Казахстана это вопрос продовольственной безопасности. Новая маркировка может вызвать снижение доверия потребителей к прежним продуктовым маркам и привести к поиску других. Более устойчивыми будут наиболее крупные компании отрасли».

Отечественные производители не исключают возможности использования разных упаковок в течение года, так как летом в основном используется натуральное молоко, а зимой – сухое. Однако доля по регионам разнится. «Например, в Западном Казахстане иногда и в летнее время выпускается 100%-е восстановленное молоко, в то время как в ЮКО и зимой может быть продукт, изготовленный без технологии восстановления», – говорит г-жа Мухаметжанова. В конечном итоге, это вызовет увеличение себестоимости продукции, считают эксперты, – у производителей иногда 50, а то и 100 наименований продукции.

Аналитики проводят параллель с ситуацией, которая сложилась в России, когда в декабре 2008 года продукт, для производства которого использовалось сухое молоко, назывался «молочным напитком», а «молоком» имело право называться только цельное. Производство сухого молока в то время упало в 1,5 раза. «Из-за неверно использованного термина было подорвано доверие к производителям, и многие заводы вынуждены были сокращать объемы производства», – говорит г-жа Мухамеджанова. Между тем, по ее словам, технология восстановления – сложный процесс насыщения сухого натурального молока влагой, а сухое молоко, в свою очередь, получают в результате выпаривания влаги из натурального молока. Оно уже не одно десятилетие входит в состав детских смесей и каш, содержит сбалансированное количество белков, жиров и витаминов.

Исполнительный директор Молочного союза Лидия Михеева придерживается аналогичного мнения, однако считает, что больших изменений на рынке не будет. Правда, связывает это с тем, что потребители не знают, что такое восстановленное молоко и пока к такому термину относятся индеферрентно. В целом, исполнительный директор Молочного союза к изменениям в техническом регламенте относится позитивно. «Мы были не согласны с тем, чтобы вместо термина «восстановленное молоко» писали «молочный напиток». Нужно все называть своими именами – во всем мире, если молоко произведено из сухого, употребляется термин «восстановленное». Эти изменения принимаются для того, чтобы не вводить в заблуждение потребителей», – пояснила «Къ» г-жа Михеева.

Читайте также