Планов – громадье

Опубликовано
Во вторник правительство единогласно приняло Программу форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Казахстанские переработчики встретили эту новость с осторожным оптимизмом.

Во вторник правительство единогласно приняло Программу форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Казахстанские переработчики встретили эту новость с осторожным оптимизмом.

Теперь, после утверждения президентом, ПФИИР получит статус, мало уступающий статусу советского пятилетнего плана. С «тем» планом ПФИИР роднит также то, что чуть ли не впервые с 1991 года в правительственной программе конкретно расписывается, что, в какие сроки и в каких объемах должно быть исполнено, а главное – за счет каких источников. По замыслу разработчиков, реализация ПФИИР должна дать Казахстану к 2014 году (по сравнению с 2008) рост ВВП на 50 %, повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50 %, на 100 % – в отдельных секторах экономики, доведение доли несырьевого экспорта до 40 %, снижение энергоемкости ВВП на 10 %. «Эта программа будет единственным документом такого уровня в сфере экономики на эти пять лет. Все действующие стратегии и программы будут поставлены на утрату», – торжественно резюмировал на заседании правительства министр индустрии и торговли Асет Исекешев.

Основания для торжественности, надо сказать, у главы МИиТ имеются. Авторы ПФИИР провели колоссальную работу, попытавшись дать всесторонний анализ казахстанской экономики в прошлом и настоящем, а также – спрогнозировать ее будущее. Кроме того, это один из очень немногих случаев, когда правительство всерьез, а главное – предварительно, а не пост-фактум, пыталось обсудить свои планы с бизнесом и обществом. По всем областям не единожды прошли «круглые столы», в рабочие группы были включены представители реального бизнеса, собирались форумы предпринимателей. Более того – к звучавшим там предложениям, похоже, прислушивались и вносили кое-какие коррективы, отчего ПФИИР утверждался не 1 декабря 2009 года, как планировалось поначалу, а только 23 февраля 2010 года.

Программа содержит 4 подпрограммы, ведущие к одной цели разными путями. Дорожная карта бизнеса (это первая подпрограмма) направлена на стабилизацию деятельности тех перерабатывающих предприятий, которые уже существуют, а также некрупных представителей горно-металлургического комплекса. Вторая направлена на помощь потенциальному экспортеру. Впрочем, по ее ориентации еще идут споры. Существует мнение, что сюда же надо включить тех, кто намерен серьезно увеличить казахстанское содержание. Третье направление – поддержка субъектов бизнеса, целенаправленно увеличивающих производительность труда; четвертое – льготы и преференции для тех, кто заведет инвестиции в обрабатывающую промышленность.

Член рабочей группы по машиностроению, генеральный директор алматинского АО «Белкамит» Павел Беклемишев считает, что цели, которые поставила ПФИИР, вполне достижимы. Правда, аргументы у него совсем не те, которые, вероятно, хотелось бы слышать правительству. «Мы настолько низко сидим, что можно рвать куда угодно», – говорит машиностроитель. В самом деле, если горнодобывающая промышленность начала расти уже во второй половине прошлого кризисного года и продолжает расти сейчас, то переработка, рухнув в январе прошлого года (производство машин и оборудования, например – на 38,7 %; индекс физического объема – ИФО – 61,3 % по отношению к январю 2008 года и на 53,3 % – ИФО – 46,7 % по отношению к декабрю 2008 года), так и не выбралась из минуса.

«С планами у нас всегда было неплохо, – уверяет Павел Беклемишев, – подводит этап реализации. А так – да, ничто не препятствует полноценной индустриализации Казахстана. В целом, страна богатая, есть деньги, рынок, интеллектуальный потенциал, надо это грамотно использовать, не растаскивать, и будут результаты». На своем предприятии Беклемишев намерен перевыполнить «планы партии», учетверив к вышеуказанному сроку объемы и удвоив производительность труда.

Генеральный директор ТОО «Актобетас» Досым Кыдырбаев считает, что успех ПФИИР зависит от того, насколько успешно будут консолидированы позиции правительства и институтов развития под крылом «Самрук-Казыны». Отдельно взятые меры, как, например, снижение процентных ставок для предприятий переработки, ничего не дадут, потому практически весь этот бизнес сейчас «сидит на просрочке». Возможно, это вина самого бизнеса, который в свое время набрал кредитов на развитие, рассчитывая на поступательный рост экономики: « Реальное производство в течение 3 лет под 16 % годовых при соотношении собственных средств к кредитным 20/80 – 30/70 невозможно». Как бы то ни было, теперь большинство предприятий не может самостоятельно участвовать в тендерах на госзакупки. При том, что единственным источником платежеспособного спроса в Казахстане для бизнеса, работающего не с населением, а с другим бизнесом, являются государственные и квази-государственные структуры. Никакого улучшения положения в несырьевом секторе Досым Кыдырбаев не видит: «Рост цен на сырье положительно сказывается только на налогах и ФНБ «Самрук-Казына», ну и на тех 10 % населения, которое занято в сырьевом секторе. И никак не влияет на ситуацию в бизнесе, работающем на внутреннем рынке». Средняя загрузка обрабатывающих предприятий – меньше 60 %. Завод «Актобетас» по производству стекловолоконных, стеклопластиковых и полиэфирных труб практически простоял весь 2009 год, несмотря на то что до конца 2008 года его продукция хорошо шла и в металлургию, и в урановую промышленность, и в «коммуналку», в том числе и российскую.

Досым Кыдырбаев не скрывает своего скептического отношения к ПФИИР (хотя и не видел ее окончательного варианта), потому что не уверен, что получит доступ к предусмотренному ею финансированию, несмотря на свою экспортоориентированность и инновационность (технология австрийская). Даже если заказы от государства пойдут, деньги будут тут же сниматься банками, и предприятия вновь останется без оборотных средств. «Здесь нужны не льготные кредиты, а заказы на среднесрочной основе с предоплатой плюс реструктуризация долгов или налоговые каникулы с учетом интересов банков и возможностей реального бизнеса», – говорит предприниматель.

Директор павлодарского ТОО «Format Mach Company» Александр Янбулатов настроен более оптимистично, потому что его предприятие достаточно прочно устроилось в нише поставок КТЖ, занятого сейчас масштабной модернизацией подвижного состава. Возникшее на базе бывшего Павлодарского инструментального завода предприятие производит запчасти для полувагонов и локомотивов, и даже обзавелось ноу-хау, купив лицензию у конструкторского бюро российского РЖД на изготовление износостойких элементов, продлевают срок службы полувагона до капремонта. Сертифицировавшись в России, Александр Янбулатов не сомневается в возможности выхода на рынок Сибири и Алтая и одновременно рассчитывает на обещанную поддержку экспортоориентированных предприятий. Тем не менее ему тоже хочется стабильности – во время обсуждения Александр Янбулатов вносил предложение внести в Дорожную карту механизм, дающий право нацкомпаниям заключать долгосрочные договоры с МСБ. «Тогда мы могли бы, не боясь, вкладывать средства в освоение новых изделий и приобретение нового оборудования», – говорит глава «Format Mach Company». И надеется, что благодаря курсу на индустриализацию, казахстанское машиностроение получит-таки обещанные во время обсуждения дешевые и длинные деньги: «Говорили, чуть ли не 5 % годовых».

Читайте также