Перейти к основному содержанию

1 просмотр

«Химфарм» заполнит нишу

В 2010 году компанией «Химфарм», совместно с французской Sanofi-Aventis, начата организация контрактного производства препарата «Эссенциале» проектным объемом 300 тысяч упаковок в год. По прогнозам генерального директора «Химфарма» Рустама Байгарина, в данной нише казахстанского рынка будут лекарства только отечественного производства.

«Химфарм» заполнит нишу

«Химфарм» заполнит нишу
В 2010 году компанией «Химфарм», совместно с французской Sanofi-Aventis, начата организация контрактного производства препарата «Эссенциале» проектным объемом 300 тысяч упаковок в год. По прогнозам генерального директора «Химфарма» Рустама Байгарина, в данной нише казахстанского рынка будут лекарства только отечественного производства.

По словам Рустама Байгарина, на первом этапе сотрудничества планируется размещение контрактного производства препарата с конечным циклом выпуска инъекционного раствора. Далее на создаваемых площадках будут размещаться предприятия уже полного цикла по другим высокоэффективным современным препаратам. Для реализации данного проекта в настоящий момент ведется строительство складских помещений в цехе по выпуску инъекционных растворов и на складе готовой продукции. Объем инвестиций в данный проект составит 6,5 млн тенге.

В перспективе рассматривается возможность сотрудничества с Sanofi-Aventis на новых площадках, к строительству которых АО «Химфарм» уже приступило в Шымкенте и Астане – это будут цеха по созданию инъекционных, инфузионных растворов, твердых лекарственных форм и рассыпке антибиотиков, а после – инсулинов и вакцин.

Аналитик Vi-Ortis Group Consulting Сабина Ширина отмечает активное расширение ассортимента казахстанских препаратов, как и количество заводов – в 1991 году в стране функционировало всего 15 фармпроизводителей.

По ее словам, отечественные производители обеспечивают внутренний рынок примерно на 33 % по количеству упаковок и на 9 % – в денежном выражении (конечные цены по итогам 9 месяцев 2009 г.). Увеличилась доля казахстанских фармпредприятий в государственных закупках: 42 % и 9 %, соответственно.

В свою очередь Рустам Байгарин заявляет, что рынок гепатопротекторов и комбинированных препаратов для печени в Казахстане на текущий момент составляет порядка $16 млн. Доля фосфолипидов (препараты «Эссенциале», капсулы и ампулы) чуть более $4 млн, соответственно можно предположить, что фосфолипиды казахстанского производства полностью заполнят эту нишу на отечественном фармацевтическом рынке. Данное сотрудничество – это совместный проект с производителем оригинального лекарственного средства, и отсутствие конкуренции в данном сегменте рынка.

Как отмечает Рустам Байгарин, первоначально планируется удовлетворить потребность населения Республики Казахстан, а после, при увеличении производительной мощности, можно будет говорить и о развитии экспортной составляющей казахстанского «Эссенциале» в страны СНГ и Центрально-Азиатского региона. При этом основную часть продуктовых портфелей отечественных предприятий составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять и аккумулировать свою прибыль на исследования и разработку новых оригинальных лекарственных средств. Кроме того, фармацевтическая промышленность республики сильно зависит от импорта фармсырья, оборудования и упаковочных материалов.

А Сабина Ширина считает основным фактором, тормозящим развитие фармацевтического производства в стране, – ограниченный рынок сбыта, и предполагает, что со вступлением в Таможенный союз интерес инвесторов может возрасти за счет увеличения экспортного потенциала.

Фармпроизводители КазахстанаФармацевтическая промышленность РК представлена 79 предприятиями. При этом на долю 5 наиболее крупных приходится более 90 % всех выпускаемых лекарств.
Отечественные предприятия АО «Химфарм», «СП Глобал Фарм», фармацевтические компании «Ромат», «Нобел АФФ», ТОО «Нур-Май Фарм», «Карагандинский фармацевтический комплекс» представляют собой предприятия с полным циклом производства.
Заводы в Казахстане по производству лекарственных препаратов, принадлежащих иностранным компаниям, – «Нобел», «СП Глобал Фарм», ТОО «СП Аксу Дэен».

1 просмотр

Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее

Рассказывает директор по развитию Accenture, Казахстан и Средняя Азия

Коллаж: Вадим Квятковский

Мы привыкли к тому, что ключевым фокусом и параметром, по которому оценивается качество работы службы закупок, было и остается снижение покупной цены. Вне зависимости от категории товара или услуги основной инструмент – это тот или иной вид конкурентной процедуры. Зачастую, несмотря на регулярное потребление товара, каждая новая партия покупается по конкурсу, особенно если речь идет о крупной компании с регламентированными процессами. Для поставщиков постоянные конкурсы – это элемент непредсказуемости: они не могут эффективно планировать свои ресурсы, инвестиции и новые разработки. Покупатель, в свою очередь, получает чехарду поставщиков, очень условные гарантии сроков и качества, а также ощутимые административные издержки.

На постсоветском пространстве такая практика закупок сформировалась в 90-х годах прошлого века, когда многие международные некоммерческие организации активно консультировали по вопросам организации госзакупок и ставили во главу угла обеспечение прозрачности, равных возможностей поставщиков и усиление конкурентности закупки. Это было во многом оправданно на раннем этапе становления рыночных закупок, в ситуации пока еще не развитого рынка поставщиков.

Проблемой это стало, когда частные компании скопировали подходы госзакупок и с тех пор их практически не поменяли. Конкуренция важна, и мы не ставим под сомнение конкуренцию как основной драйвер развития бизнеса, гарантию сдерживания цен и улучшения продукта. Но конкурс, тем более редукцион, – это конкуренция в моменте. Она не имеет никакого отношения к развитию поставщика или его продукта и направлена только на «выжимание» у поставщика самых выгодных коммерческих условий, часто под серьезным психологическим прессингом. В ситуации непредсказуемости поставщик может давать условия, позволяющие ему едва сводить концы с концами, не говоря уже про новые разработки и развитие. Если это поставщик ширпотреба, большой проблемы для покупателя это не составляет. Но если речь идет о сложных товарах и услугах, то ценовое давление может повлечь деградацию продукта и риск ухода поставщика с рынка. А это уже по-настоящему снижает конкуренцию и создает риски стабильности для бизнеса покупателя. Кроме того, сможете ли вы обсуждать с поставщиком потенциальные улучшения, требующие от него инвестиций, если поставщик не уверен в завтрашнем дне? А таких улучшений много – от простой оптимизации логистики, изменения характеристик продукта «под вас» до интеграции процессов и систем.

В мире за последние 20 лет все большее распространение получает альтернативный подход к закупкам, предполагающий долгосрочные партнерские отношения с поставщиками. Компании-покупатели не только добиваются снижения совокупных затрат, но и серьезно выигрывают за счет оптимизации цепи поставок, совместного планирования, совместных инноваций и финансирования проектов. Этот подход основан на сегментации поставщиков по степени влияния на бизнес покупателя, уровню рисков, потенциалу совместных будущих выгод и предполагает индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым сегментом или отдельными поставщиками. Стратегии варьируются от привычных открытых тендеров до стратегических партнерств с совместными разработками и инвестициями.

Изменение фокуса и подходов к работе с поставщиками является следствием эволюции роли закупок в современных организациях. Из чисто сервисной роли бизнес-процесс закупки переходит в разряд стратегического архитектора бизнеса: закупщики участвуют в разработке новых продуктов и решений, включаются на самой ранней стадии в проработку инвестиционных проектов.

Среди крупных российских и казахстанских компаний вектор движения в этом направлении становится все более очевидным. Успех зависит от того, насколько компании смогут поменять культуру и внутренние процессы, создать новые компетенции и инструменты работы с поставщиками.

Для того чтобы закупки смогли работать в соответствии с ведущими мировыми практиками, зачастую требуется достаточно глубокая трансформация как самой функции закупок, так и некоторых смежных функций. Важнейшим шагом в повышении эффективности функции закупок является разделение стратегических, операционных и транзакционных процессов на фронт-, мидл- и бэк-офис. Под стратегическими процессами мы понимаем:

  • формулировку стратегии функции и ее добавочной стоимости,
  • разработку и реализацию категорийных стратегий,
  • заключение долгосрочных договоров,
  • управление взаимоотношениями с поставщиками.

Операционные процессы включают непосредственно обработку текущей потребности бизнеса, определение источника поставки, проведение разовых закупок, не покрытых долгосрочными договорами, поддержку фронт-офиса в конкурентных процедурах.

Транзакционные процессы связаны с договорным документооборотом, обработкой первичных документов, мониторингом поставки, отчетностью.

Такое разделение позволяет существенно ускорить закупочный процесс: в результате выполнения стратегических процессов к моменту возникновения потребности бизнеса компания уже будет иметь проработанную стратегию, пул поставщиков и действующие контракты. Кроме того, развитые стратегические процессы позволят реализовать преимущества, связанные с управлением взаимоотношениями с поставщиками: партнерства, интеграцию процессов планирования и пополнения, совместную оптимизацию затрат и т. п.

Почему мы говорим про разделение процессов? Представьте традиционного закупщика, который выполняет весь цикл работ: взаимодействие с бизнесом, исследование рынка, определение стратегии закупок, переговоры с поставщиками, подготовку тендера, согласование договора, переписку по оперативным вопросам поставки. Он же ведет претензионную работу, обрабатывает первичные документы, планирует платежи и даже заказывает пропуска. Можно ли ждать от такого закупщика глубокого профессионализма во всем? Сможет ли человек, пунктуально работающий с юридическими документами, эффективно вести переговоры или анализировать рыночные тренды? Наш опыт подсказывает, что скорее нет, чем да. В передовых компаниях эти три блока процессов управляются абсолютно по-разному – у них разные требования к компетенциям персонала, разные показатели эффективности, разная мотивация, карьерные треки, разные инструменты автоматизации, разная внутренняя организация.

Конечно, разделение процессов и изменение организационной модели – это не единственный элемент трансформации функции закупок. Важно также оптимизировать сами процессы, пересмотреть подходы к закупке в зависимости от категории, уровня риска, критичности для бизнеса, разработать и внедрить процессы категорийного управления, управления взаимоотношениями с поставщиками, внести изменения в IТ-системы и т. д.

При кажущейся простоте принципов многие компании сталкиваются со сложностями в их реализации. Главным препятствием, на наш взгляд, является фактор сложившейся корпоративной культуры. Это прежде всего высокий уровень бюрократии, слабое горизонтальное взаимодействие, недоверие и тотальный контроль. Сдерживающее влияние оказывают и смежные функции – бизнес-планирование, бюджетирование, контрольные процедуры.

Однако, несмотря на все сложности трансформации, игра стоит свеч. Компании, трансформирующие закупки, добиваются экономии затрат на 10–25% и двух-трехкратного сокращения сроков закупки уже в первый год реализации программы. Значительно улучшается восприятие функции закупок со стороны бизнеса. Успех таких программ зависит прежде всего от решимости высшего руководства проводить изменения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance