Консалтинг подвели «однодневки»

Опубликовано
По словам президента «BISAM Central Asia» Леонида Гуревича, руководители почти половины казахстанских компаний считают консалтинг бесполезным занятием – поэтому предприниматели отказываются от данного вида услуг. Но к 2011 году экспертами прогнозируется повышение спроса в данном секторе за счет более узкой специализации игроков.

По словам президента «BISAM Central Asia» Леонида Гуревича, руководители почти половины казахстанских компаний считают консалтинг бесполезным занятием – поэтому предприниматели отказываются от данного вида услуг. Но к 2011 году экспертами прогнозируется повышение спроса в данном секторе за счет более узкой специализации игроков.

Леонид Гуревич говорит, что антикризисный консалтинг не востребован, хотя в период кризиса должно было произойти противоположное. На сегодняшний день наиболее востребованы различные виды тренингов (управленческие, по менеджменту, финансам, маркетингу, наиболее востребован тренинг по управлению персоналом).

По мнению генерального директора ТОО «Бейкер Тилли Казахстан Оценка» Татьяны Гиш, рынок консалтинга – индикатор роста бизнеса. Компании начинают обращаться к этим услугам, когда начинают задумываться о своем дальнейшем стратегическом развитии и т. д., и это уже является сигналом того, что не только какое-либо отдельное предприятие развивается в правильном направлении, но и бизнес, и экономика в целом. Если 3 года назад основная потребность была в бизнес-планах, то сейчас велика потребность в разработке стратегии антикризисного управления, управления рисками.

Татьяна Гиш отмечает, что нет отраслей, которые в том или ином виде избежали знакомства с консалтингом, но наиболее редки обращения строителей. Но вполне возможно – это практика только ТОО «Бейкер Тилли Казахстан Оценка», где наибольшее количество обращений от представителей добывающего сегмента.

Согласно исследованиям «BISAM Central Asia», к числу маловостребованных услуг консалтинговых компаний на сегодняшний день можно отнести только консультации по повышению производительности и рентабельности сельскохозяйственных предприятий и консультации в сфере экологии.

«Консалтинг востребован средним и крупным бизнесом, средним – в большей степени. В малом бизнесе просто не возникает проблем, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Кроме того, зачастую, уровень бизнес-образования руководителей и собственников малого, да и среднего бизнеса, крайне низок», – говорит Татьяна Гиш.

По ее словам, многие клиенты испытывают затруднения при выборе бизнес-консультанта или консалтинговой фирмы, вследствие специфической и трудноосязаемой природы услуг. Очень часто потребитель не в состоянии оценить конечный результат, тем более что он рассчитан на долгосрочный период.

В «BISAM Central Asia» отметили, что практически каждая 10-я компания, работающая на рынке консалтинговых услуг, вообще не содержит в штате консультантов, приглашая их только в случае появления конкретных проектов.

Татьяна Гиш говорит, что в процессе работы используются услуги маркетинговых консультантов, специализирующихся на исследовании различных рынков, покупаются маркетинговые обзоры. Также используется помощь зарекомендовавших себя профессионалов, специализирующихся на определенных отраслях. Это происходит, когда ограничено время, отпущенное на проект, либо доступ к той или иной информации и не получается сделать анализ отрасли самостоятельно.

Что касается компании ТОО «Бейкер Тилли Казахстан Оценка», то количество выполненных проектов в 2009 году выросло в 2 раза по сравнению с 2008 годом.

Исследование «BISAM Central Asia» показало, что на рынке консалтинговых услуг отсутствуют формальные барьеры, деятельность не лицензируется и не стандартизируется. С одной стороны отсутствие формальных барьеров открывает возможности для конкуренции, с другой – способствует выходу на рынок большого числа случайных компаний.

Леонид Гуревич считает, что для повышения доверия консалтингу, в первую очередь необходимо обеспечить его качество.

По мнению Татьяны Гиш, казахстанский консалтинг «скомпрометирован» присутствием большого количества мелких компаний-однодневок, зачастую не имеющих постоянного штата и не гарантирующих клиентам необходимое им качество продукта.

Эксперты отмечают, что в 2011-2012 годах ситуация на рынке нормализуется, и казахстанские компании расширят спрос на консалтинговые услуги. При этом универсальные консалтинговые компании, оказывающие весь спектр услуг, уйдут в прошлое, и на рынке останутся сильные игроки, специализирующиеся на одном направлении.

Читайте также