1208 просмотров
1208 просмотров

«КазМунайГазу» нужно на Черное море

«КазМунайГаз» приступил к расчетам по проекту строительства трубопровода «Баку – Черное море» для транспортировки казахстанской нефти через территорию Азербайджана в Европу. Эксперты, при этом, полагают, что можно обойтись и без дополнительных мощностей.

«КазМунайГазу» нужно на Черное море

«КазМунайГазу» нужно на Черное море
«КазМунайГаз» приступил к расчетам по проекту строительства трубопровода «Баку – Черное море» для транспортировки казахстанской нефти через территорию Азербайджана в Европу. Эксперты, при этом, полагают, что можно обойтись и без дополнительных мощностей.

О том, что в АО НК «КазМунайГаз» приступили к оценке целесообразности проекта строительства нефтепровода «Баку – Черное море» рассказал Trend Capital высокопоставленный казахстанский нефтяник на условиях анонимности.

О возможности его существования стали говорить после двух сделок, заключенных нацкомпанией в последние два года. Это покупка 100% акций The Rompetrol Group NV, куда входят два нефтеперерабатывающих завода: «Петромидиа» и «Вега» в Румынии, также порядка 630 АЗС, и 100% акций грузинского порта Батуми.

Меморандум о намерении сотрудничества по данному проекту был подписан 2 октября 2009 года в г. Баку с Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики («ГНКАР»).

По сути, эта договоренность определяет основные принципы сотрудничества по изучению возможности строительства на равнодолевой основе нового нефтепровода для транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана и использованию его инфраструктуры.

Азербайджан, для поставки нефти на Черное море, располагает трубопроводом «Баку – Супса», трубопроводом «Баку – Новороссийск», который может использоваться для транспортировки нефти других производителей (добываемой не в Азербайджане) в случае достижения договоренности с российской «Транснефть».

Как пояснял на IV Евразийском энергетическом форуме глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев, маршрут гипотетического трубопровода, если он, конечно, будет реализован, проляжет в коридоре существующего нефтепровода «Баку – Супса». При этом, по его словам, стороны обсуждали на переговорах также возможность использования самого трубопровода «Баку – Супса» для транспортировки казахстанской нефти. Однако, скорее всего, возможностей этого нефтепровода не хватит, поскольку с 2012 года должно начаться промышленное освоение Кашагана.

Если Казахстан намерен использовать азербайджанские маршруты для транспортировки, то на сегодняшний день имеющихся мощностей будет достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности румынских НПЗ «КазМунайГаза», уверен директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.

По его подсчетам, НПЗ «Петромидия» в прошлом году переработал 4,2 млн тонн нефти, что является рекордом завода, НПЗ «Вега» – 0,3 млн тонн нефти. То есть, приобретенные НПЗ в сумме смогут перерабатывать не более 4,5 млн тонн нефти.

В прошлом году «КазМунайГаз» уже нашел способ доставить 1,8 млн тонн нефти. Таким образом, для полного перевода НПЗ на собственную нефть Казахстану необходимо найти возможность транспортировать в направлении Румынии порядка 2,7 млн тонн нефти. Азербайджан располагает свободными мощностями, которые позволят удовлетворить запросы Казахстана, говорит он.

За первые 10 месяцев этого года по маршруту «Баку – Супса» было экспортировано около 2,4 млн тонн нефти, при пропускной способности нефтепровода 7,5 млн тонн в год. По маршруту «Баку – Новороссийск» ежегодно транспортируется около 2,3 млн тонн нефти, при способности трубопровода прокачивать около 5 млн тонн нефти ежегодно. Нынешние мощности этих маршрутов не заполнены и наполовину.

С началом коммерческой добычи на Кашагане (намерены выйти на добычу свыше 50 млн тонн) и расширением мощности Тенгиза ранее уже планировалось осуществлять доставку нефти по системе ККСТ в Баку. На рынки Средиземного и Черного морей, кроме «Баку – Супса», можно поставить нефть по нефтепроводу БТД (Баку – Тбилиси – Джейхан), а также по железной дороге «Баку – Батуми».

По БТД, при пропускной способности почти в 60 млн тонн в год, прокачивается не более 33 млн тонн нефти (данные за 2008 год). При этом мощность БТД уже в следующем году планируется довести до 65–70 млн тонн в год.

Прокладка нефтепровода из Баку до черноморского побережья Грузии исключительно для обеспечения потребностей румынских активов «КазМунайГаза» представляется спорной, в том числе по вопросу обеспечения его рентабельности, говорит директор Экспертного бюро Energy Focus Артем Устименко. Необходимо учитывать, что ожидаемое расширение КТК (с 33 млн тонн до 67 млн тонн в год), с точки зрения поставок казахстанской нефти на НПЗ, Rompetrol является более оптимальной опцией.

Вместе с тем, можно предположить, что подобное проектное решение связано с потенциальной в обозримой перспективе перезагруженностью азербайджанских трубопроводов. Это особенно актуально для Казахстана в связи с возможной реализацией проекта ККСТ (первая очередь – 23 млн т нефти в год). Таким образом, рассматриваемый казахстанский проект может стать своеобразным перестраховочным вариантом.

АО «НК «КазМунайГаз»
Национальная нефтяная компания.
Акционеры:
100 % – АО «Фонд национального благосостояния
«Самрук-Казына».
За три квартала 2009 года:
Собственный капитал – 2, 42 трлн тенге
Чистая прибыль – 107, 04 млрд тенге

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
 
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo