Перейти к основному содержанию

4289 просмотров

Аптеки сыграли на дефиците

В аптеках Алматы противовирусные препараты подорожали на 30-40%. Несмотря на то, что Министерством здравоохранения были зафиксированы розничные цены на них.

Аптеки сыграли на дефиците

Аптеки сыграли на дефиците
Аптеки сыграли на дефицитеВ аптеках Алматы противовирусные препараты подорожали на 30-40%. Несмотря на то, что Министерством здравоохранения были зафиксированы розничные цены на них.

На лекарства против гриппа в РК установили фиксированные цены, сообщил директор Казахстанской Республиканской санитарно-эпидемиологической станции Бауыржан Байсеркин.

На 8 противовирусных препаратов цены должны быть установлены в таких пределах: «Оксолиновая мазь» – 85 тенге, «Тамифлю» – 4,3 тыс. тенге, «Реленза» – 4 тыс. тенге, маска медицинская – 20 тенге и т.д.

Министерством здравоохранения РК должен был проводиться ежедневный мониторинг цен на эти лекарственные средства и средства индивидуальной защиты, а также на наличие остатков данных препаратов на оптовых складах и в розничной сети во всех регионах РК.

Также заявлялось, что при выявлении фактов необоснованного повышения цен на названные лекарственные средства будет решаться вопрос об отзыве лицензии у объектов розничной реализации лекарственных средств.

По словам директора аналитического департамента агентства «ВиОртис» Алии Свановой, цены у поставщиков не выросли: на «Тамифлю» остались неизменными, на «Ремантодин» увеличились на 6%, на анаферон, в среднем, на 7%, «Оксолиновая мазь» также подорожала примерно на 5-6%, противопростудные препараты – всего на 1%, а витамины даже подешевели на 2%.

Но в процессе расследования, проведенного редакцией «Къ», в аптеках южной столицы были выявлены факты повышения цены на препарат «Тамифлю». В аптеке №2 цена на него возросла до 5,8 тыс. тенге, в «Аптеке+» до 6 тыс. тенге, в «Ms Help» – до 5,15 тыс. тенге, в аптеке «Melissa» – 5,7 тыс. тенге. И на остальные противовирусные лекарства, в том числе и на «Ремантодин», стоящий теперь 550–640 тенге, цены выросли в 1,5–2 раза. Причем лицензии у аптек, продающих препараты с зафиксированными Минздравом ценами по завышенной стоимости, отбирать не торопятся.

Алия Сванова отмечает, что еще в 2007 году на случай эпидемии птичьего гриппа казахстанская санэпидемстанция завезла в страну 25 тыс. упаковок «Тамифлю» (срок годности этого препарата составляет 7 лет). Около 5 тыс. упаковок хранится у Министерства здравоохранения. В свободной розничной торговле у поставщиков «Заман фарм» и «Интерфармы» может находиться около 2 тыс. упаковок. В октябре текущего года в Казахстан ожидалась очередная поставка «Тамифлю» (160 тыс. упаковок), но пока нет данных, была ли она совершена.

Однако в ходе расследования «Къ» выяснилось, что данный препарат у поставщиков уже отсутствует. Да и во многих аптеках города в продаже нет «Тамифлю», «Арбидола» и «Анаферона». Хотя, по словам Алии Свановой, спрос на противовирусные препараты практически остался неизменным, даже снизился на 3%.

В свою очередь, заместитель директора Департамента фармацевтического контроля по городу Алматы Ержан Оспанов говорит, что в последнее время возросло количество обращений по поводу высоких цен на лекарственные средства, в том числе и на препараты противовирусного характера. Но в то же время отмечает, что вышеназванные препараты являются импортными, и цены на них устанавливаются в зависимости от оптовых цен фирм поставщиков.

При этом поставщики говорят, что цена на «Тамифлю» была ниже 4 тыс. тенге, а значит, спекуляция дефицитным препаратом имеет место.

Алия Сванова отмечает, что сейчас сложно закупить «Тамифлю» и «Арбидол», потому что оба завода-производителя – «Хоффман-Ля Рош» и «Фармстандарт Лексредства» – работают на пределе мощностей. В России, согласно специальному распоряжению Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, «Арбидол» должен присутствовать в каждой аптеке, поэтому Фармстандарт, несмотря на 200%-е увеличение производства в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, не может насытить всю страну. В Казахстан данное лекарственное средство попросту не доходит. Сложная ситуация с поставками «Арбидола», как и «Тамифлю», в РК во многом связана с гиперспросом в других странах и в мире на эти лекарства.

В лекарственном отделе департамента здравоохранения сообщили, что не знают о том, что в аптеках города отсутствуют антивирусные препараты. А также заявили, что занимаются обеспечением лекарств государственных больниц и поликлиник для гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а аптеки – это частные предприятия, и регулировать их ценовую политику невозможно.

По этому поводу Ержан Оспанов сообщил, что Департаментом фармацевтического контроля по городу Алматы будет проведена внеплановая, рейдовая проверка оптовых фирм на наличие лекарственных противовирусных препаратов, а также по соблюдению сдерживания цен.

1426 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance