Ритейлер производителя «не обидит»

Опубликовано
По информации АЗК, крупные торговые сети, в основном иностранные, отказываются размещать продукцию казахстанских производителей на своих полках, вынуждая поставщиков платить входные бонусы.

По информации АЗК, крупные торговые сети, в основном иностранные, отказываются размещать продукцию казахстанских производителей на своих полках, вынуждая поставщиков платить входные бонусы.

Заместитель председателя «Агентства по защите конкуренции» Жанат Кожахметов говорит, что по результатам проведенного анализа рынка розничной реализации продовольственных товаров, АЗК установлены факты недобросовестной конкуренции со стороны отдельных крупных супермаркетов. Нарушения выражаются во включении в договора поставки продукции условий, по которым отдельным ритейлерам предоставляются лучшие условия – цены поставки, отсрочка платежа, отдельные выплаты (плата за вход, за полку), а также участие в проведении рекламных акций. При этом, отмечает он, договора являются типовыми, в связи с чем такие условия выставляются для большинства дистрибьюторов.

По словам поставщиков, брать местную продукцию на реализацию отказываются, в основном, иностранные сети, и поставщики вынуждены платить им дополнительно так называемые входные бонусы.

По словам Жаната Кожахметова, уже вынесены предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, а также возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении таких крупных супермаркетов, как Рамстор, Гросс, Анвар и др.

Президенту «Алматинской ассоциации предпринимателей» Виктору Ямбаеву непонятны претензии АЗК к сетям, так как они являются частными, а логикой и правом собственника является выдвижение своих условий. АЗК, по его мнению, должно отслеживать не засилие сетей, а монополизацию на отдельные виды товарной продукции и выяснять, почему отечественная продукция является аналогичной по цене импортной или даже выше, и то, почему так резко дорожают товары.

В Казахстане отсутствуют монопольные сети – это достаточно широкий рынок и у каждого могут быть свои правила, считает он. Но при этом отмечает, что бонусы вхождения должны быть прозрачными и легальными. Иностранных ритейлеров нельзя упрекать, так как они инвестируют в экономику Казахстана для того, чтобы продвигать свои товары, а не интересы страны, в которой работают.

Директор оптомаркета «Арзан» Берик Тапишев говорил, что его компании в черном списке АЗК нет, но при этом пояснял, что коллеги действуют исходя из законов рынка.

Казахстан является страной с экономикой, на 80% зависимой от импорта. И если казахстанским производителям не нравятся условия ритейлеров – пусть идут в другие сети, считает Виктор Ямбаев.

Правительство Казахстана намерено предпринять системные меры в сфере ценообразования на рынке продуктов питания для пресечения неоправданного роста цен, в том числе внести соответствующие изменения в законодательство.

В качестве одной из таких мер предлагается дополнить законодательство нормами, регулирующими деятельность посредников на рынке продовольствия, доступ производителей в розничную сеть. Кроме того, необходимо определить наличие и потребности в инфраструктуре продовольственного и плодоовощного рынков, в том числе овощехранилищ, теплиц, считают в правительстве.

По мнению Виктора Ямбаева, главное сегодня – это оживление потребления в стране, которое может произойти только через снижение цен. Поэтому нужно создавать сети социальной направленности – без посредников, ориентированные на местных производителей.

Правительством РК предложено разработать план по строительству современных оптово-розничных супермаркетов, работающих напрямую с производителями продовольственных товаров.

Виктор Ямбаев говорит, что нужно не искусственно ограничивать ритейлеров, а расширять торговые сети, особенно отечественным инвесторам. Ведь если будет много торговых сетей и пустующих мест, то не будет никаких бонусов. Только свободная конкуренция и равные возможности спасут отечественный рынок от коррупции, злоупотребления и проблемы войти на него со своим продуктом.

Пока АЗК пытается решить проблему в суде, премьер-министр Карим Масимов заявляет, что республика могла бы купить торговую сеть на территории России. Предприниматели идею одобряют, однако считают ее преждевременной. Для того чтобы выжить за рубежом, прежде всего, нужно научиться защищать производителей на внутреннем рынке, уверены они.

В настоящее время АЗК продолжается работа по недопущению и пресечению фактов установления торговыми сетями дискриминационных условий в отношении производителей и поставщиков продовольственных товаров, говорит Жанат Кожахметов.

Читайте также