Перейти к основному содержанию

1543 просмотра

КМГ нашел применение китайскому кредиту

На прошлой неделе китайская «Синопек Инжиниринг» и Атырауский НПЗ подписали контракт на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Эксперты, опрошенные «Къ», считают, что китайской стороне удалось лучше защитить свои интересы в проекте, чем казахстанской.

КМГ нашел применение китайскому кредиту

КМГ нашел применение китайскому кредиту
КМГ нашел применение китайскому кредитуНа прошлой неделе китайская «Синопек Инжиниринг» и Атырауский НПЗ подписали контракт на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Эксперты, опрошенные «Къ», считают, что китайской стороне удалось лучше защитить свои интересы в проекте, чем казахстанской.

Интерес к проекту проявляли несколько компаний, из которых в финал вышли китайская «Синопек» и японская «Марубени», уже осуществившая на этом заводе первый этап реконструкции. Но ценовые предложения японцев, по словам управляющего директора по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияра Тиесова, более чем в три раза превышали стоимость ТЭО «Синопек» ($3,4 млрд и $1,04 млрд соответственно – «Къ»). Определяющими, как сказал «Къ» Данияр Тиесов, были еще 3 критерия – квалификация подрядчика, а также насколько он способен привлечь финансирование и помочь с рынками сбыта.

«Синопек» – четвертый по мощности нефтепереработчик и третий по мощности производитель нефтехимии в Китае – выступает и в роли оптового покупателя. На первом этапе вся продукция завода будет уходить на экспорт. Финансирование китайская сторона тоже берет полностью на себя. Правда, условия кредитования проекта китайскими банками еще не утверждены – вопрос только еще будет рассматриваться советом директоров «Казмунайгаза», владеющего Атырауским НПЗ через свою «дочку» ТД КМГ, и должен быть решен до конца года. Данияр Тиесов подтвердил, что эта сумма войдет в тот самый 10-миллиардный кредит, договоренность о котором была достигнута между казахстанским и китайским правительством в июле этого года. По условиям договоренностей, $3,5млрд из первого транша в $5 млрд должны быть направлены на проекты с участием китайских компаний.

Между тем, строительство должно начаться уже в этом году: срок реализации проекта – 2009-2013 годы (39 месяцев). Проектная мощность – 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год (используются в производстве полимеров). По словам Данияра Тиесова, основную массу занятых на строительстве трудовых ресурсов составят казахстанцы. «Естественно, будут привлекаться и иностранные специалисты – в пик на строительстве будет занято 3-4 тысячи человек – но в соответствии с установленными казахстанским законодательством квотами», – сказал он.

По словам генерального директора ТОО «АНПЗ» Талгата Байтазиева, проект по созданию установки по производству ароматических углеводородов является логическим продолжением начатой модернизации завода. Осуществленный «Марубени» в 2006 году I этап реконструкции позволил провести коренную модернизацию производственных мощностей и вывести их на современный уровень: уменьшилось количество выбросов в окружающую среду, снизилось содержание серы в производимых нефтепродуктах.

Улучшилось качество моторного топлива за счет расширения ассортимента нефтепродуктов: автомобильных бензинов марок Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98, соответствующих требованиям Евро-2 и имеющих запас качества по основным показателям содержания серы и бензола для продукции евростандартов. В Атырау также был налажен выпуск дизельного топлива в соответствии с требованиями Евро-2,3,4 и дизельного топлива с температурой застывания -35°С без применения присадок. Именно эти виды дизельного топлива рассчитаны на использование в современных легковых и грузовых автомобилях с дизельными двигателями. Возросла до 200 тысяч тонн в год возможность выпуска реактивного топлива ТС-1. Кстати, АНПЗ еще не погасил полностью кредит за ту реконструкцию, когда были привлечены средства от Японского банка международного сотрудничества (JBIC) в размере $200 млн.

Собственно, производство ароматических углеводородов на Атырауском (Гурьевском) НПЗ планировалось еще в советское время, и даже было разработано ТЭО, поскольку в конце 80-х в соседнем Актау (Шевченко) был построен завод пластмасс. Его мощность составляла 200 тыс. тонн продукции в год, в то время как аналогичные производства Советского Союза выпускали максимум 70 тыс. тонн. Но тогда производство бензола в Атырау наладить не успели. Встал и завод пластмасс, поскольку с развалом Союза поставки бензола из России и Украины практически прекратились. Сейчас он потихоньку начинает оживать. Но с учетом того, что даже в 2013 году ароматические углеводороды будут продаваться в Китай, на АНПЗ ему еще долго не придется рассчитывать. Вице-президент Национальной инженерной академии РК, академик Надир Надиров, принимавший активное участие в первом проекте, не уверен в качестве китайской разработки и утверждает, что ароматические углеводороды канцерогенны. По стандартам, утверждает он, непредвиденные расходы должны составлять не более 10% от общей стоимости, но у нас нередко происходит удорожание в разы. «ТЭО по Кашагану «стоило» $57 млрд, и в 2006 году уже должна была пойти нефть. Теперь отложили на 2013 год, а стоимость достигла 137 млрд», – говорит он.

Настораживает разрыв в стоимости работ и директора консалтинговой компании «Almagest» Айдархана Кусаинова. Он считает, что китайцы могут делать это дешевле не только потому, что у них дешевле рабочая сила, но и из-за разницы в подходах. «В открытых источниках условий контракта нет, поэтому я не могу утверждать точно, но думаю, что то, что дешевле на входе, вполне может быть дороже на выходе. Если есть гарантирование поставок в Китай, там встают вопросы ценообразования. Видимо, у японцев это был чистый бизнес-проект, на котором они хотели заработать, а у китайцев это бизнес плюс политика». Кроме того, Айдархан Кусаинов считает, что в результате осуществления проекта вполне возможно возникновение очередных «чайна-таунов» в Западном Казахстане, «как в Актюбинске».

Экономист Канат Берентаев считает проект продолжением китайской стратегии по приобретению реальных активов по всему миру для насыщения внутренних потребностей в сырье, «которая (стратегия) в период кризиса стала четко выраженной». «А мы повышаем добавленную стоимость… Кстати, ничего особенного в производстве ароматики нет – это, по сути, самогонный аппарат, только большой. Если «Синопек» готов закупать практически всю продукцию, значит, Китай пошел по стопам развитых стран – стал выносить грязные производства, (а ароматические углеводороды – это очень грязное производство), на чужую территорию», – говорит он.

647 просмотров

Прощайте, инфлюенсеры!

Основатель концепта Lulu и Meta Body о главных правилах успешной интернет-торговли

Фото: Depositphotos/4pmphoto@gmail

Всего 15% из ныне существующих интернет-магазинов в США являются успешными. Такие данные приводят исследователи из Boston Consulting Group.

Успешность небольшой доли американского онлайна определяется правильными настройками и современными подходами к виртуальному шопингу. Компания BCG совместно с Ipsos провела исследование, которое помогло выявить три главных правила этого подхода.

Первое – экономьте время покупателя; второе – предоставляйте скидки (87% глобальных покупателей ответили, что им важно знать, что они получили выгодную сделку); третье – подбирайте правильный ассортимент, не заставляя потребителя искать товар. Люди в наше время хотят получать удовольствие от покупок.

Эффективность интерактива

В целом, поведение потребителей еще пару лет назад начало переживать революционные изменения. Главная причина – это развитие интернета, проникновение его в мелкие города и появление все новых технологий, которые изменили не только способ приобретения товаров и услуг, но и всю коммуникацию в области покупки и потребления в целом. Сегодня мало кто осуществляет покупки без предварительного поиска и изучения их во всемирной сети, а интернет-магазины или маркетплэйсы – это сейчас самый быстрорастущий канал покупки.

Изменился и сам потребитель, для которого приобретение товаров или услуг все больше становится способом самовыражения и идентификации. Он ищет не товар вообще, а свой товар, свой бренд. При этом покупатель хочет приобретать не только надежные и качественные бренды по умеренным ценам, но и желает получить все здесь и сейчас, в удобное для него время и в удобном месте. Покупки становятся более обдуманными, избирательными и целенаправленными. И «в один клик». Так называемая usability – удобство и интуитивная простота в использовании технологий – становится важнейшим потребительским требованием.

Эпоха мультиканальности

Тем временем офлайн-магазины пока лидируют с большим отрывом от онлайн-площадок. Согласно данным GTC, 86% розничных продаж в США по-прежнему осуществляются в физических магазинах, но 53% всех решений о покупке в настоящее время «находятся под цифровым влиянием». Более того, исследовательская компания Forrester сообщает, что к 2022 году интернет будет оказывать еще большее влияние на процесс покупки покупателя, что отразится на более чем 40% продаж в магазине. Та же самая тенденция прослеживается и у нас – в Казахстане.

Еще один из последних трендов в потребительском поведении говорит нам о том, что эпоха покупки через один канал закончилась. Определение того, как и где покупатели совершают покупки, всегда являлось приоритетом для ритейлеров, и теперь мы знаем, что большинство потребителей проверяют несколько каналов, прежде чем совершить покупку. С психологической точки зрения это напоминает некий квест, который приводит к победе (поиск материалов и мнений в интернете, изучение цен и характеристик конкурентов, поиск лучшей цены, опрос среди близких и знакомых и уже сама покупка). В связи с этим меняются и медиапредпочтения людей. Рекламодатели в Казахстане уже третий год подряд сокращают бюджеты на ТВ-рекламу, перераспределяя их в диджитал, где активно усиливают свое присутствие и расширяют каналы размещения.

Серьезную роль в этом процессе играют новые каналы продаж. Кстати, касательно новых каналов: еще не так давно рекламодатели с удовольствием использовали для сотрудничества вайнеров и блогеров, например. Но в последнее время потребители, заметив эту ярко выраженную рекламную концепцию, начали легко замечать, что инфлюенсеры продвигают товары, которыми не пользуются, и, как следствие, терять доверие к ним. Я, как инфлюенсер, вижу, что наша «эра инфлюенса» идет к закату. Нужно общаться глубже и откровеннее.

Доверие к лидерам мнений

Потребитель сегодня ожидает искренности, честности от брендов. Так, один из известных косметических брендов Ipsy быстро уловил этот момент, и если с 2011 года бренд платил значительные суммы за рекламу своей косметики «лидерам мнений» в Instagram, то теперь предпочитает нанимать своих постоянных покупателей, которые готовы рекламировать бренд бесплатно.

Сохраняется тренд персонализации. Причем, если раньше под этим подразумевалось только добавить имя в email-рассылке, то сейчас этот метод значительно эволюционировал: потребитель желает не просто купить вещь, а приобрести ценный опыт, меняющий образ его жизни. Сегодня уже сами потребители ожидают персонализации от брендов: скидки, программа лояльности, использование бонусов, открытость потребителя к сбору данных для определения их привычек и поведения, создание качественного персонализированного контента в сети – это только основные инструменты.

Становится очевидным, что потребители хотят получить более богатый, более персонализированный опыт покупок, будь то лично в магазине или с помощью мобильного телефона. Меняются гендерные роли, что влияет на то, кто и как принимает решение о покупке. Сегодня мужчины все чаще ходят в магазины за товарами повсе­дневного спроса, или начинают приобретать косметику для себя самостоятельно, а женщины выбирают автомобили. Поскольку привычки потребления и модели принятия решения могут отличаться по гендерному признаку, производителям и ритейлерам приходится это учитывать.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif