ENRC и Правительство не поделили риски

Опубликовано
Несмотря на выход основного инвестора из проекта Коргас-Жетыген, государство приступило к строительству железнодорожной линии.

Несмотря на выход основного инвестора из проекта Коргас-Жетыген, государство приступило к строительству железнодорожной линии.

Напомним, в прошлом году транспортное подразделение ENRC logistics, проявив интерес к проекту, выиграло тендер на строительство и эксплуатацию новой железнодорожной линии Коргас-Жетыген.

Указанный проект предусматривает открытие второго железнодорожного пограничного пункта пропуска на границе с Китаем, что существенно увеличивает объемы перевозок грузов, в том числе транзитных, и строительство железнодорожной линии протяженностью около 300 км с 4 станциями, 10 разъездами, одним путепроводом и 25 мостами.

Стоимость строительства железнодорожного участка Коргас-Жетыген составляет 41 млрд тенге. На строительстве дороги предполагалось задействовать 5500 человек, а для ее эксплуатации потребовалось бы 2093 рабочих места.

Но, как отметили представители ENRC в комментариях «Къ», на данном этапе проект кажется группе компаний нерентабельным.

С этим мнением не согласны опрошенные эксперты. Аналитик металлургического сектора «БТА Секьюритис» Станислав Чуев отметил, что направление Коргас-Жетыген на сегодняшний день является одним из наиболее интересных, поскольку Китай не только сейчас, но и в обозримом будущем будет оставаться движущей силой мировой экономики.

Председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин добавил, что привлекательность проекта объясняется и его достаточно быстрой окупаемостью, что нехарактерно для отрасли. В целом же, отметил спикер, выход компании из проекта не так негативен для проекта, как кажется изначально, поскольку строительство линии сопряжено с большими рисками, которые должно было бы взять на себя государство. На них «Къ» указала и сама компания. Свой выход она объясняет тем, что правительство и ENRC не достигли соглашения по вопросу разделения рисков в отношении объемов и тарифов.

Аналитики же видят причину выхода компании в желании оптимизировать расходы в период кризиса. Как отметил Станислав Чуев, еще в начале года компания заявляла о том, что с этой целью сократит объемы капиталовложений.

В настоящее время ENRC находится в процессе переговоров с правительством по окончательному определению юридических и финансовых аспектов этого расторжения. Однако Нигматжан Исингарин считает, что ни о каких штрафах и претензиях к ENRC речи быть не должно. Напротив, государству нужно быть благодарным компании за то, что она вложила определенные средства в разработку проекта и обработку некоторых участков земель. Более того, государство должно возместить затраты компании, считает спикер.

Однако строительство железнодорожной линии сегодня уже началось на средства государства, что, по мнению Нигматжана Исингарина, лучше, чем затея с инвесторами. Открытие второго железнодорожного пограничного пункта пропуска на границе с Китаем обеспечит повышение объемов грузоперевозок, а с вводом новой линии расстояние перевозок из Актау и Алматы в Китай сократится на 500 км.

Планируется, что в 2012 году пропускная способность линии Коргас-Жетыген составит 5,5 млн тонн, а к 2015 году – уже вдвое больше. Максимальной мощности в 20 с лишним млн тонн магистраль достигнет через десять лет.

Читайте также