Бизнесу рано расслабляться

Опубликовано
«В новом законе касательно проверок остались две лазейки для коррупционных схем – как ни парадоксально, это система управления рисками (СУР) и проверочные листы», – предупреждает президент ААП Виктор Ямбаев.

Бизнесу рано расслабляться«В новом законе касательно проверок остались две лазейки для коррупционных схем – как ни парадоксально, это система управления рисками (СУР) и проверочные листы», – предупреждает президент ААП Виктор Ямбаев.

К примеру, СЭС уже настаивает на том, чтобы изначально все субъекты бизнеса были отнесены к группе наивысшего риска, а затем по мере «хорошего поведения» снижать группу риска субъекта и, соответственно, частоту его проверок. «В этом нет никакой логики. К высшей группе риска для СЭС в первую очередь должны относиться системы жизнеобеспечения города, например горводоканал, предприятия, выпускающие в массовом порядке продукты питания – хлебозаводы, предприятия, представляющие радиационную угрозу и прочие. Все мелкие кафе и магазины можно отнести к самой низкой группе риска, но именно здесь КНО будут держаться за свою власть до конца», – уверен Виктор Ямбаев.

Международный эксперт проекта USAID по улучшению бизнес-среды в РК Игорь Гуцан добавляет, что 20% налогоплательщиков платят 80% налогов – это в основном крупные предприятия, оставшиеся 80% (куда относится МСБ) платят 20% налогов. Следовательно, к группе высшего риска, с точки зрения налогового органа, должны быть отнесены в первую очередь крупные предприятия. Точно так же, с точки зрения пожарной безопасности, к группе высокого риска нужно отнести в зависимости от возможных последствий пожара аэропорты и вокзалы.

Что касается проверочных листов – по сути это перечни требований, которые устанавливаются КНО для отдельных групп субъектов. Это существенно ограничивает инспектора в требованиях выполнения положений, которых, возможно, и не существует или о которых предприниматель мало знает. Однако Виктор Ямбаев предупреждает, что при разработке таких листов в перечень можно внести трудновыполнимые или невыполнимые требования, например, наличие отдельного пожарного выхода. Хотя, к примеру, здания, строившиеся 25 лет назад по стандартам СНИП Госстрой Москва 1976г., его не предусматривают. Другой опасностью являются возможные требования о сертифицировании как можно большего количества вещей и различные согласования с другими КНО для получения разрешений.

Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева призывает предпринимателей не успокаиваться и активно участвовать в доработке закона, так как именно на протяжении следующих шести месяцев госорганами будет разрабатываться СУР и проверочные листы.

Важно и то, что в течение следующих полутора лет будет вестись работа по «вычищению» из нормативной базы всех устаревших, дублирующих друг друга подзаконных актов. Сейчас, согласно статье 5 Закона РК «О законах», любой внутренний ведомственный приказ в государстве должен исполняться на уровне закона. Отследить огромный вал нормативных документов, выпущенных ведомствами РК, не может не только предприниматель, но и для многих депутатов это до сих пор закрытая тема.

Бизнесменам уже удалось добиться того, что согласно новому закону, любой нормативный акт может приниматься только с расчетом экономической целесообразности. Как ни странно, ранее это не было предусмотрено.

По словам Виктора Ямбаева, действовавшая последние 10 лет нормативная база по проверкам с одной стороны предполагала повсеместный учет и контроль, с другой стороны ничего не гарантировала обществу в плане безопасности, качества и развития экономики. «По старой схеме в акте указывается, что на момент проверки все нормально (или не нормально), а что было до нее, или что будет потом, никого не интересует. Виноват всегда предприниматель, а госорган ни за что не отвечает», – говорит Ямбаев. Ожидается, что принятое в новом законе требование о предупреждении о проверке заранее и знание конкретных требований (проверочный лист) позволит бизнесу, наконец, устранить недочеты, избежав штрафов. Это позволит сделать проверки не карательными, а превентивно-разъяснительными.

«При этом никто не лишал потребителя возможности отстаивать свои права. В развитых странах проверки проводятся именно по заявлению потребителя. Проверяющий должен быть при этом только экспертом, который решит, какая из сторон не права», – считает Ямбаев.

При этом он уверен, что работа КНО должна оцениваться как эффективная, только если показатели выявляемых нарушений снижаются – за счет профилактики, просвещения бизнеса. Штрафовать же нужно злостных нарушителей. «Очень важно сейчас поменять критерий оценки работы КНО», – заявляет Ямбаев.

Пока проверки проводятся по старой методике, но с 1 января 2010 года можно будет оценить действие нового закона.

Читайте также