Гламурный кризис

Опубликовано
Казахстанский рынок fashion-ритейла переживает спад. Снижение спроса на брэндовую одежду, по некоторым оценкам, составляет 50-60%, причем эта тенденция вряд ли изменится. Однако в ближайшие год-полтора на рынок планируют выйти еще приблизительно 10 новых брэндов одежды.

Гламурный кризисКазахстанский рынок fashion-ритейла переживает спад. Снижение спроса на брэндовую одежду, по некоторым оценкам, составляет 50-60%, причем эта тенденция вряд ли изменится. Однако в ближайшие год-полтора на рынок планируют выйти еще приблизительно 10 новых брэндов одежды.

Считается, что ситуация на рынке брэндовой одежды в Казахстане более стабильна, чем в других постсоветских республиках. Но, как отмечают эксперты, в настоящий момент в стране практически отсутствуют профессиональные ритейл-игроки. В связи с этим приход новых брэндов расценивается как явление положительное и способствующее увеличению конкуренции.

Однако существует и другая сторона медали. К примеру, спрос на брэндовую одежду в Астане снизился на 50-60%, отмечает продавец-консультант бутика Teatro Карлыгаш Кусаинова. Тенденция наблюдается еще с сентября прошлого года, что не могло не отразиться на ценах. «Если раньше наценка на модный товар увеличивала его стоимость в 2,5 раза, то сейчас ритейлеры накручивают лишь 20-30%. Ни о какой большой прибыли речь не идет – лишь бы удержаться на плаву», – говорит она «Къ». Сегодня позволить себе покупать дорогую модную одежду могут лишь 5% столичных горожан, уверена она. «Но эти люди, как правило, предпочитают ездить за границу и покупать там», – поясняет Карлыгаш Кусаинова. В связи с этим она считает приход новых брэндов на отечественный рынок преждевременным.

Тенденцию спада продаж на рынке fashion-ритейла отмечает и старший консультант компании Jones Lang LaSalle Мадина Абильпанова. «Продажи падают из-за несвоевременной доставки. Коллекции приходят позже, в нужный момент нет выбора товаров, естественно, это приводит к падению продаж», – выдвигает она свою версию. По ее мнению, такой негатив можно устранить грамотной маркетинговой политикой компании и невысокой маржой на свои товары.

Как отмечает ее коллега Светлана Михина, на рынке наблюдается смещение в сторону более дешевых товаров, отток клиентов из высокого ценового сегмента в средний, который меньше страдает в нынешней кризисной ситуации. «Говорить о том, что рынок упал совершенно и продаж нет ни у кого, я думаю, не совсем верно. Даже у одних и тех же марок, у которых несколько магазинов в Алматы, спад есть, но не везде», – говорит она.

По ее словам, на эффективность продаж влияют главным образом расположение магазина, промоушн, внешний вид и грамотная доставка до потенциальных клиентов. «Поэтому я считаю, что стереотип о повсеместном спаде продаж не соответствует действительности. Все индивидуально», – подчеркивает она. Кроме того, эксперт отмечает, что, несмотря на спад, снижения цен на рынке не наблюдается. При этом появляются игроки, предоставляющие адекватные цены, которые просчитаны самой маркой, и оператор не имеет права их завышать.

Товарооборот рынка fashion-ритейла Алматы по итогам первого квартала текущего года снизился в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Между тем в 2008 году товарооборот этого рынка составил $8,5 млрд, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 13%.

После кризиса возрос интерес населения к более качественным и немарким вещам, замечает имиджмейкер авторской студии N&Z Co Наталья Замякина. «В любом случае люди не перестанут носить модную одежду, возможно, просто уменьшат ее количество. Поэтому приход новых брэндов – хорошая идея», – говорит она «Къ».

Между тем одними из первых в нынешнем году на наш рынок заходят французские брэнды одежды Celio (линия для мужчин) и Sinequanone (линия для женщин). В ближайшие пять лет компания планирует открыть 15 магазинов под маркой Celio и 8 – под маркой Sinequanone в разных регионах Казахстана. Кроме того, ожидается появление таких брэндов, как Okaidi, Cortefiel, Springfield, Glance, Oggi и других.

Читайте также