Помогла девальвация

Опубликовано (обновлено )
Объемы продаж и производства в масложировой отрасли с ноября 2008 г. сократились на 30%. Основные причины этого - кредитный голод и невыгодная для казахстанских производителей динамика изменения курсов рубля и доллара к тенге. Производители считают, что девальвация поможет им вести ценовые войны с импортерами. В то же время на бизнесменов, бравших кредиты в долларах, нагрузка только возрастет.

Объемы продаж и производства в масложировой отрасли с ноября 2008 г. сократились на 30%. Основные причины этого — кредитный голод и невыгодная для казахстанских производителей динамика изменения курсов рубля и доллара к тенге. Производители считают, что девальвация поможет им вести ценовые войны с импортерами. В то же время на бизнесменов, бравших кредиты в долларах, нагрузка только возрастет.

Объем реализации продукции АО «Vita» в 2008 г. превысил $110 млн, при этом прибыль составит $3 млн. И все же гендиректор Vita Петр Потапов говорит, что фирма в результате кризиса понесла серьезные потери, и связаны они с кредитным голодом. Именно из-за нехватки кредитных средств Vita в минувшем году «простояла» три месяца.

В то же время по сравнению с октябрем 2008 г. продажи фирмы упали на 40%: только за ноябрь компания потеряла $5 млн. На показатели повлиял дешевый российский импорт. «Рынок должен быть защищен паритетным уровнем тенге к рублю», — уверен в связи с этим глава Vita.

В целом по отрасли с ноября 2008 г. (включая Vita, «Маслодел», АМЗ) снижение объема производства и объема продаж составляет 30%, говорит начальник отдела АО «Vita» Владислав Иващенко.

По словам Петра Потапова, кредитный голод испытывают и партнеры Vita: птицефабрики, молокопереработчики, кондитеры. «На уровне бизнес-идеи, на маркетинговом уровне мы проблем не ощущаем, напротив, ориентация на местное сырье и на производство, а не на дистрибьюцию, в нынешних условиях полностью себя оправдала», — говорит Петр Потапов.

Возможность компании держаться на плаву, объясняет он, обеспечили меры по реконструкции, модернизации производства и строительство цехов с 2003 до конца 2007 г., когда кредитные ресурсы были легкодоступны. За эти же годы в целом сельхозотрасль смогла переоснастить оборудование на 25%. «Все, чего мы просим сейчас от государства, — продлить кредиты на 3-5 лет и снизить по ним проценты», — говорит Петр Потапов, называя при этом разумную ставку кредитования для Vita в нынешних условиях — 12%. В частности, глава компании указывает, что, несмотря на попытки госпомощи, летом 2008 г. Vita получила кредит 5 млрд тенге под 25% годовых. В то же время снижение ставки хотя бы на 1% позволит предприятию выплачивать трехмесячную зарплату более чем 2 тыс. работникам.

Кредитная нагрузка компании составляет в целом $200 млн или 26 млрд тенге, как шутит Петр Потапов, «по вчерашнему курсу». Из них 10 млрд тенге — облигации, которые будут гаситься в 2010 и 2013 гг., и $ 85 млн подлежат погашению в 2009 г. В I квартале этого года Банком развития рассматриваются заявки на рефинансирование $400 млн кредитов, полученных ранее перерабатывающими предприятиями, но кроме Vita есть еще много желающих получить их.

«Сегодня, когда произошла девальвация, мы понимаем, как повезло Vita, что ее загрузка кредитами на 80% — в тенге, и лишь на 20% — в долларах», — утверждает бизнесмен, выражая уверенность, что импортные товары теперь непременно подорожают и во время кризиса станут неконкурентоспособными по сравнению с казахстанской продукцией, сделанной из местного сырья. Управляющий директор по стратегическому развитию АО «Vita» Владимир Красавин оценивает возможную динамику цен на уровне девальвации. «Если произойдет девальвация на 30%, то на 30% подорожает и импорт», — прогнозирует он.

В 2008 г. Казахстан импортировал 100 тыс. тонн подсолнечного масла 20 тыс. тонн пальмового масла, и 32 тыс. тонн — маргаринов и жиров. Владимир Красавин отмечает, что изменение цен мало коснется импортируемого из России и Украины подсолнечного масла, так как эти страны, наряду с Аргентиной, являются крупнейшими производителями подсолнечника и определяют мировые цены на данный продукт. А в прошлом году эти страны получили рекордный урожай. Одна только Россия, экспортировавшая в 2004 г. 230 тыс. тонн подсолнечного масла, планирует за сезон 2008-2009 гг. экспортировать 850 тыс. тонн, то есть в 4 раза больше. «По сути — это перепроизводство подсолнечного масла», — говорит Владимир Красавин. С другой стороны, финансовый кризис уменьшил спрос, и цена на растительное масло на мировом рынке упала в 3 раза до $800 за тонну. Цены поднимутся, в первую очередь, на пальмовое масло и жиры, импортируемые из Малайзии и Индонезии, прогнозирует он. В то же время цены казахстанских производителей, скорее всего, не повысятся резко и останутся паритетными, как и сейчас, когда максимальная разница в ценах составляет 5 тенге. «В настоящее время при низком спросе повышать цены — смерти подобно. Поэтому наши цены не будут равняться на уровень девальвации», — говорит Владимир Красавин.

Владислав Иващенко добавляет, что Казахстан может производить ежегодно 300 тыс. тонн растительных масел, 150 тыс. тонн маргаринов, то есть на 100% обеспечивать внутренний рынок, однако один только российский импорт (и сырья, и продукции) составляет сейчас 47-53% в таких отраслях, как масложировая, маргариновая, и в производстве майонезов, причем цены на российские товары более чем на 20% ниже. Что будет дальше с ценами — будет зависеть от курсов доллара и рубля к тенге, добавляет Владислав Иващенко.

Петр Потапов поясняет, что курс 1 рубль к 5 тенге был приемлем, но когда рубль пошел на снижение, завозимые еще вчера по 500 тенге продукты из России стали стоить, к примеру, 350 тенге. «К таким скидкам мы не готовы, — говорит Петр Потапов, — спасибо девальвации, надеемся, что ситуация теперь выправится». По логике, импортный товар сейчас остановится на границе Казахстана.

Читайте также