Кризис «остановил» тракторы

Опубликовано (обновлено )
ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» приостановил производство тракторов из-за нехватки оборотных средств. Вследствие, Минский тракторный завод (МТЗ) расторг договор с данным предприятием. Всему виной, считают некоторые клиенты, плохой менеджмент компании, однако эксперты в сфере МСБ называют то, что случилось с ТОО «Автоспецмаш-Павлодар», тенденцией на рынке.

ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» приостановил производство тракторов из-за нехватки оборотных средств. Вследствие, Минский тракторный завод (МТЗ) расторг договор с данным предприятием. Всему виной, считают некоторые клиенты, плохой менеджмент компании, однако эксперты в сфере МСБ называют то, что случилось с ТОО «Автоспецмаш-Павлодар», тенденцией на рынке.

ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» прекратило сборку тракторов «Беларусь МТЗ-82.1», сообщил начальник областного управления предпринимательства и промышленности Ермаганбет Булекбаев. «Предприятие собрало 110 тракторов. Когда конкуренция была сильной, они продавались. В настоящий момент производство приостановлено. Основная причина кризиса на ТОО — нехватка оборотных средств, — подчеркнул он. По его информации, «Автоспецмаш-Павлодар» взял кредит в экибастузском филиале «Темирбанка» на сумму $2,5 млн, однако с августа месяца кредит не погашается.

Как известно, «Автоспецмаш-Павлодар» являлся официальным представителем МТЗ в Казахстане. Но из-за возникших проблем Минский тракторный завод (МТЗ) расторг договор с предприятием, и теперь Белорусский завод будет сотрудничать с АО «УральскАгроМаш».

Акиматом области в поисках соинвестора было организовано несколько встреч с другими банками о финансовой поддержке ТОО, но, к сожалению, в связи с недостачей залогового имущества таковых не нашлось.

Как комментирует «Къ» директор ТОО «Казахстанский экскаваторный завод» Сергей Милаш, рынок Казахстана по поставке тракторов «Беларусь МТЗ-82.1» поделен между тремя крупными компаниями: ТОО «МТЗ КазСервис», ТОО «Центр МТС-сервис», ТОО «Вираж», которые в полном объеме обеспечивают потребности рынка Казахстана в данных сельхозтракторах.

По словам Сергея Милаша, ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» попытался «втиснуться» на рынок. Были оборудованы производственная площадка, сборочный цех, административный корпус, заключены лицензионные договора и договор на использование товарного знака «МТЗ», проведена огромная организационная работа, что потребовало привлечения больших денежных средств. «А вот денежные средства на эти цели ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» привлек не совсем законно, получив предоплату за тракторы», — считает Сергей Милаш.

К примеру, ТОО «Казахстанский экскаваторный завод» в июле 2008 года произвел предоплату за трактор МТЗ-82.1, который до сегодняшнего дня компанией не получен, возврат предоплаты также не произведен. Сергей Милаш склонен объяснять это тем, что директор ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» Виталий Акименко имеет огромный опыт общения или «крышу» в судебных органах, которые находят различные «бюрократические уловки», чтобы отклонять и не рассматривать судебные иски.

В итоге компания перестала рассматривать ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» как производителя навесного оборудования на тракторы МТЗ и как поставщика базового шасси МТЗ-82.1. «Основной причиной остановки сборочного конвейера является не нехватка оборотных средств, а отсутствие на предприятии профессионального менеджмента», — считает Сергей Милаш, добавляя, что поставщиком тракторов МТЗ-82.1 для его компании на сегодняшний день является ТОО «Вираж».

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Серик Туржанов считает, что белорусские партнеры, оценив готовность площадки — степень отработанности логистического центра, ход расходных материалов, близость месторасположения второго завода, трудовых ресурсов — выбрали оптимальный для себя вариант производства и продаж.

«Если спрос на тракторы действительно есть, то заводу надо искать средства для производства. Но если рынок сбыта тракторов уже исчерпан или выпускаемая продукция Павлодарским заводом неконкурентоспособна, тогда нужно либо повышать качество производимого товара и конкурировать с «УральскАгроМаш», либо перепрофилироваться в производство изделий для машиностроения или оборудования для нефтяной отрасли», — считает он.

Но что выгодно: производить продукцию или завозить? «У каждого бизнеса есть свой порог рентабельности и объемов производства. На мой взгляд, необходимо производить не менее 10 тыс. тракторов в год, чтобы бизнес оказался рентабельным. И правительству надо определиться, что нужно импортозамещать, что экспортировать и где вести протекционистскую политику», — говорит Серик Туржанов, подчеркивая, что это не первый и не последний закрывающийся завод, так как проблема катастрофической нехватки оборотных средств, присутствует везде. И если не будет качественной продукции от «УральскАгроМаш», есть риск остановки и его самого, считает Серик Туржанов.

Однако, по словам эксперта, чтобы понять действительную причину закрытия того или иного объекта, нужно рассматривать его изнутри. Если технические характеристики завода не удовлетворяют потребностям заказчиков, то необходимо создать условия для их ввоза. «Создав дешевые кредиты и понизив таможенные пошлины для ввозимого сырья, запчастей и оборудования, государство насытит рынок тракторами», — считает вице-президент НАП. Руководство ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» комментарии «Къ» пока не дает.

Курсив-справка
Как сообщалось, в феврале прошлого года был подписан контракт между Минским тракторным заводом и ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» на поставку 1000 тракторокомплектов. В июне проект создания сборочного производства тракторов «Беларусь» на производственных площадях ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» включен в план совместных мероприятий на 2007-2008 годы по реализации программы долгосрочного сотрудничества между Казахстаном и Белоруссией.

Читайте также