«АЗИЯ АВТО» поедет к безубыточности

Опубликовано (обновлено )
Компания «АЗИЯ АВТО» ожидает снижения продаж в 2009г. на уровне прошлого года и ставит целью закончить год без убытков. Эксперты говорят о роли валютных факторов и о новых шансах для «АЗИИ АВТО» после пролоббированного повышения импортных пошлин на авто. Однако в компании сомневаются в этом и делают ставку на расширение модельного ряда за счет северо-американских авто премиум-класса.

Компания «АЗИЯ АВТО» ожидает снижения продаж в 2009г. на уровне прошлого года и ставит целью закончить год без убытков. Эксперты говорят о роли валютных факторов и о новых шансах для «АЗИИ АВТО» после пролоббированного повышения импортных пошлин на авто. Однако в компании сомневаются в этом и делают ставку на расширение модельного ряда за счет северо-американских авто премиум-класса.

Автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» в 2008 г. снизил производство в натуральном выражении на 48,2% (3271 автомобилей против 6311 единиц в 2007 году) и получил убыток свыше 610 млн тенге. При этом предприятие реализовало 4096 автомобилей, что на 18% меньше по сравнению с 2007 годом.

Как комментирует «Къ» президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев, действия в связи со снижением потребительской активности компанией были определены еще в конце 2007 года, в первой фазе финкризиса. И, несмотря на спад всего рынка в 2008 году на 32%, продажи «АЗИИ АВТО» снизились лишь на 20%. «Вместе с тем, с целью оптимизации складских запасов и повышения эффективности произошло снижение производства почти вдвое. Этот шаг позволил нам пережить 2008 год с наименьшими потерями», — говорит он.

Основной объем выпускаемой продукции в 2009г. будут составлять бюджетные модели, имеющие сегодня стабильный сбыт. Кроме того, в первом полугодии 2009 года будет запущено производство сразу шести таких известных североамериканских моделей авто премиум-класса, как Cadillac Escalade, STS, CTS, Hummer H2 и H3, Chevrolet Tahoe. «Это автомобили для состоятельных людей, которых в Казахстане по-прежнему достаточно много», — поясняет глава компании. Во второй половине года планируется запуск абсолютно новых моделей, таких как Skoda Superb B6 и Chevrolet Cruze. В планах на следующий год остается и начало реализации совместного проекта с группой Renault-Nissan-АВТОВАЗ по запуску полного цикла производства автомобилей (штамповка, сварка и окраска), что позволит дополнительно снизить себестоимость продукции и приблизить ее к потребителю.

Директор по развитию «Бейкер Тилли Казахстан оценка» Владимир Колченко отмечает, что, несмотря на тяжесть кризиса, «АЗИЯ АВТО» получает шанс усилить позиции и поправить финансовое положение за счет увеличения спроса на недорогие автомобили. Он отмечает также, что слухи о предложении российской стороны поднять в Казахстане пошлины на ввоз подержанных иномарок для обеспечения устойчивого спроса на продукцию «АвтоВАЗ — АЗИЯ АВТО» подтверждены российскими источниками. «В России это привело к простому повышению цен вместо увеличения производства», — отмечает эксперт.

Ержан Мандиев поясняет, что если следовать логике гармонизации таможенных тарифов при вступлении Казахстана в таможенный союз с Россией и Белоруссией, то следует ожидать повышения пошлин на ввоз легковых автомобилей, как и любых других товаров до уровня, действующих в этих странах. В этом случае произойдет рост пошлин с действующих сейчас 10% до 30%. «При этом всех волнует вопрос: станут ли дороже автомобили? На наш взгляд, цены не изменятся. В той же России, например, автомобили популярной марки Тойота продаются примерно по такой же цене, по какой продают их дилеры в Казахстане, при том, что пошлины в России втрое выше, чем в Казахстане. Просто за счет отсутствия конкуренции дилеры в Казахстане зарабатывают больше своих российских коллег», — считает Ержан Мандиев.

Сохранение же низких цен на импортные автомобили в России обусловлено тем, что уровень конкуренции на автомобильном рынке России гораздо выше за счет развития внутренних сборочных производств. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в Казахстане, считает глава «АЗИЯ АВТО».

Самое интересное в том, обращает внимание Владимир Колченко, что если контракты «АЗИЯ АВТО» с «АвтоВАЗом» на поставку комплектующих были заключены в рублях, то имевшее место в октябре — январе снижение курса рубля по отношению к тенге и доллару снижало стоимость закупки комплектующих и, следовательно, повышало конкурентоспособность автозавода. В этом случае как раз девальвация приведет к повышению тенговой себестоимости автомобилей. В случае, если в контрактах фигурируют доллар или евро, то выгоду от девальвации рубля получит российская сторона.

Читайте также