Дорогой «Асем-Ай»

Опубликовано
Компания SigmaBleyzer, международный менеджер прямых инвестиций, приобрела контрольный пакет акций производителя минеральной воды «Асем-Ай» через фонд SBV-V Казахстан. Эксперты считают, что расценивать SigmaBleyzer как стратегического инвестора рано, однако данная компания может помочь «АсемАй» повысить свою капитализацию.

Дорогой «Асем-Ай»Компания SigmaBleyzer, международный менеджер прямых инвестиций, приобрела контрольный пакет акций производителя минеральной воды «Асем-Ай» через фонд SBV-V Казахстан. Эксперты считают, что расценивать SigmaBleyzer как стратегического инвестора рано, однако данная компания может помочь «АсемАй» повысить свою капитализацию.

Данная инвестиция включает значительный объем средств, которые будут направлены на расширение рынка сбыта и строительство новых производственных мощностей. Основатель «Асем-Ай» — Мухтар Кочкаров — останется в числе акционеров и продолжит управлять компанией. Президент компании SigmaBleyzer Майкл Блейзер подчеркивает, что его компания намерена вывести «Асем-Ай» на новый уровень ее развития.

Директор консалтинговой компании DeNovo Руслан Егембаев считает, что главное в сделке то, что она является знаковой для казахстанского ритейла и дает сигнал для начала вхождения иностранным ФПИ на рынок Казахстана. «Сделка однозначно позитивная, так как ФПИ, как правило, дают компании, в которую входят связи, ноу-хау, либо дополнительное финансирование», — поясняет он.

Сумма сделки пока не раскрывается, но источник, близкий к сделке, называет сумму в $70 млн. Опрошенные «Къ» эксперты считают, что данная сумма завышена, и оценили бы «Асем-Ай» на уровне ее годового оборота.

Директор «Бейкер Тили Казахстан Оценка» Татьяна Гиш комментирует «Къ», что 60% в стоимости компаний, производящих продукты и напитки, как правило, приходится на нематериальные активы, из них 55% — на товарные знаки. «То есть SigmaBleyzer купила раскрученные бренды, вернее бренд «Сары -Агаш», так как остальные товарные знаки пока не представляют особой ценности», — разъясняет она.

Большинство предприятий, продолжает Татьяна Гиш, не отражают нематериальные активы на балансе или фиксируют их по стоимости создания. Это значит, что торговая марка, стоимостью много миллионов долларов может числиться в активах по цене затрат на регистрацию в патентных органах. «Надеемся, что стоимость бренда в сделке была учтена по справедливой стоимости», — говорит Татьяна Гиш.

Директор по развитию «Бейкер Тили Казахстан Оценка» Владимир Колченко добавляет, что, учитывая опыт SigmaBleyzer по инвестициям в Украине можно предположить, что фонд не является стратегическим инвестором. «Однако данный спекулятивный интерес может помочь компании «Асем-Ай» увеличить капитализацию», — оценивает Владимир Колченко.

Он считает, что продажа контрольного пакета говорит о потере контроля над компанией и возможностях нового собственника по осуществлению иного сценария. Однако, тот факт, что владелец и топ-менеджер компании остался на своем месте, говорит об имеющейся преемственности и поддержке выбранного курса, резюмирует он, отмечая также, что сама сделка состоялась в сентябре, поэтому настоящее сообщение можно считать не информацией о сделке, а началом PR- компании SigmaBleyzer в РК.

Фонд SBV-V Казахстан, который начал свою работу в декабре 2007 года, превысил плановый показатель, и на момент окончания подписки в него было вложено 150 миллионов евро. Кроме того, SigmaBleyzer управляет еще четырьмя ранее созданными фондами, в том числе SBF IV и Ukrainian Growth Funds (семейство фондов UGF). Среди инвесторов компании — крупные международные финансовые институты, представители крупного семейного бизнеса и состоятельные частные лица из разных стран мира.

В 2006 г. BRIF Research Group оценивала стоимость бренда «АСЕМ-АЙ» в $10,8 млн.; brand leverage — 0,94.

Читайте также