Ритейлеры хотят перекредитоваться

Опубликовано
Участники рынка ритейла ищут альтернативы финансированию своего бизнеса взамен кредитования чрезмерно осторожных сейчас банков и малоэффективного в условиях кризиса IPO. Свои услуги быстрорастущим компаниям предлагают фонды прямых инвестиций (ФПИ), которые объявляют, что пришло их время. В связи с этим активизируются оценочные компании. Однако работа с фондами прямых инвестиций имеет свои нюансы.

Участники рынка ритейла ищут альтернативы финансированию своего бизнеса взамен кредитования чрезмерно осторожных сейчас банков и малоэффективного в условиях кризиса IPO. Свои услуги быстрорастущим компаниям предлагают фонды прямых инвестиций (ФПИ), которые объявляют, что пришло их время. В связи с этим активизируются оценочные компании. Однако работа с фондами прямых инвестиций имеет свои нюансы.

Как правило, ФПИ не только инвестируют в акции (доли) существующих быстроразвивающихся компаний, но и предоставляют кредиты. Партнер фонда Aueroes Capital Елена Юнусова сообщает, что данный фонд входит в долю компании не менее чем на 25%+1акция, то есть получает, как минимум, блокирующий пакет и, как правило, назначает в компанию своего финансового директора. Ритейлер получает, с одной стороны, беспроцентные деньги на развитие бизнеса и возможность кредитоваться у фонда, с другой стороны, должен делиться бизнесом и координировать все значимые решения с фондом. «Мы очень активно вмешиваемся в бизнес, защищая свои инвестиции», — говорит Елена Юнусова. «Если с вами разговаривает фонд, который имеет среди акционеров таких инвесторов, как EBRD, IFC, DEG, OPIC, — добавляет директор консалтинговой фирмы DeNovo Руслан Егембаев, — готовьтесь к прохождению compliance процедур контрагентами, возможны большие вложения в технологии, технику безопасности и пр.».

Плюсом для компании, по словам Елены Юнусовой, является обязательность аудиторской проверки перед заключением сделки с фондом, что делает ее прозрачной и для других партнеров. Зачастую этот самый фактор является и препятствием для работы с ФПИ, так как многие бизнесмены пока не готовы показывать свои реальные обороты. Размер уставного капитала ритейлера может стать еще одним препятствием для получения подобных инвестиций. «Наш фонд рассматривает сделки на сумму не менее $1-2 млн (25% акций)», — говорит Елена Юнусова. Соответственно, уставный капитал компании должен составлять, как правило, не менее $5 млн.

В долгосрочной перспективе ФПИ обещают подготовку компании к выходу в листинг и (или) привлечение стратегического инвестора в свой бизнес. Но часто ритейлеры не торопятся продавать доли своего бизнеса, опасаясь рейдерства.

Директор по развитию оценочной компании «Бейкер Тили Казахстан» Владимир Колченко считает, что компании в нынешних условиях будут искать новые конкурентные преимущества, в том числе методом слияний и поглощений. «Хотя мы читаем и слышим о крупных сделках, в которых участвуют большие корпорации, средний размер сделки по M&A в США в 90-х годах составил $25-40 млн», — говорит он. При этом наиболее важным вопросом остается вопрос определения стоимости компании. «Инициатором сделки M&A, как правило, выступает покупатель, и владелец бизнеса в этот момент плохо осведомлен о реальной его стоимости, при оценке всегда возникает конфликт интересов. Поэтому оценку стоимости своей компании надо иметь заранее», — говорит он.

Интерес внешних инвесторов к казахстанскому бизнесу, отмечает Владимир Колченко, подтверждают как сделки по приобретению зарубежными компаниями активов в РК (к примеру сделки Lukoil и Nelson Resources, Вымпелком и K-Mobile, UniCredit Group и АТФ Банк и др) так в свою очередь, и интерес казахстанских компаний к активам в РК и за рубежом: сделки БТА Банк и Оранта, Альянс Банк и Стар Банк, Астана Финанс и Альфа Банк Башкортостан и др. В частности, как сообщил «Къ» управляющий по Евразийскому региону компании Nestle Майкл Джопсон, компания намерена инвестировать в развитие бизнеса в мире, в том числе и в Казахстане, порядка $27 млрд, заинтересовать компанию может и покупка собственных ритейлеров. «Сейчас хорошее время для покупок. Как правило, мы приобретаем полный пакет и сейчас ищем интересные проекты», — говорит «Къ» Майкл Джопсон. Между тем, как сообщают «Къ» директор магазина «Копейка» Елена Мохадес-Комран Шахи и финансовый директор ТОО «Магнум» Гайни Рахымбаева пока рабочий процесс протекает в прежнем режиме без каких-либо кардинальных изменений.

Курсив-справка
Действия российского бизнеса в связи с кризисом в октябре-декабре 2008 г. были следующими: освободиться от непрофильных активов (35%), снизить издержки (25%), расширить инвестиции в производство (24%), уменьшить объем производства (23%), повысить цены на продукцию (19%), снизить издержки на персонал (19%), увеличить объемы производства (19%).

Читайте также