Кризис подстегнул дискаунтеров

Опубликовано (обновлено )
Кризис ускорил открытие оптомаркетов и позволил дискаунтерам расшириться. По статданным, в Алматы объем розничного товарооборота за январь-октябрь 2008 года составил 812,5 млрд тенге и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 15,1% в действующих и уменьшился на 2,9% в сопоставимых ценах.

Кризис ускорил открытие оптомаркетов и позволил дискаунтерам расшириться. По статданным, в Алматы объем розничного товарооборота за январь-октябрь 2008 года составил 812,5 млрд тенге и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 15,1% в действующих и уменьшился на 2,9% в сопоставимых ценах.

Кризис заставляет потребителей учиться экономить как время, так и деньги. В результате увеличения спроса на рынке ритейла РК появляются очередные дискаунтеры. В условиях растущей инфляции повсеместно открываются ярмарки, муниципальные рынки и овощные минимаркеты, куда продукты поступают напрямую без посредников от сельхозпроизводителей.

В РК первыми дискаунтерами были уже закрывшиеся магазины «Пятерочка» и «Ардагер», действующая сеть Skif Trade, торговый центр с минимальными наценками Magnum, оптомаркет «Арзан» и сеть магазинов, работающих в формате Cash&Carry.

Появление в Казахстане в 2004 году российского дискаунтера «Пятерочка» оказалось неудачным даже после его переименования в сеть «7`я». Также недавно закрылся последний социальный магазин «Ардагер», где пенсионерам и инвалидам продукты с формальной 10%-ной скидкой стоили не дешевле, чем в обычных магазинах.

И все-таки экономический кризис настоятельно требует открытия новых оптомаркетов и позволяет уже имеющимся сетям дискаунтеров расширяться.

Новый «Арзан», открывшийся в Усть-Каменогорске и Алматы, планирует начать производство товаров ежедневного спроса и развивать свою сеть в Казахстане, в частности, построить 20 оптомаркетов в регионах и 5 новых центров в Алматы на заемные средства банка ЦентрКредит. На один гипермаркет потребуется $10-$40 млн при сроке окупаемости объекта около 7 лет с рентабельностью 2-4% за год. Эти предприятия торговли являются аналогом западных «оптовых клубов».

Немецкий концерн Metro Group намерен построить в Казахстане 10-15 торговых точек. В среднем инвестиции в каждый торговый центр Metro Cash&Carry составляют 15-20 млн евро. Первый магазин компания намерена открыть летом 2009 г. в Астане, следующий — в Алматы. Казахстан — вторая после Египта страна, на рынок которой 2008 году выходит Metro Group, ориентированная на потребности юридических лиц.

Калининградская группа «Вестер» инвестировала около $5,85 млн в открытие в Алматы второго после Караганды гипермаркета площадью 6,6 тыс. кв. м. Планируется, что ежедневно его будут посещать 5,8 тыс. покупателей. Товарооборот сети «Вестер» в 2007 году составил около $420 млн. Стратегическая цель группы — по итогам 2011 года войти в пятерку лидеров среди российских розничных операторов с товарооборотом $7,8 млрд.

Как известно, продовольственный рынок Алматы — самый крупный в РК. И решение премьер-министра о создании продовольственного пояса вокруг южной столицы базируется на удовлетворении потребностей г.Алматы. Для реализации программы разработан 21 проект на сумму 233,3 млрд тенге. За семь месяцев этого года «Национальный холдинг «КазАгро» инвестировал в Алматы и Алматинскую область 7,6 млрд тенге. В рамках государственного и частного партнерства установлены тесные контакты с основными сетями супермаркетов для продовольственного обеспечения и поддержания умеренных торговых наценок.

На рынке функционирует и так называемый «Социальный магазин», введенный общественным фондом помощи «Мирный Казахстан». Пенсионеры, студенты и малообеспеченные люди могут покупать в нем товары по цене производителя без наценки магазина, но для этого в начале каждого месяца нужно купить карту за 300 тенге. Такой магазин в феврале был открыт в Алматы, а в середине июля — в Жамбылской области.

В ноябре в Усть-Каменогорске открылся очередной социальный магазин «Все за спасибо», который создан по инициативе Ассоциации деловых женщин РК. Но в отличие от других соцмагазинов здесь все товары раздают бесплатно, т.к. одежду и обувь в хорошем состоянии приносят жители города.

В секторе потребительского кредитования также планируется расширение. Начальник отдела разработки продуктов и исследований АО «Хоум Кредит Банк» Михаил Крупой сообщил «Къ», что планируемые объемы потребительских кредитов, выдаваемых банком, в 2009 году составят 11,5 млрд тенге, из них: потребительские кредиты — 7,6 млрд тенге, денежное кредитование — 3,9 млрд тенге. Для реализации стратегии кредитования в точках продаж банк заключил договоры с 1200 торговыми предприятиями РК, среди них сети магазинов «Сулпак», «Технодом», «Евросеть», «Планета Электроники», отдельные специализированные магазины в 13 регионах РК. Также было заключено агентское соглашение с АО «Казпочта».

По данным управляющего директора kaspi bank Павла Миронова, в 2009 г. банк также не намерен снижать интерес к развитию потребительского беззалогового кредитования. Намечается распространение банковских отделений нового формата с новым позиционированием и запуск новых кредитных продуктов, стоимость которых будет зависеть непосредственно от уровня платежеспособности клиента.

Замначальника управления потребкредитования ДРБиРП АО «Казкоммерцбанк» Марина Тлеулиева сказала, что, учитывая влияние кризиса, по пессимистическим прогнозам банка темпы выдачи потребительских кредитов в 2009 году сохранятся на уровне 2008 года. Сроки потребительского кредитования, в зависимости от цели, составят 5-30 лет, а максимальный срок беззалогового экспресс-кредита — 3 года.

Читайте также