Группа ИСТ заехала в Казахстан на электровозе

Опубликовано (обновлено )
Казахстанские и российские машиностроители договариваются о создании холдинга по производству грузовых вагонов, а также о сборочном производстве пассажирских вагонов и электровозов.

Казахстанские и российские машиностроители договариваются о создании холдинга по производству грузовых вагонов, а также о сборочном производстве пассажирских вагонов и электровозов.

Российская компания ЗАО «ИСТ» и АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (НК КТЖ) намерены создать вагоностроительный холдинг по производству полувагонов, хопров, платформ-контейнеровозов. В него войдут строящийся Тихвинский завод и планирующаяся сборка в Казахстане. Это будут новые современные производства. Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), примерная стоимость которого $1 млрд, рассчитан на выпуск 10 тыс. вагонов и 67 тыс. тонн литья в год. В Казахстане еще не выбрана окончательная площадка для размещения сборочного производства из тихвинских комплектующих. Несмотря на огромное желание петропавловских машиностроителей с ПЗТМ войти в проект, более вероятным вариантом называется ВРЗ в Экибастузе. Проектная мощность сборочного производства — 5 тыс. вагонов в год (первая очередь — 2,5 тыс.), с примерной стоимостью $200 млн.

«Основные кредиторы проекта — Внешэкономбанк и собственные средства компании ИСТ. В Казахстане объем собственных средств, которыми планируем войти в проект, — $120 млн», — заявил президент группы компаний ИСТ Александр Несис.

Хотя, по утверждению обеих сторон, конфигурация и доли в СП еще обсуждаются, по предварительным договоренностям казахстанская сторона приобретает блокирующий пакет 25% +1 акций Тихвинского ВСЗ, в казахстанском сборочном производстве доли предполагается поделить — 51% группе компаний ИСТ и 49% — КТЖ. «Сейчас рабочая группа выехала в Тихвин, чтобы на месте уточнить условия и параметры сделки. Общая цель с группой компаний ИСТ создать вагоностроительный холдинг», — отметил президент НК КТЖ Аскар Мамин. Однако он пока отказался назвать сумму, которую КТЖ должна заплатить за блокирующий пакет акций. По неофициальным источникам, стоимость этого пакета российская сторона оценила в $250 млн.

В финансировании проекта с российской стороны помимо собственно компании, будет участвовать ЕАБР, а с казахстанской стороны — Банк развития Казахстана.

Помимо огромной потребности Казахстана в грузовых вагонах — более 20 тысяч единиц, необходимо обновить парк пассажирских вагонов и локомотивов. Полторы тысячи локомотивов изношены в среднем на 76%, а из двух тысяч пассажирских вагонов, лишь 141 выпущены менее десяти лет назад (441 вагонов подлежат списанию).

В Астане уже строится завод по сборке мощных тепловозов компании General Electric. Но этого недостаточно. Поэтому вместе с ЗАО «Трансмашхолдинг» НК КТЖ намерена наладить сборочное производство электровозов и пассажирских вагонов. «Подписан меморандум о взаимодействии с НК КТЖ в строительстве двух заводов в Казахстане. Первый — по производству пассажирских вагонов в Алматы. Его мощность уточняется, но примерно до 100 вагонов в год. Второй — по производству электровозов в Атбасаре, с выпуском до 150 локомотивов в год. Окончательное завершение строительства намечено на 2010 год. Но первичные моменты, связанные с пробной, экспериментальной сборкой, будут уже в 2009 году. Стоимостные показатели проектов должны быть уточнены до конца этого года», — пояснил «Къ» президент «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. На базе компании «Камкор» в Атбасаре будет собираться новый локомотив с новым кузовом, асинхронным двигателем, разработанный «Трансмашхолдингом» вместе с компанией Almston.

«Сейчас у «Трансмашхолдинга» создана целая линейка новых электровозов. Компания планирует, что один тип локомотива из этого ряда будет собираться в Казахстане. В связи с этим обсуждается в перспективе и выход в страны СНГ. Что касается уровня локализации, то есть казахстанского содержания, то планируется довести его в производстве пассажирских вагонов до 50% (сиденья, система отопления, котлы, даже кондиционирование). По электровозам сложнее, но тоже будем работать», — рассказал «Къ» источник, близкий к сделке.

Хотя это не первый меморандум, заключенный казахстанскими железнодорожниками с «Трансмашхолдингом», в КТЖ уверены, что на этот раз начнется реальная работа. Катастрофическая нехватка подвижного состава начинает серьезно сказываться на экспортном потенциале, на интенсивности внутренних перевозок. Например, в прошлом году даже при аренде десятка тысяч вагонов объем неудовлетворенных заявок грузоотправителей достиг 50 млн тонн.

В связи с этим премьер-министр РК Карим Масимов 1 ноября на очередном заседании кабмина поручил форсировать реализацию проектов, по которым есть конкретные договоренности с инвесторами. Речь шла в том числе и об этих трех проектах.

Читайте также