3526 просмотров
3526 просмотров

Уйти или остаться

АО «КазМунайГаз» отказался от своих планов строительства НПЗ в Батуми, рассматривая как альтернативу подобные лействия в Румынии и Турции. Одновременно АО «КазТрансГаз» рассматривает вопрос о продаже своей грузинской газораспределительной компании ООО «КазТрансГаз-Тбилиси», причем грузинская оппозиция призывает изгнать из страны казахстанскую газовую компанию. Обе компании утверждают, что причины ухода – экономические, а не политические. В это же время ГК «КазТрансОйл» не отказывается от планов инвестировать в Батумский порт и нефтяной терминал. Не сокращает свои инвестиции в Грузии и Beeline.

Уйти или остаться

Уйти или остаться
АО «КазМунайГаз» отказался от своих планов строительства НПЗ в Батуми, рассматривая как альтернативу подобные лействия в Румынии и Турции. Одновременно АО «КазТрансГаз» рассматривает вопрос о продаже своей грузинской газораспределительной компании ООО «КазТрансГаз-Тбилиси», причем грузинская оппозиция призывает изгнать из страны казахстанскую газовую компанию. Обе компании утверждают, что причины ухода – экономические, а не политические. В это же время ГК «КазТрансОйл» не отказывается от планов инвестировать в Батумский порт и нефтяной терминал. Не сокращает свои инвестиции в Грузии и Beeline.

Национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» не будет строить нефтеперерабатывающий завод в Батуми. Этот проект появился в 2007 году. «КазМунайГаз» рассматривала возможность строительства НПЗ в г. Батуми совместно с компанией Greenoak Holdings Limited. В частности, планировалось создание совместного предприятия, которое отвечало бы за строительство и эксплуатацию завода. Его планировали построить на участке земли, который Greenoak приобрела на основе договоренности с правительством Грузии о приватизации за $27,1 млн. Это около 80 га земли, прежде принадлежавшие Батумскому нефтеперерабатывающему заводу и прилегающие к Батумскому морскому порту.. Предположительная мощность предприятия должна была составлять 5-7 млн тонн в год. Инвестиции, необходимые для строительства завода, оценивались в $1 млрд.

Как сообщил «Къ» представитель компании «КазМунайГаз» Аржан Такачаков, привлекательность данного проекта заключалась в доступности сырья для переработки, возможности экспорта нефтепродуктов в причерноморские страны и возможности использования транспортной инфраструктуры Батумского терминала.

Однако в ходе предварительной проработки возникло несколько технических сложностей, которые могли бы препятствовать реализации проекта. Это ограниченность территории для строительства завода (90 га); несоответствие проекта нормам удаленности от водоемов (территория предполагаемого НПЗ находится в 200 метрах от береговой линии Черного моря, тогда как действующие нормы предусматривают не менее 500 метров) и невозможность обеспечения санитарно-защитной зоны вследствие близости жилых массивов.

«На самом деле, разработка ТЭО этого проекта приостановились еще в прошлом году, то есть задолго до кризиса на Кавказе. Грузинская сторона выдвинула условие, которое заключалось в том, что если НПЗ не будет построен, то казахстанская сторона должна выплатить неустойку», - сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан» источник в «КазМунайГазе». По его словам, руководство национальной компании пыталось обсудить этот вопрос со своими грузинскими партнерами. Был даже направлен письменный запрос, но ответа на него не последовало. «Официально отказываться от этого проекта, наверное, нет необходимости, поскольку вопрос строительства прорабатывался на стадии изучения, - сказал он. – Острой нужды строить этот завод и тогда не было, а сейчас, с учетом нестабильности в регионе, проект представляется еще более рискованным».

Таким образом, ввиду технических сложностей проекта, отсутствия ответа от Greenoak Holdings Limited и невыполнения условий Меморандума о взаимопонимании - подписания Соглашения о сотрудничестве до июня 2007 года, работа по данному проекту остановлена.

Говоря об альтернативах данному проекту, следует отметить, что с 2006 года АО НК «КазмунайГаз» работает над развитием зарубежных нефтеперерабатывающих активов. В этой связи в настоящее время изучается возможность строительства или приобретения НПЗ на маршрутах транспортировки нефти (Черноморский регион). «Одновременно с перспективой строительства НПЗ в Батуми прорабатывались и другие варианты. Результатом стало приобретение 75% акций компании The Rompetrol Group, владеющей двумя НПЗ в Румынии, и возможность участия в проекте строительства современного нефтеперерабатывающего завода в Джейхане (Турция)», - говорит А.Такачаков. Этот порт является крупным нефтеперевалочным узлом в средиземноморском регионе. Он действует круглогодично, и здесь возможно использование крупнотоннажных танкеров, в связи с чем данный проект представляется весьма привлекательным для инвестиций.

На этой же неделе стало известно, что в госкомпании по управлению магистральными газопроводами Казахстана «КазТрансГаз» рассматривают вопрос о продаже своего актива в Грузии - газораспределительной компании ООО «КазТрансГаз-Тбилиси». АО «Казтрансгаз» стало владельцем АО «Тбилгаз» в мае 2006 года, заплатив $12,5 млн. Согласно инвестиционной программе, в период до 2011 года новые владельцы «Тбилгаза» планировали вложить в развитие компании $82 млн, однако впоследствии было принято решение увеличить объем инвестиций до $150 млн. И вот теперь «продажа этой компании обсуждается, поскольку экономически проект выглядит слабым. Следует учитывать также и политические риски, я имею в виду нынешнюю ситуацию на Кавказе. Хотя конфликт в регионе не является причиной, но все же он послужил толчком для рассмотрения вопроса о продаже», - сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан» информированный источник. При этом собеседник агентства подчеркнул, что «политическое решение о продаже актива еще не принято».

В то же время Оппозиционная лейбористская партия Грузии потребовала выдворения из страны казахстанской компании «Казтрансгаз» и национализации ее активов. Свое требование она обосновывает тем, что «Казтрансгаз» «без всякого объявления с 1 августа поднял тариф на кубометр газа с 50 тетри (35 центов) до 70 тетри, причем не только для юридических, но и для определенной категории физических лиц».

«Къ» не удалось получить никаких комментариев компании «КазТрансГаз» о потенциальных покупателях и возможной цене продажи ее активов в Грузии. В то же время аналитики и УК воздерживаются от прогнозов по причине того, что «вопросы инвестиций в Грузию в последнее время на волне роста национализма сильно политизированы».

Между тем ГК «КазТрансОйл» не отказывается от планов инвестиций в Батумский порт и нефтяной терминал. Ее целью является достижение запланированных на 2008 год основных производственно-финансовых показателей работы транспортных активов в Грузии - порта и терминала - на уровне перевалки 9,2 млн тонн грузов.

«КазТрансОйл» является 100%-ным владельцем Батумского нефтяного терминала и имеет эксклюзивное право управления государственной долей в Батумском морском порту на 49 лет. Эти активы были приобретены компанией в феврале 2008 года. «КазТрансОйл» принимает свои инвестиционные решения, исходя из стратегических задач транспортировки казахстанской нефти в сочетании с использованием транзитного потенциала Грузии.

Как сообщил «Къ» гендиректор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский, курирующий также развитие Beeline в странах СНГ, компания успешно действует на грузинском рынке и не собирается сокращать инвестиции в Грузии. Во время грузинских событий, в частности, связь, предоставленная Beeline, была не в пример лучше связи конкурирующего американского оператора, так что с имиджем компании все в порядке.

Что же касается рисков, связанных с ростом национализма, то штат компании практически на 100% состоит из местного населения.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер