Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1696 просмотров

LADA станет азиаткой

В Актобе в ходе встречи президентов России и Казахстана подписано соглашение о партнерстве «АзияАвто» и «АвтоВАЗа»

В Актобе в ходе встречи президентов России и Казахстана подписано соглашение о партнерстве «АзияАвто» и «АвтоВАЗа»

В рамках 5 форума приграничных регионов России и Казахстана подписано Соглашение о намерении по установлению стратегического партнерства между АО «АзияАвто», ОАО «АвтоВАЗ» и Евразийским банком развития. Документ с казахстанской стороны был подписан председателем совета директоров АО «АзияАвто» А. Балушкиным, с российской - президентом ОАО «АвтоВАЗ» Б.С. Алешиным. На встрече было заявлено о покупке россиянами блок-пакета (25%+1 акция) АО «АзияАвто». Сумму сделки по этой покупке ОАО «АвтоВАЗ» не раскрывает. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов и аналитик ВТБ Елена Сахнова считают, что «АвтоВАЗ» потратит на этот пакет около $25 млн.

Казахстанский завод «АзияАвто» с проектной мощностью 45 тыс. машин в год представляет интерес для «АвтоВАЗа» не только в плане производственной площадки, но и как способ значительно расширить присутствие бренда LADA на одном из крупнейших рынков стран СНГ, - отметил в интервью журналистам президент ОАО «АвтоВАЗ» Б.С. Алешин. В Казахстане в год покупают свыше 15 тыс. автомобилей LADA, среди них и автомашины, собранные на Усть-Каменогорском заводе АО «АзияАвто». Только с начала текущего года с конвейера этого предприятия сошли свыше 1700 LADA 4Х4 (старое название «Нива») и 160 автомобилей LADA SAMARA 21099. Отметим, что в Казахстане внедорожники LADA 4Х4 собирают с 2003 года, а с июня прошлого года предприятие начало выпускать еще одну модель - LADA SAMARA 21099.

Подписание соглашения о партнерстве между машиностроительными компаниями на столь высоком межправительственном уровне еще раз подтвердило планомерность работы казахстанских властей над обновлением автопарка страны. В этом направлении были приняты и другие меры. Так с начала 2008 года введен топливный стандарт «Евро-2», а с лета 2009 года заработает «Евро-3». Кроме того, с 2007 года в Казахстане запрещен импорт машин с правым рулем. В настоящее время в правительстве также рассматриваются вопросы ограничения ввоза в страну автомашин с учетом сроков их эксплуатации.

Россия же заинтересована в новых рынках сбыта своей продукции. По мнению российских бизнесменов, сегодня, в столь сложное, экономически нестабильное время казахстанский рынок представляется им наиболее контролируемым с точки зрения резких скачков, происходящих на мировом рынке. Россияне покупают блокирующий пакет, чтобы, войдя в капитал «АзияАвто», получить некую предсказуемость действий казахстанской стороны. Настоящее соглашение, подписанное в рамках встречи двух президентов - Н.Назарбаева и Д. Медведева - это как бы гарантия взаимной привязанности, гарантия того, что взятые сторонами определенные обязательства будут исполняться.

«Деньги от продажи акций получит предприятие, и эти средства обеспечат внедрение новых проектов», - заявили топ-менеджеры «АзияАвто». В этом основное отличие дополнительной эмиссии от продажи акций действующими акционерами. ОАО «АвтоВАЗ» обеспечит поставки комплектующих в Казахстан и техническую поддержку. Евразийский банк развития предоставит проекту инвестиции. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на председателя правления банка Игоря Финогенова, речь идет о кредите в $150-200 млн. Деньги пойдут в технологические линии сварки, окраски, сборки, а также в производство штамповки, агрегатов и деталей.

Данная сделка должна быть завершена до конца текущего года. Приток российских инвестиций позволит освоить полноценный выпуск машин, а не только крупноузловую сборку. Участники проекта также отметили, что если локализация двигателя, трансмиссии и элементов электроники нецелесообразна, то производство деталей интерьера и экстерьера вполне может быть организовано в нашей стране. В планах предприятия - наладить сбыт казахстанской продукции не только в Казахстане, но и в приграничных регионах России, таких как Томск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Красноярск, а также и в странах Средней Азии.

Выход на высокие проектные мощности (до 120 тысяч автомашин в год) в рамках российско-казахстанского партнерского проекта будет достигнут в течение ближайших 3 лет. «За счет каких моделей АвтоВАЗ увеличит объемы производства «АзияАвто» еще неизвестно, но это однозначно будут старые модели», - говорит топ-менеджер АвтоВАЗа.

«АвтоВАЗу казахстанский завод нужен для высвобождения основных мощностей под машины, разрабатываемые совместно с Renault», - считает Сахнова. «Ведь в Казахстане и соседних странах еще можно найти покупателей. А вот производство Renault и Nissan там возможно только через 3-5 лет, поскольку рынок к этому не готов», - считает она.

2379 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank