Предпринимателям ближе суды

Опубликовано
Общественные объединения казахстанских предпринимателей считают необходимым повысить ответственность госчиновников за превышение ими служебных полномочий при проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Общественные объединения казахстанских предпринимателей считают необходимым повысить ответственность госчиновников за превышение ими служебных полномочий при проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности.

В частности, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов предлагает передать право налагать штраф на предпринимателей от проверяющих и контролирующих госорганов судам.

В настоящее время статья 38 Закона РК «О частном предпринимательстве» предписывает, чтобы проверяющие органы регистрировали проверки в органах правовой статистики генпрокуратуры. Однако имеющиеся свидетельства и отчеты Генеральной прокуратуры показывают, что множество проверок не регистрируются, исключения к закону разрешают проведение незарегистрированных проверок.

С целью исследования данного явления Республиканское движение «Бизнес и проверки» весной 2008 г. провело анкетирование среди предпринимателей Казахстана по вопросам проверок.

Согласно закону «О частном предпринимательстве» для ряда госорганов сделали исключения по порядку проведения проверок. Так, исследование показало, что 46% проводилась на основании акта-предписания, подписанного руководителем налогового комитета, департаментом финансовой полиции, департаментом таможенного контроля. И только 27% респондентов отметили, что проверки были осуществлены на основании акта, зарегистрированного в управлениях комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры.

Следует отметить, что 26% проверок проводились по предъявлению удостоверения работника из госорганов. Как правило, такое позволяют себе сотрудники ветнадзора и фитосанитарного контроля, а также финполиция, и участковые.

За что чаще всего штрафуют предпринимателей? У СЭС и ветнадзора при проверках продовольственных магазинов, кафе универсальная формулировка – «не выдерживаются условия хранения продуктов» (штраф 5-50 МРП). У налоговых органов – нарушение срока подачи заявления о постановке на учет (штраф на юридическое лицо 30-60 МРП), непредставление налоговой отчетности в установленные сроки (штраф на юрлиц 40 -50 МРП).

По данным Генеральной прокуратуры, наибольшее количество проверок МСБ осуществляют органы санэпиднадзора. Так, за 5 месяцев 2007 года, они провели 41 000 проверок или 60% всех проверок (общее количество по всем госорганам за 5 месяцев 2007г. – 68,3 тыс. проверок). За 5 месяцев этого года провели 32 000 проверок или 80% от всех госпроверок (общее количество по всем госорганам за 5 месяцев 2008г.– 40 тыс.). Вторым по количеству назначаемых проверок являются органы противопожарной службы и промышленной безопасности МЧС. По данным 2008 года, удельный вес надзорной и контрольной деятельности указанных двух органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 87% от всех проверок проведенных в стране.

Следовательно, по данным Генпрокуратуры количество проверок в этом году по сравнению с тем же периодом 2007г. снизилось на 41,4%.
Введение моратория, никак не проясняет проблемную ситуацию. Ведь нельзя забывать о таких видах исключений, предусмотренных в Постановлении Правительства РК, как ветеринарная служба и СЭС, — напоминает Т.Назханов.

Что касается предложений бизнесменов о порядке проведения проверок, то они касаются статьи 38 закона о частном предпринимательстве, в котором все хорошо прописано в 17-ти пунктах, за исключением пунктов 18 и 19. Эти пункты практически перечеркивают добрые намерения и делают исключения для шести-семи госорганов, которые имеют право без регистрации назначения в Генпрокуратуре идти проверять предприятия. «Мы считаем, что не должно быть исключений. Все госорганы должны одинаково, проходить регистрацию в органах правовой статистики и спецучета», — говорит Т.Назханов.

А возможность должностного лица по своему усмотрению выбирать сумму штрафа в пределах установленных минимальных и максимальных размеров (от 5 до 2000 МРП, за исключением штрафов за административные правонарушения в области налогообложения) в отношении каждого правонарушителя приводит к массовым проявлениям коррупции подчеркивает Т.Назханов.

Поэтому необходимо передать право наложения штрафов административным судам. Существующая сегодня практика наложения штрафов руководителями государственных контрольных органов, согласно статье 538 Кодека об административных нарушениях РК противоречит 2 пункту статьи 26 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

«Согласно статье 153 Кодекса РК об административных нарушениях при проведении незаконных проверок должностные лица госорганов должны наказываться штрафом от 10 до 20 МРП. Однако данная статья практически не применяется», — заявляет Т.Назханов.

Постановлением Правительства введен мораторий на проверки предприятий до конца года. Понятно, что бизнесмены положительно восприняли такое решение. Большая часть из них считают, что мораторий должен положительно сказаться на развитии бизнеса в Казахстане. За этот пункт в анкете проголосовали 54 % предпринимателей. В то же время нашлись и скептики. Их оказалось 45 %. «На наш взгляд, – это подтверждение тому, что бизнес не доверяет власти. Поскольку известны прецеденты, когда предприниматели неоднократно сталкивались с изменениями правил игры, вводимыми заинтересованными министерствами и ведомствами», — говорит Т.Назханов.

Однако возникает вопрос: что может произойти при полной либерализации проверок? «Международная практика свидетельствует, что при либерализации проверок не происходят чрезвычайные ситуации. Максимальная прозрачность, упрощенность процедур способствуют подъему бизнеса. Выделяются определенные группы риска, которые требуют пристального внимания к себе со стороны государственных органов. Все же остальное развивается в свободном режиме», — считает Т.Назханов.

Между тем, правительством уже приняты некоторые меры помимо моратория для снижения давления на бизнес. Министерство индустрии и торговли предлагает сократить около 15 лицензируемых видов и подвидов деятельности в связи с принятием технических регламентов.

В области техрегулирования, сжаты сроки проведения экспертизы происхождения товаров с 4 до 1 дня и выдачи сертификатов с 2 до 1 дня. Исключено требования наличия фитосанитарного сертификата для получения сертификата происхождения товаров, поскольку здесь присутствовало дублирование.

Решен вопрос немалых затрат, которые несут предприниматели на подтверждение переводов нормативных документов на стандартизацию — на государственный и русский языки. С 20 мая данные услуги предоставляются на безвозмездной основе..

Кроме того, в этом году в Правительство будет внесена Концепция развития системы обязательного страхования от пожаров, которая предполагает внедрение обязательного страхования от огня некоторых категорий объектов. Это должно заменить проверки со стороны противопожарных служб на страхование ответственности предпринимателя перед третьими лицами в случае пожара. Также Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил до сентября разработать госстандарт проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте также