Транзитный проект

Опубликовано
Официальным началом строительства газопровода Казахстан-Китай, который является частью масштабного межконтинентального проекта «Азиатский газопровод» стал июль 2008 года. Таким образом, Казахстан становится транзитным государством, хотя эксперты ставят под сомнение способность туркменских месторождений обеспечить полную загрузку газопровода.

Начато строительство газопровода Казахстан-Китай

Официальным началом строительства газопровода Казахстан-Китай, который является частью масштабного межконтинентального проекта «Азиатский газопровод» стал июль 2008 года. Таким образом, Казахстан становится транзитным государством, хотя эксперты ставят под сомнение способность туркменских месторождений обеспечить полную загрузку газопровода.

Транзитный проект В среду, 9 июля, состоялась церемония начала строительства участка от Шымкента до Хоргоса газопровода Казахстан-Китай. Напомним, что проект можно разделить на две составляющие: это его главная часть — непосредственно экспортный трубопровод Туркменистан — Китай, проходящий по территории Казахстана, и менее мощная казахстанская врезка в него Бейнеу — Шымкент, строительство которой фактически рассматривается как самостоятельный проект.

Планируемая мощность газопровода — 40 млрд куб. м в год, из нее предназначенного для транзита туркменского газа в Китай — 30 млрд куб. м в год и газоснабжения южных регионов Казахстана — 10 млрд куб. м в год.

По словам генерального директора ТОО «Азиатский газопровод» Беимбета Шаяхметова, строительство участка Шымкент — Хоргос ориентировочно будет превышать $6-6,5 млрд. При этом фактически заемщиком будет выступать совместно созданное предприятие, а гарантом на первые пять лет станет корпоративная гарантия CNPC. Им так же было отмечено, что подпишется контракт с китайской добывающей компанией на транспортировку газа из Туркмении в Китай на условиях «транспортируй или плати», т.е. таким образом риски отсутствия газа на территории Казахстана будут минимизированы.

В соответствии с утвержденным графиком реализации проекта официальное начало строительства — июль 2008 года, расчетный срок подачи первого газа по магистральному газопроводу Казахстан-Китай — 2010 год. Далее, уже к январю 2012 года предусматривается обеспечение транзита туркменского и узбекского газа в КНР в объеме до 30 млрд куб. м в год.

Предполагается, что подрядчиком по реализации проекта с казахстанской стороны станет компания «Казстройсервис», с китайской стороны — CPPE (China Petroleum Pipeline Engineering).

Второй этап газопровода с Запада Казахстана — Бейнеу-Бозой-Акбулак — с присоединением к газопроводу Шымкент-Хоргос еще не начался. По словам Беимбета Шаяхметова, пока нет окончательного видения оценки этого проекта. Так же было отмечено, что объем поставляемого по нему газа не обязательно будет из казахстанских месторождений, его могут брать и в Туркмении, и в Узбекистане.

Говоря о значимости совместного проекта газопровода Казахстан-Китай, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Сауат Мынбаев отметил: «Наше внимание сейчас должно быть сосредоточено на диверсификации и обеспечении устойчивых поставок энергоресурсов Казахстана на мировые рынки. С учетом такой многовекторной политики государства в настоящее время рассматривается возможность участия в различных альтернативных транспортных проектах, обеспечивающих экономическую выгоду республики. В этой связи строительство казахстанско-китайского газопровода придаст импульс развития не только газовой отрасли, но и экономике нашей страны в целом, т.к. мы начинаем получать выгоду как транзитная страна».

Стоит заметить, что специалисты подвергли сомнению способность Туркмении обеспечить полную загрузку данного газопровода. Кроме того, было отмечено, что и 10 млрд куб. м газа для второй части проекта могут стать проблемой, учитывая возможный недостаточно быстрый рост объемов газодобычи в Казахстане в течение ближайших 5-7 лет и наличие крупных контрактных обязательств перед Европой и Россией. Ранее руководитель аналитического отдела журнала KazEnergy Артем Устименко, в беседе с «Къ» отмечал, что, по всей видимости, именно это обстоятельство стало препятствием для реализации Казахстаном самостоятельного проекта экспортного газопровода в Китай по маршруту Макат — Жанажол — Атасу — Алашанькоу. «Правда, не факт, что и сам Туркменистан сможет в течение ближайших 10 лет обеспечивать достаточные объемы поставок газа в Китай, прежде всего, ввиду недостаточного уровня освоенности месторождений правобережья Амударьи. Как следствие, газопровод может остаться недозагруженным, что может сыграть на руку Китаю, в том числе и в вопросе ценообразования», — поясняет Артем Устименко.

Читайте также