Перейти к основному содержанию


2326 просмотров

Непрозрачные компании

Листинг казахстанских компаний за рубежом сократится, уверен управляющий партнер юридической фирмы GRATA Рашид Гайсин. Об этом и о роли юристов при выходе компаний на первичный рынок капитала посредством IPO он рассказал в интервью «Къ».

Непрозрачные компании Листинг казахстанских компаний зарубежом сократится, уверен управляющий партнер юридической фирмы GRATA Рашид Гайсин. Об этом и о роли юристов при выходе компаний на первичный рынок капитала посредством IPO он рассказал в интервью «Къ».

- При выходе компании на первичный рынок капитала посредством IPO одним из участников процесса являются юристы. Какая роль им отводится?
- При листинге юристы активно вовлечены в процесс структурирования сделки, подготовки проспекта эмиссии и других документов, активно проводят дью дилидженс (правовой аудит - Прим. ред.).

- Как вы считаете, текущее состояние нормативно-правовой базы Казахстана препятствует или стимулирует привлечение инвестиций посредством IPO?
- На самом деле, когда мне задают вопросы о законодательстве Республики Казахстан и о том, чтобы я предложил в нем изменить, я отвечаю, что основная проблема не в наличии или отсутствии хороших или плохих законов, а в том, насколько они соблюдаются. Главными нарушителями законов являются отечественные компании, которые имеют непрозрачную структуру собственности и финансовых потоков. Этот фактор значительно препятствует привлечению инвестиций посредством IPO.
Что касается законов, они у нас являются самыми передовыми в Центральной Азии, более того, наше законодательство по ценным бумагам шагнуло далеко вперед, гораздо дальше, чем развитие самого фондового рынка.

- Что, на ваш взгляд, необходимо менять в оперативном порядке?
- Вы знаете, я, может, отвечу жестко, но так называемый кризис расставляет все на свои места, совсем недавно мы разговаривали с одним из топ-менеджеров Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в Казахстане. Раньше у них была проблема с тем, что казахстанские заемщики очень неохотно пытались финансироваться у них, потому что требования ЕБРР по раскрытию информации очень жесткие. Но в связи с тем, что казахстанские банки не хотят или не могут кредитовать определенные отрасли экономики, у компаний практически выбора не остается. Это рынок, он расставляет все на свои места, он говорит: «Вы хотите профинансироваться путем выхода на биржу, то есть привлечь новых акционеров путем продажи ценных бумаг, тогда раскройте, пожалуйста, информацию о себе». Так как мы живем в рыночных условиях, конкуренция и осведомленность населения ставят высокую планку развития для казахстанских компаний. Либо они должны будут совершенствоваться и предоставлять полную информацию о себе и развиваться, либо они будут вынуждены уйти с рынка, потому что у них не будет достаточно финансирования или их бизнес-партнеры и клиенты начнут отворачиваться от них. Таким образом, выигрывать, привлекать средства будет тот, кто открыт и понятен. Рынок заставит менять структуру организации.

- GRATA имеет практический опыт по выводу предприятий на IPO. Расскажите, с какими основными проблемами вы сталкивались при выводе казахстанских компаний?
- Мы работали по IPO Халык банка, ENRC. Сейчас работаем еще над рядом интересных проектов. Наверное, основная проблема, с которой я и члены нашей команды сталкивались, это то, что менеджмент и акционеры казахстанских компаний не всегда готовы предоставить информацию. Во время юридического аудита раскрывается очень много потенциальных проблем и рисков, которые мы, как юристы, обязаны рассмотреть в рамках проспекта эмиссии. Проспект эмиссии - официальный документ, который готовится компанией-эмитентом и содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах. Одним из основных разделов являются так называемые риски, которые состоят из большого количества подразделов, таких как экологические, технологические, риски законодательства, политические и прочие.
На мой взгляд, информация о потенциальных рисках в проспекте эмиссии является одним из ключевых факторов для принятия решений. Итак, неподготовленность менеджмента и акционеров к раскрытию информации и наличие неразрешаемых проблем являются основными преградами при выводе казахстанских компаний на IPO.
Дело в том, что рынок ценных бумаг за рубежом прошел очень длинный путь, когда компании- инвесторы разорялись вследствие неверно указанной информации. Тот же путь предстоит пройти Казахстану. Это рынок, в котором инвестор всегда стоит перед дилеммой: риск или прибыль.

- В 2006-2007 годы были периоды пика, когда казахстанские компании выходили на мировые рынки капитала посредством IPO. С учетом финансового кризиса, который наблюдается в 2008 году, может ли сохраниться тенденция прошедших лет?
- Я думаю, что увеличение тенденции на этом рынке не ожидается, и листинг компаний из Казахстана за рубежом в этом году сократится. На мой взгляд, осталось всего несколько компаний горнорудного сектора, нефтегазового, также я знаю, что «Самрук», правительство Республики Казахстан очень активно прорабатывают возможность листинга на зарубежных фондовых рынках ряда дочерних компаний «Самрук». Компании, запланировавшие свой выход на рынок IPO и листинг на 2008-2009 годы, на данный момент отложили свои планы на несколько поздний срок. Причиной является то, что цены на акции, кроме акций компаний сырьевого сектора, скорее всего не получат адекватной оценки.

Иногда случается так, что компании посредством IPO закрывают свои долгосрочные задолженности. Однако большинство компаний привлеченные средства направляют на развитие, слияния и поглощения, что доказывает количество сделок, совершенных, например, «Казахмысом» за три года. На мой взгляд, 2008-2009 годы будут годами слияний и поглощений.

875 просмотров

Как казахстанцу запустить успешный бизнес в Камбодже

История бренда Koompi

Фото: Shutterstock

Koompi – камбоджийский бренд ноутбуков, который появился благодаря усилиям казахстанского предпринимателя. За два года компании удалось стать одним из самых популярных производителей лэптопов в Камбодже и наладить экспорт в другие страны Юго-Восточной Азии.

«Степень экономического развития Камбоджи такова, что сейчас практически любой бизнес, связанный с онлайн-сервисами или интернетом, может быть потенциально удачным», – говорит Сакен Нигма, руководитель отдела развития бизнеса компании Koompi. Ему можно верить: в Камбодже он создал несколько бизнесов, но Koompi – самый известный его проект.

Книга знаний

До отъезда в Юго-Восточную Азию (ЮВА) Нигма успел и поработать в казахстанском корпоративном секторе в финансовой сфере, и получить опыт предпринимательской деятельности. Наработанный опыт позволил ему при первом посещении Камбоджи заметить перспективные ниши и направления для развития бизнеса. Через несколько месяцев Сакен Нигма снова прилетел в Камбоджу – теперь уже с билетом только в один конец и первоначальным капиталом в $80 тыс. Шел 2017 год.

У казахстанца была договоренность с местным бизнесменом о запуске платежной платформы, однако в последний момент камбоджиец передумал. С еще одним партнером Нигма собирался открыть в Камбодже банк, но регулятор не выдал им лицензию. На идею собирать и продавать ноутбуки Сакена Нигму натолкнуло чтение местной прессы – он увидел там интервью с камбоджийским предпринимателем, который хотел запустить подобный проект. Казахстанец нашел этого бизнесмена  через Facebook, они встретились, определились с общим видением бизнеса и приступили к работе.

Бизнес-проект по сборке ноутбуков из готовых комплектующих был признан перспективным в первую очередь потому, что лэптопы в Камбодже весьма дороги из-за высоких таможенных пошлин и доступны далеко не каждому местному жителю. Сам Нигма видит связь между ситуацией с доступностью техники и неосуществленным проектом платежной системы. «Когда я озвучил идею платежной системы, одним из основных рисков проекта был ощутимый кадровый дефицит – в Камбодже не хватало квалифицированных разработчиков. И мы увидели некую параллель между тем, что здесь проседает IT-образование, и тем, что ноутбук как инструмент для обучения не все могут себе позволить», – поясняет Сакен Нигма. Повышение доступности IT-образования стало фактически миссией компании, которая решила создавать ноутбуки с собственной операционной системой на базе Linux со специальной встроенной функцией для обучения программированию. Название бренда – Koompi – в переводе с кхмерского означает «книга знаний».

Биткоин для поддержки

Первая команда Koompi была интернациональной – работников искали и в Камбодже, и через LinkedIn. В числе первых сотрудников компании были специалисты из Японии, Сан-Паулу, Зимбабве, Чехии, несколько камбоджийцев и сам герой истории. Договоренности с поставщиками, закупка комплектующих в Тайване и Китае – все было организовано достаточно быстро. Продажи ноутбуков Koompi стартовали через 9 месяцев после того, как Сакен Нигма прилетел в Камбоджу.

Цена Koompi была установлена более чем демократичная – $275. Итог первого месяца продаж – 150 ноутбуков. Сейчас Koompi ежемесячно продает 500 ноутбуков, правда, их цена выросла до $339. Покупателям больших партий техники предоставляется скидка за объем, цена – $270. Налажены поставки Koompi на Филиппины, небольшая партия ушла в Таиланд. Компания участвует в государственных тендерах на комплектацию компьютерных классов в школах. «Для нашего маленького предприятия это хорошие цифры. Это позволяет всем себя комфортно чувствовать и зарабатывать деньги», – говорит Нигма и тут же добавляет, что так было не всегда. Когда проект еще не приносил прибыль, а источники дохода были необходимы, казахстанец создал в Камбодже сервис по покупке и продаже биткоинов. «В какой-то момент у нас был большой кассовый разрыв. И нам нужно был открыть небольшой сервис, который бы генерил деньги», – объясняет предприниматель. Через какое-то время после запуска сервиса Национальный банк Камбоджи заявил, что не рекомендует гражданам страны покупать и продавать криптовалюту. Директора компании с аналогичным бизнесом арестовали в тот же день, а после дали два года тюрьмы. Сакен Нигма, чтобы не повторить судьбу коллеги по рынку, по совету юриста тут же улетел в Бангкок. Сервис по покупке и продаже биткоинов был закрыт, его организаторы принесли руководству страны извинения, и после этого Нигма смог вернуться в Камбоджу к проекту Koompi.

После истории с биткоином команда Koompi пошла по классическому пути стартапа и привлекла в проект инвестора. Более того, это партнерство выросло в создание венчурного фонда, куда помимо инвестора Koompi вошли еще несколько человек, включая самого Сакена Нигму. На сегодня из 30 камбоджийских стартапов, в которые инвестировал этот венчурный фонд, выжили 19, при этом 7 из них – прибыльные. Самой успешной инвестицией фонда стал проект платформы по онлайн-покупке билетов на междугородние автобусы. Этот стартап был успешно реализован и в итоге выкуплен стратегическим инвестором из Камбоджи.

Продавать Koompi в Казахстане Сакен Нигма не планирует: во-первых, отечественный рынок после азиатского кажется слишком маленьким; во-вторых, цены на подобный продукт в Казахстане вполне конкурентные, а в-третьих, казахстанцы привыкли работать на Windows. Для камбоджийцев же Koompi часто первый ноутбук, и операционная система на базе Linux их не смущает.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций