2512 просмотров

Непрозрачные компании

Листинг казахстанских компаний за рубежом сократится, уверен управляющий партнер юридической фирмы GRATA Рашид Гайсин. Об этом и о роли юристов при выходе компаний на первичный рынок капитала посредством IPO он рассказал в интервью «Къ».

Непрозрачные компании

Непрозрачные компании
Непрозрачные компании Листинг казахстанских компаний зарубежом сократится, уверен управляющий партнер юридической фирмы GRATA Рашид Гайсин. Об этом и о роли юристов при выходе компаний на первичный рынок капитала посредством IPO он рассказал в интервью «Къ».

- При выходе компании на первичный рынок капитала посредством IPO одним из участников процесса являются юристы. Какая роль им отводится?
- При листинге юристы активно вовлечены в процесс структурирования сделки, подготовки проспекта эмиссии и других документов, активно проводят дью дилидженс (правовой аудит - Прим. ред.).

- Как вы считаете, текущее состояние нормативно-правовой базы Казахстана препятствует или стимулирует привлечение инвестиций посредством IPO?
- На самом деле, когда мне задают вопросы о законодательстве Республики Казахстан и о том, чтобы я предложил в нем изменить, я отвечаю, что основная проблема не в наличии или отсутствии хороших или плохих законов, а в том, насколько они соблюдаются. Главными нарушителями законов являются отечественные компании, которые имеют непрозрачную структуру собственности и финансовых потоков. Этот фактор значительно препятствует привлечению инвестиций посредством IPO.
Что касается законов, они у нас являются самыми передовыми в Центральной Азии, более того, наше законодательство по ценным бумагам шагнуло далеко вперед, гораздо дальше, чем развитие самого фондового рынка.

- Что, на ваш взгляд, необходимо менять в оперативном порядке?
- Вы знаете, я, может, отвечу жестко, но так называемый кризис расставляет все на свои места, совсем недавно мы разговаривали с одним из топ-менеджеров Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) в Казахстане. Раньше у них была проблема с тем, что казахстанские заемщики очень неохотно пытались финансироваться у них, потому что требования ЕБРР по раскрытию информации очень жесткие. Но в связи с тем, что казахстанские банки не хотят или не могут кредитовать определенные отрасли экономики, у компаний практически выбора не остается. Это рынок, он расставляет все на свои места, он говорит: «Вы хотите профинансироваться путем выхода на биржу, то есть привлечь новых акционеров путем продажи ценных бумаг, тогда раскройте, пожалуйста, информацию о себе». Так как мы живем в рыночных условиях, конкуренция и осведомленность населения ставят высокую планку развития для казахстанских компаний. Либо они должны будут совершенствоваться и предоставлять полную информацию о себе и развиваться, либо они будут вынуждены уйти с рынка, потому что у них не будет достаточно финансирования или их бизнес-партнеры и клиенты начнут отворачиваться от них. Таким образом, выигрывать, привлекать средства будет тот, кто открыт и понятен. Рынок заставит менять структуру организации.

- GRATA имеет практический опыт по выводу предприятий на IPO. Расскажите, с какими основными проблемами вы сталкивались при выводе казахстанских компаний?
- Мы работали по IPO Халык банка, ENRC. Сейчас работаем еще над рядом интересных проектов. Наверное, основная проблема, с которой я и члены нашей команды сталкивались, это то, что менеджмент и акционеры казахстанских компаний не всегда готовы предоставить информацию. Во время юридического аудита раскрывается очень много потенциальных проблем и рисков, которые мы, как юристы, обязаны рассмотреть в рамках проспекта эмиссии. Проспект эмиссии - официальный документ, который готовится компанией-эмитентом и содержит существенную информацию об эмитенте и его ценных бумагах. Одним из основных разделов являются так называемые риски, которые состоят из большого количества подразделов, таких как экологические, технологические, риски законодательства, политические и прочие.
На мой взгляд, информация о потенциальных рисках в проспекте эмиссии является одним из ключевых факторов для принятия решений. Итак, неподготовленность менеджмента и акционеров к раскрытию информации и наличие неразрешаемых проблем являются основными преградами при выводе казахстанских компаний на IPO.
Дело в том, что рынок ценных бумаг за рубежом прошел очень длинный путь, когда компании- инвесторы разорялись вследствие неверно указанной информации. Тот же путь предстоит пройти Казахстану. Это рынок, в котором инвестор всегда стоит перед дилеммой: риск или прибыль.

- В 2006-2007 годы были периоды пика, когда казахстанские компании выходили на мировые рынки капитала посредством IPO. С учетом финансового кризиса, который наблюдается в 2008 году, может ли сохраниться тенденция прошедших лет?
- Я думаю, что увеличение тенденции на этом рынке не ожидается, и листинг компаний из Казахстана за рубежом в этом году сократится. На мой взгляд, осталось всего несколько компаний горнорудного сектора, нефтегазового, также я знаю, что «Самрук», правительство Республики Казахстан очень активно прорабатывают возможность листинга на зарубежных фондовых рынках ряда дочерних компаний «Самрук». Компании, запланировавшие свой выход на рынок IPO и листинг на 2008-2009 годы, на данный момент отложили свои планы на несколько поздний срок. Причиной является то, что цены на акции, кроме акций компаний сырьевого сектора, скорее всего не получат адекватной оценки.

Иногда случается так, что компании посредством IPO закрывают свои долгосрочные задолженности. Однако большинство компаний привлеченные средства направляют на развитие, слияния и поглощения, что доказывает количество сделок, совершенных, например, «Казахмысом» за три года. На мой взгляд, 2008-2009 годы будут годами слияний и поглощений.

banner_wsj.gif

64 просмотра

Как виртуальные организации формируют почти бесконечный спрос

Авторская колонка CEO Prime Source Евгения Щербинина

Фото: Depositphotos/kentoh

Совсем скоро среднестатистический человек будет проводить половину своего времени в интернете, сейчас – более 40%. Такие цифры приводят We Are Social и Hootsuite в ежегодном отчете Digital 2020. Это глобальные цифры, показатели по разным странам отличаются.

По данным исследователей, среднестатистический пользователь проводит в интернете 6 часов 43 минуты каждый день, или более 100 дней в год.

В совокупности глобальная аудитория интернета будет онлайн 1,25 млрд лет за один только 2020 год. Уберите время на сон, и получается, что среднестатистический человек почти 40% своего времени проводит в интернете. Бизнесу осталось грамотно предложить свой продукт покупателю в сети.

В нецифровом мире для того, чтобы продать товар, организации нужно арендовать место на рынке, дать рекламу, после чего, возможно, пойдут клиенты. В цифровом мире этот процесс устроен иначе. 

Первое. Для привлечения клиентов в сети существует несколько инструментов.

Маркетплейсы. Это цифровые площадки, «витрины» где продавцы могут разместить свой товар. В Казахстане существует несколько таких ресурсов: kaspi.kz, Сhocomart, ForteMarket и другие. Поток клиентов обеспечивается за счет рекламы самой площадки и продвижения товара в поиске. Если в Казахстане мода на маркетплейсы только оформляется, у наших соседей – россиян – по данным аналитического агентства Data Insight, к концу года доля маркетплейсов в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%.

Social media marketing (SMM). Это продвижение сайта продавца в интернете – в поисковых запросах, социальных сетях. Долгое время считалось, что для продвижения необходимы специальные компетенции и так называемые СММ-менеджеры. 
Сегодня существуют интуитивно понятные инструменты-агрегаторы, при помощи которых простыми фильтрами можно настроить продвижение сайта на всех площадках.

Информирование. Речь идет о рассылке СМС, push-сообщений, рекламы в социальных сетях, звонках рекламного робота на основе геотаргетинга. Продавец может выбрать область на карте, возраст, пол и другие параметры клиента, на основании которых клиенту будет направлено сообщение (по настроенному событию). Например, салон красоты может автоматически раз в месяц рассылать сообщение о купоне со скидкой на посещение женщинам от 20 до 55 лет, живущим в радиусе километра.

Второе. Этап консультирования клиентов и оформления онлайн-заявки на сайте важен не менее, чем поиск покупателя. Раньше для оформления заявки на товар или услугу продавцу необходимо было либо иметь физический офис, либо создавать call-центр, приобретать и настраивать оборудование и программное обеспечение, нанимать и обучать персонал. Сегодня на этом этапе можно ограничиться онлайн-инструментами.

Аутсорсинг контактного центра. Предприниматель может нанять профессиональных операторов, которые будут консультировать и оформлять заказы на его товары и услуги. Примерами подобных аутсорсинговых контактных центров являются KT Cloud, «Транстелеком», Sanatel и другие. Такие контактные центры могут обеспечить обслуживание клиентов по видеосвязи, голосовому или текстовому каналу (мессенджеры, социальные сети, переписка на сайте).

Аренда программного обес­печения контактного центра (видео, голос, текст). Предприниматель может обеспечить своих операторов рабочими местами в уже созданной и работающей инфраструктуре контактного центра. Это экономит время и деньги, гарантирует мобильность.

Голосовые и текстовые роботы являются самым свежим, при этом самым недорогим способом обслуживания клиентов. Система с искусственным интеллектом может ответить на вопросы клиента и даже выполнить ту или иную транзакцию.

Третье. Не менее важен этап оплаты товара или услуги на меркетплейсе. Для того, чтобы принять оплату, раньше компания должна была иметь кассовый аппарат и терминал приема оплат по банковской карте. Сейчас оплату в интернет-магазине или маркетплейсе принимают, настроив интернет-эквайринг. В Казахстане такие услуги предлагает, к примеру, processing.kz.

Для приема оплаты в физических точках продаж используются двух- и трехкомпонентные устройства, одним действием принимающие оплату, создающие выбытие в учете и выполняющие фискализацию операции. Например, такой сервис предлагает ForteKassa.

Четвертое. Доставка товара или обмен документами. Почта и курьерские службы существуют давно, однако использование их для доставки товара было не процессом, а проектом, требующим каждый раз согласования условий и деталей. Это не позволяло встраивать сторонние логистические компании в автоматизированные бизнес-процессы организаций. Сегодня в этом направлении предлагаются альтернативные варианты.

Аутсорсинг доставки. Существуют компании, которые могут обеспечить доставку любого товара или организовать выполнение специфичной задачи, например, доставки карт с подписанием документов и идентификацией клиента. Заявки на доставку отправляются в цифровом виде либо прямо из системы заказчика, либо через систему самого сервиса доставки. Примером такого сервиса является Mykhat.

Сервис организации работы собственной курьерской службы. Для тех предпринимателей, которые считают более подходящим вариант использования собственных курьеров, существуют сервисы, предоставляющие полную инфраструктуру для организации их эффективной работы. Это приложения курьеров, программное обеспечение диспетчеров и искусственный интеллект, который автоматически принимает заявки и выстраи­вает умную логистику.

Пятое. Рабочие места сотрудников. Многие предприниматели уже сделали вывод, что приобретение собственного офиса обычно экономически нецелесообразно, так как процент по депозиту на сумму приобретения, как правило, выше стоимости аренды помещения.

Карантин сделал популярными ранее существовавшие инструменты организации и контроля удаленной работы сотрудников: сервис видеозвонков, контроль и управление задачами, мониторинг работы сотрудника на удаленном рабочем месте. Так что офисные помещения могут быть существенно сокращены, вплоть до полного отказа от физических офисов.

Воспользовавшись в полной мере возможностями современных технологий, организация может повысить удовлетворенность клиентов, сократить операционные расходы и увеличить выручку даже в условиях кризиса. Таким образом создается почти вечный спрос – довольные клиенты возвращаются за покупками, приводя с собой новых покупателей.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg