Малой нефтью по полям

Опубликовано
Непредсказуемый положительно-отрицательный тренд нефтяных цен в последние два месяца в диапазоне $4-5 за баррель накладывает свой отпечаток на стоимость топлива в стране, причем в сторону увеличения. Ситуация усугубляется приближением осенне-полевых работ, что, соответственно, приведет к увеличению потребности в топливе на внутреннем рынке.

Непредсказуемый положительно-отрицательный тренд нефтяных цен в последние два месяца в диапазоне $4-5 за баррель накладывает свой отпечаток на стоимость топлива в стране, причем в сторону увеличения. Ситуация усугубляется приближением осенне-полевых работ, что, соответственно, приведет к увеличению потребности в топливе на внутреннем рынке.

Попытки смягчить последствия взлетов и падений нефтяных цен предпринимаются отечественными чиновниками с прошлого года. В надежде на остановку роста стоимости топлива уже был запрещен вывоз бензина и дизтоплива из страны, повышена таможенная пошлина на экспорт нефти, а также заключен меморандум с поставщиками по предоставлению дешевого топлива сельхозпроизводителям. Однако, несмотря на все предпринятые меры, стоимость нефтепродуктов увеличилась с начала года на 15%.

Теперь выход из сложившейся ситуации власти видят в увеличении поставок нефти на внутренний рынок. «В преддверии осенне-полевых работ, в том числе и административными мерами, попытаемся увеличить объемы поставок нефти на внутренний рынок», — обнадеживает министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Причем, другого варианта пока нет, — подчеркивает он.

Как выяснилось, ежемесячно в стране производится около 340 тысяч тонн дизтоплива, 130 из них ведомство обязуется отправлять сельхозтоваропроизводителям по фиксированным ценам, кроме того, порядка еще 70 тысяч тонн используют для потребностей АО НК «Казахстан темир жолы». Таким образом, на свободный рынок остается только 140 тысяч тонн в месяц. «Но эти объемы мы попытаемся увеличить», — обещает министр.

В то же время он признает, что отечественным нефтеперерабатывающим заводам следует ускорить поставки удешевленного ГСМ для сельхозтоваропроизводителей. «Мы определились с объемом — 389 тысяч тонн в эти три летних месяца, первые отгрузки уже пошли, по июлю потребность была определена — 122 тысячи тонн, из которых отгружено 16 тысяч. Ускориться в этом направлении надо», — предлагает он.

Нестабильность стоимости нефти влияет также и на ход подготовки к отопительному сезону. Глава МЭМР отмечает, что цена на мазут значительно выросла и приблизилась к российской, что является довольно тревожным сигналом для рядовых потребителей. Исправить сложившуюся ситуацию предлагается закреплением областей за тремя НПЗ. «Заодно нам надо закрепить цену по объемам поставляемого мазута», — считает Сауат Мынбаев. Как выяснилось, уже сейчас стоимость мазута Атырауского НПЗ составляет порядка 60 тысяч тенге за тонну, а Павлодарского — 62 тыс. тг. «Мы считаем, что могли бы с ними договориться на уровне где-то 48 тысяч вместе с НДС, и это соответствует тем расчетам, по которым выделялись дотации на Жамбылскую ГРЭС», — предполагает министр.

Говоря об увеличении стоимости нефти, нельзя не затронуть и цены на авиатопливо, что особенно актуально сейчас, в разгар туристического сезона. «На сегодняшний день в казахстанских аэропортах есть примерно месячный запас топлива. Мы держим под контролем наличие авиакеросина, но цена, к сожалению, растет. Тем не менее наши цены где-то на 5-10% ниже, чем в России», — проинформировал «Къ» начальник управления аэропортов и авиакомпаний комитета гражданской авиации Галей Сыртланов.

Необходимо отметить, что в начале года между отечественными НПЗ и аэропортами был заключен меморандум о стабильных поставках авиакеросина. «Все производимое ими топливо равномерно распределено между аэропортами, то есть оно не уходит за рубеж. Таким образом, мы сможем избежать дефицита», — поясняет Галей Сыртланов.

Ситуация с ценами на ГСМ, считают эксперты, определяется не только внутренними факторами, но и в значительной мере внешними условиями. На формирование розничной стоимости нефтепродуктов сильно влияет увеличение отпускной цены российских НПЗ, — отмечает директор департамента внешних связей и информации АО «Торговый дом «КазМунайГаз» Галым Тумабаев.

«На наш взгляд, ценовой психологический потолок на внутреннем рынке ГСМ уже достигнут. Мы ожидаем, что принятые правительством меры дадут результаты в ближайшие месяцы, поскольку созданы определенные предпосылки для стабилизации цен. Вместе с тем необходимы дополнительные меры экономического стимулирования для увеличения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок», — сказал он «Къ».

Напомним, в мае текущего года с АО «КМГ» были заключены договора по обеспечению дизельным топливом автобусных парков и предприятий коммунальных хозяйств городов Астана и Алматы. «Мы заинтересованы в стабильном и прозрачном рынке нефтепродуктов, на котором нет места спекулятивным действиям. И если госорганы в лице АРЕМ считают, что существуют факты ценового сговора, то они имеют возможность провести расследование и принять исчерпывающие меры в рамках своей компетенции. Мы в этом им поможем и окажем всяческое содействие», — подчеркивает представитель «КМГ».

Между тем, по данным Международного энергетического агентства, суточное потребление нефти в мире увеличится в текущем году до 86, 85 млн баррелей. Эксперты МЭА повысили на 80 тыс. барр./день собственный прогноз роста потребления нефти в 2008 г. Поправки в прежних данных вызваны в первую очередь ростом потребления в странах с быстро развивающейся экономикой — Китае, Индии, а также государствах Ближнего Востока. Так, спрос КНР увеличится в нынешнем году на 5,6 % по сравнению с прошлым. Кроме того, по прогнозам экспертов МЭА, произойдет существенное сокращение потребления нефти в западных странах, которое компенсируется спросом в развивающихся государствах.

Читайте также