Перейти к основному содержанию


1648 просмотров

Будущий перевозчик

Численность населения Астаны, превысившая по данным Агентства по статистике 600 тыс. человек, продолжает расти. При этом количество автомобилей увеличилось за последние семь лет с учетом транзита в 5,7 раза, что все чаще создает трудности с быстрым передвижением по городу с учетом наличия традиционно узких улиц в столице. Для решения данного вопроса столичный акимат предлагает пустить в городе легкорельсовый трамвай.

Численность населения Астаны, превысившая по данным Агентства по статистике 600 тыс. человек, продолжает расти. При этом количество автомобилей увеличилось за последние семь лет с учетом транзита в 5,7 раза, что все чаще создает трудности с быстрым передвижением по городу с учетом наличия традиционно узких улиц в столице. Для решения данного вопроса столичный акимат предлагает пустить в городе легкорельсовый трамвай.

Заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Астана Талгат Ардан рассказал «Къ» о том, что после изучения опыта применения легкорельсовых транспортных систем в других странах и учета перспектив роста количества автотранспорта акимат столицы ведет работу по реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны», которая предполагает внедрение эстакадной легкорельсовой транспортной системы на концессионной основе. По его мнению, введение легкорельсового трамвая в столице позволит избежать необходимости выделения двух полос движения проезжей части. По информации замглавы департамента, строительство комплексной транспортной системы общей протяженностью 58,8 км будет проведено в 4 этапа - с 2008 по 2015 годы. «Система будет охватывать все основные районы проживания населения, административные центры, места массовых спортивных и зрелищных мероприятий, аэропорт и вокзалы», - подытожил Т.Ардан.

Все основные заимствования будет привлекать компания-концессионер, которая в течение 30 лет должна эксплуатировать и обслуживать систему, соблюдая требования, предъявляемые акиматом города к перевозочным и качественным параметрам, затем передаст систему городу. В текущем году на разработку ТЭО проекта и подготовку конкурсной документации на концессионный конкурс из бюджета города выделено 250 млн тенге. По его итогам победителем признана компания Hong Kong Transportation Development LTD. Конкурс на строительство трамвайной линии будет проведен в четвертом квартале 2008 года.

Данное новшество, по замыслу организаторов, должно разгрузить столичные улицы, побудив часть автовладельцев пересесть в трамвай. Предполагается, что легкорельсовый трамвай будет ходить на высоте нескольких метров над землей с трехминутным интервалом. Председатель комитета по легкорельсовому транспорту Международного союза общественного транспорта Раймонд Хью подчеркнул, что ЛРТ сегодня - наиболее динамично развивающийся вид общественного транспорта в крупных городах мира. Он также обладает наибольшей скоростью и провозной способностью по сравнению с автобусом, троллейбусом и традиционным трамваем. Более того, полагает Р.Хью, для большинства крупных городов мира легкорельсовый трамвай стал высокоэффективной альтернативой даже метрополитену. «Легкорельсовый трамвай, что особенно актуально в условиях топливного кризиса, позволяет существенно экономить на общенациональном потреблении топливно-энергетических ресурсов, так как на один пассажиро-километр ЛРТ расходуется на порядок меньше энергии, чем на автомобильном транспорте», - подытожил преимущества ЛРТ эксперт.

С ним не согласен экономический обозреватель Тулеген Аскаров, считающий, что в настоящее время роль трамвайного сообщения уменьшилась. «Там, где трамваи, троллейбусы и другой электрический транспорт, там создается больше условий для того, чтобы возникали пробки и разные помехи для движения. Допустим, свет отключается и все - электрический транспорт встал. А остальным-то надо ехать», - рассказал он [i]«Къ»[/i]. Аскаров подчеркнул, что в Алматы участились случаи отключения электричества, что в первую очередь бьет по электротранспорту.

Кроме того, считает эксперт, в транспортных системах всех крупных городах ставка делается не на один вид транспорта, а на их комбинацию.

Также Т.Аскаров напомнил о том, что в Москве существуют электропоезда, привозящие пассажиров из-за пределов городской черты прямо в центр города, к вокзалу. Такой вариант для большинства людей привлекательнее движения по пробкам через весь город. В дополнение ко всему сейчас произошло выравнивание стоимости проезда на электрическом и автомобильном транспорте.

854 просмотра

Как казахстанцу запустить успешный бизнес в Камбодже

История бренда Koompi

Фото: Shutterstock

Koompi – камбоджийский бренд ноутбуков, который появился благодаря усилиям казахстанского предпринимателя. За два года компании удалось стать одним из самых популярных производителей лэптопов в Камбодже и наладить экспорт в другие страны Юго-Восточной Азии.

«Степень экономического развития Камбоджи такова, что сейчас практически любой бизнес, связанный с онлайн-сервисами или интернетом, может быть потенциально удачным», – говорит Сакен Нигма, руководитель отдела развития бизнеса компании Koompi. Ему можно верить: в Камбодже он создал несколько бизнесов, но Koompi – самый известный его проект.

Книга знаний

До отъезда в Юго-Восточную Азию (ЮВА) Нигма успел и поработать в казахстанском корпоративном секторе в финансовой сфере, и получить опыт предпринимательской деятельности. Наработанный опыт позволил ему при первом посещении Камбоджи заметить перспективные ниши и направления для развития бизнеса. Через несколько месяцев Сакен Нигма снова прилетел в Камбоджу – теперь уже с билетом только в один конец и первоначальным капиталом в $80 тыс. Шел 2017 год.

У казахстанца была договоренность с местным бизнесменом о запуске платежной платформы, однако в последний момент камбоджиец передумал. С еще одним партнером Нигма собирался открыть в Камбодже банк, но регулятор не выдал им лицензию. На идею собирать и продавать ноутбуки Сакена Нигму натолкнуло чтение местной прессы – он увидел там интервью с камбоджийским предпринимателем, который хотел запустить подобный проект. Казахстанец нашел этого бизнесмена  через Facebook, они встретились, определились с общим видением бизнеса и приступили к работе.

Бизнес-проект по сборке ноутбуков из готовых комплектующих был признан перспективным в первую очередь потому, что лэптопы в Камбодже весьма дороги из-за высоких таможенных пошлин и доступны далеко не каждому местному жителю. Сам Нигма видит связь между ситуацией с доступностью техники и неосуществленным проектом платежной системы. «Когда я озвучил идею платежной системы, одним из основных рисков проекта был ощутимый кадровый дефицит – в Камбодже не хватало квалифицированных разработчиков. И мы увидели некую параллель между тем, что здесь проседает IT-образование, и тем, что ноутбук как инструмент для обучения не все могут себе позволить», – поясняет Сакен Нигма. Повышение доступности IT-образования стало фактически миссией компании, которая решила создавать ноутбуки с собственной операционной системой на базе Linux со специальной встроенной функцией для обучения программированию. Название бренда – Koompi – в переводе с кхмерского означает «книга знаний».

Биткоин для поддержки

Первая команда Koompi была интернациональной – работников искали и в Камбодже, и через LinkedIn. В числе первых сотрудников компании были специалисты из Японии, Сан-Паулу, Зимбабве, Чехии, несколько камбоджийцев и сам герой истории. Договоренности с поставщиками, закупка комплектующих в Тайване и Китае – все было организовано достаточно быстро. Продажи ноутбуков Koompi стартовали через 9 месяцев после того, как Сакен Нигма прилетел в Камбоджу.

Цена Koompi была установлена более чем демократичная – $275. Итог первого месяца продаж – 150 ноутбуков. Сейчас Koompi ежемесячно продает 500 ноутбуков, правда, их цена выросла до $339. Покупателям больших партий техники предоставляется скидка за объем, цена – $270. Налажены поставки Koompi на Филиппины, небольшая партия ушла в Таиланд. Компания участвует в государственных тендерах на комплектацию компьютерных классов в школах. «Для нашего маленького предприятия это хорошие цифры. Это позволяет всем себя комфортно чувствовать и зарабатывать деньги», – говорит Нигма и тут же добавляет, что так было не всегда. Когда проект еще не приносил прибыль, а источники дохода были необходимы, казахстанец создал в Камбодже сервис по покупке и продаже биткоинов. «В какой-то момент у нас был большой кассовый разрыв. И нам нужно был открыть небольшой сервис, который бы генерил деньги», – объясняет предприниматель. Через какое-то время после запуска сервиса Национальный банк Камбоджи заявил, что не рекомендует гражданам страны покупать и продавать криптовалюту. Директора компании с аналогичным бизнесом арестовали в тот же день, а после дали два года тюрьмы. Сакен Нигма, чтобы не повторить судьбу коллеги по рынку, по совету юриста тут же улетел в Бангкок. Сервис по покупке и продаже биткоинов был закрыт, его организаторы принесли руководству страны извинения, и после этого Нигма смог вернуться в Камбоджу к проекту Koompi.

После истории с биткоином команда Koompi пошла по классическому пути стартапа и привлекла в проект инвестора. Более того, это партнерство выросло в создание венчурного фонда, куда помимо инвестора Koompi вошли еще несколько человек, включая самого Сакена Нигму. На сегодня из 30 камбоджийских стартапов, в которые инвестировал этот венчурный фонд, выжили 19, при этом 7 из них – прибыльные. Самой успешной инвестицией фонда стал проект платформы по онлайн-покупке билетов на междугородние автобусы. Этот стартап был успешно реализован и в итоге выкуплен стратегическим инвестором из Камбоджи.

Продавать Koompi в Казахстане Сакен Нигма не планирует: во-первых, отечественный рынок после азиатского кажется слишком маленьким; во-вторых, цены на подобный продукт в Казахстане вполне конкурентные, а в-третьих, казахстанцы привыкли работать на Windows. Для камбоджийцев же Koompi часто первый ноутбук, и операционная система на базе Linux их не смущает.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций