Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1336 просмотров

Азиатская площадка для экспансии

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Азиатская площадка для экспансии

Азиатская площадка для экспансии
Продолжаются переговоры о покупке акций казахстанской компании «АзияАвто» российским «АвтоВАЗом»

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев поделился с «Къ» ходом переговоров о предстоящей сделке. По его словам, ключевым здесь является стремление двух компаний вступить в стратегическое партнерство по развитию производства легковых автомобилей в Казахстане. «АвтоВАЗ» реализует свою программу по наращиванию мощностей с 800 тысяч до 1,5 млн автомобилей в год, которая была принята сразу после того, как компания вступила в альянс с Renault-nissan.

«Азия Авто» увеличивает масштабы своего производства, что означает расширение мощностей до 120 тысяч автомобилей в год, запуск штамповки, сварки и окраски, экспорт 50% продукции на соседние рынки, и, следовательно, достижение финансового результата, причем не только за счет продаж на внутреннем рынке, а преимущественно за счет экспорта», - поясняет Ержан Мажиев.

В результате, по замыслу, Казахстан получает мощное экспорто ориентированное машиностроительное производство, идущее в своей технологии от сырья (листовой прокат) до готовой продукции (легковые автомобили). Важным является то, что в Казахстан приходят новейшие технологии, создаются экологичные производства, новые рабочие места, развивается несырьевой сектор.

Для реализации вышеизложенных планов предполагается вхождение «АвтоВАЗа» в капитал «Азия Авто». Приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция».

Ержан Мандиев отмечает, что это обеспечит стабильность и предсказуемость в поведении партнеров. И добавляет: «Важно, что эту сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами. С одной стороны, это демонстрирует сохранение заинтересованности в развитии проекта действующими акционерами, с другой - выручка от продажи акций позволит увеличить активы компании, повысит капитализацию».

Подписание сделки, по ожиданиям, должно состояться на сентябрьском форуме приграничных регионов России и Казахстана в Актобе. О возможном переносе сроков пока ничего не известно.

Возможная стоимость акций и инвестиции
Сумма сделки по-прежнему не анонсирована, однако Ержан Мандиев говорит: «Эта сторона вопроса еще не прошла процедуры согласования. Предстоит аудит. Аудитора «АвтоВАЗ» уже определил.

Однако, по предварительным оценкам менеджмента завода, сумма сделки должна находиться в диапазоне $40-50 млн. На нее существенное влияние может оказывать текущая ситуация на рынке, действия государства, ну и, конечно, общемировая конъюнктура».

На данный момент конвейер «Азия Авто» позволяет производить сборку до 4 моделей автомобилей одновременно и имеет проектную мощность 45 тыс. машин в год. В случае покупки «АзияАвто» «АвтоВАЗ» рассчитывает не только загрузить его мощности на 100%, но и расширить их до 120 тыс. машин в год, для этого потребуется большой объем инвестиций.

По оценкам «АзияАвто», в основные производства (штамповка, сварка, окраска, а также расширение сборки и модернизация испытательного оборудования) потребуется дополнительно инвестировать около 150 млн долларов США.

Общая стоимость проекта составит примерно 350 млн долларов США. Ержан Мандиев добавляет, что эти данные не включают в себя инвестиции в производство широкого перечня комплектующих, локализация производства которых потребуется в момент запуска этого проекта.

Вероятнее всего, локализации подвергнется все, за исключением двигателя, трансмиссии, некоторые элементы подвески и электронных систем. Привлечение российского партнера принесет компании «АзияАвто» и необходимые инвестиции.

Анализ рынка и планы экспансии
Другим важным моментом является то, где будут реализовываться авто после расширенного производства и найдут ли они свой сбыт.

Как уже сообщалось, ожидается, что 50% производимых автомобилей будет экспортироваться в близлежащие регионы России (Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Кемерово, Красноярск).

Для того чтобы понять логику партнеров по проекту, достаточно проанализировать продажи марки LADA на рынках России и Украины.

«Таким образом, наглядно видно, что оценка потенциала рынка Казахстана по марке LADA в 45-70 тысяч автомобилей в год выглядит вполне реалистично», - считает Ержан Мандиев.

Необходимо также учесть тот факт, что «АвтоВАЗ», помимо освоения рынка Казахстана, по всей видимости, планирует сделать завод «АзияАвто» площадкой для экспансии «АвтоВАЗа» на рынки Сибири и Дальнего Востока. Сейчас завод проигрывает азиатским автопроизводителям: по данным Ernst & Young, на Урал и Сибирь приходится около 17% продаж российского автозавода, на Дальний Восток - не более 3%, тогда как основной объем продукции (80%) продается в Центральном регионе России. Аналитик из Ernst & Young Иван Бончев, считает, что модели Lada, собранные в Казахстане, могут быть конкурентоспособны за Уралом, так как между Россией и Казахстаном действует режим свободной торговли, и «АзияАвто» сможет получать машинокомплекты для сборки беспошлинно.

Планы по брендам - будут ли изменения
Также закономерно возникает вопрос - будет ли с приходом «АвтоВАЗа» сокращен объем производства компанией «АзияАвто» марок Skoda и Chevrolet, и насколько, и будет ли расширен объем выпуска Niva, Lada? Ержан Мандиев отвечает: «Наиболее массовыми остаются по-прежнему автомобили до 40 тыс. долларов США. Исходя из этого и планируется строить стратегию при формировании модельного ряда производства. Названия моделей по новому проекту пока неизвестны, потому что их пока попросту нет в природе, их разработка только ведется. Но, скорее всего, это будет бюджетный автомобиль класса C в ценовом диапазоне 9-14 тыс. долларов США, среднеразмерный автомобиль (C-D) в ценовом диапазоне 18-26 тыс. долларов США и компактный внедорожник. Если наши ожидания в части увеличения продаж новых автомобилей оправдаются, то мы надеемся на адекватный рост продаж, а следовательно, и производства автомобилей марок Skoda и Chevrolet. И рассчитываем сохранить их производство в Казахстане».

Рост продаж новых автомобилей, по оценке Ержана Мандиева, должен, безусловно, положительно сказаться на развитии автомобильной инфраструктуры. Если до последнего времени в Алматы марки были представлены более или менее качественно, то увеличение продаж позволило бы обеспечить активное инвестирование в сертифицированные сервисные станции в регионах.

Однако у президента группы «АвтоВАЗ» Бориса Алешина несколько другое мнение. Отвечая на вопрос о судьбе сборочных производств Skoda и Chevrolet, г-н Алешин сообщил: «Все, что выгодно производить, мы производить будем, но данную площадку рассматриваем главным образом как плацдарм для собственного производства». «Помимо Lada, мы могли бы собирать на предприятии модели Nissan Renault», - сказал он.

PR-менеджер КМК «Астана Моторс» Диаз Абылкасов выражает такое мнение: «Возможное увеличение выпуска на «АзияАвто» недорогих моделей «АвтоВАЗа» перспективно с точки зрения доступности новых автомобилей для жителей регионов Казахстана с умеренным достатком. В Алматы и Астане же классическая «Нива» и «Лада» уже давно не пользуются таким спросом, как раньше. Наращивание выпуска этих моделей на заводе «Азия Авто» вряд ли изменит данную ситуацию. Более обеспеченные жители двух столиц могут позволить себе куда более конкурентоспособные, современные, комфортные и качественные автомобили импортного производства».

По его мнению, для «Азия Авто» выгодность сотрудничества с «АвтоВАЗом» заключается в возможности развития сборочного производства в полноценное, со штамповкой и окраской кузовов, и колоссальном наращивании объемов производства. Все это станет возможно благодаря планируемым значительным инвестициям со стороны «АвтоВАЗа».

«С другой стороны, «АзияАвто», возможно, придется свернуть производство автомобилей Skoda и Chevrolet - таким может быть естественное условие «АвтоВАЗа». Вряд ли прекращение такого сотрудничества со Skoda, входящей в крупнейший немецкий концерн Volkswagen и Chevrolet (эта торговая марка принадлежит второму по величине мировому автопроизводителю, американскому General Motors) радует руководство завода «Азия Авто», - считает Диаз Абылкасов.

Главная же тенденция, берущая начало с возможным приходом в Казахстан «АвтоВАЗа» в качестве производителя, по его мнению - приход в нашу страну крупных мировых автомобильных компаний и, как следствие, становление в Казахстане полноценного автопрома, который может не только удовлетворять политическим амбициям, но и быть экономически целесообразным и приносящим соответствующую прибыль.

Экономический эффект от сделки Ержан Мандиев оценивает в краткосрочной перспективе как снижение расходов по привлекаемым ресурсам. Как уже было сказано выше, структура сделки через дополнительную эмиссию предполагает, что все вырученные деньги войдут на предприятие, а это означает, что будут привлечены ресурсы, не обремененные фиксированным процентным полем.

Гораздо более важными, по его словам, выглядят выгоды от партнерства в более продолжительном периоде. Прежде всего, это многократный рост производства, обеспечение гарантированной загрузки производственных мощностей, получение доступов на другие рынки. Присутствие в капитале блокирующего пакета акций российского «АвтоВАЗа» не настораживает владельцев «АзияАвто». «Отрицательных аспектов в данной сделке мы не видим», - заявляет Ержан Мандиев.

[b]Курсив-справка
Автозавод «АзияАвто» был введен в эксплуатацию в 2003 году, наладив сборочное производство автомобилей Niva российского «АвтоВАЗа». Он также является единственным импортером и производителем автомобилей концерна Skoda в Казахстане, с марта 2008 года завод выпускает автомобили Chevrolet. [/b]

1349 просмотров

Торговые сети наступают на производителей продуктов питания

Продукты, выпускаемые розничными сетями под собственными торговыми марками, съедают значительную долю продаж крупных продовольственных компаний

Фото: David Williams/Bloomberg News

СТМ-товары существуют уже не одно десятилетие, но теперь ритейлеры производят их все больше – пытаясь сдержать рост цен, они расширяют ассортимент товаров под своими собственными марками и предоставляют им все больше места на полках магазинов.

Более того, многие руководители розничных сетей сейчас считают, что развитие собственных брендов помогает привлечь молодых покупателей, не особо интересующихся старыми брендами.

Это еще один удар для крупных производителей продуктов питания, которые пытаются сохранить продажи приправ, готовых обедов и других упакованных продуктов на прежнем уровне. Развитие собственных торговых марок ритейлеров оказывает мощное давление даже на гигантов пищевой индустрии, ведь последние рассчитывают на то, что крупные розничные сети будут заполнять полки их продукцией, а не своей. И это еще один негативный фактор для предприятий пищевой индустрии, которые и так прилагают значительные усилия, чтобы уловить меняющиеся потребительские вкусы.

«По моим ощущениям уровень качества один и тот же», – говорит 35-летняя Дон Монтгомери из Декейтера, штат Джорджия, о пасте под частной маркой, которую она купила в супермаркете WholeFoods (принадлежит Amazon.com).

Крупнейшая в США сеть супермаркетов KrogerCo. с 2005 года практически удвоила количество продуктов, которые она продает под собственными брендами. WalmartInc., крупнейший в США продавец продуктов питания, также инвестирует в повышение качества брендов своих магазинов. Другая компания – AlbertsonsCos. – заявила, что в 2018 финансовом году начала продавать под собственными марками свыше 1100 наименований товаров. В IV квартале прошлого года продажи таких товаров составили почти четверть всех продаж. Для сравнения: в 2017 финансовом году их доля не превышала 23%.

По данным маркетинговых исследований Nielsen, розничные продажи СТМ продуктов питания и напитков в течение трех последних финансовых лет росли быстрее, чем продажи продуктов от известных брендов. За финансовый год, закончившийся 15 июня, розничные продажи собственных торговых марок в долларовом исчислении выросли на 2,8%, что на 0,5% выше, чем рост продаж известных брендов.

Ритейлеры, чтобы расширить ассортимент СТМ-товаров, не только нанимают компании-производители для изготовления таких товаров, но и создают свои производственные мощности. В частности, Walmart запустил собственный молочный завод, а CostcoWholesaleCorp. строит птицекомбинат. Другая компания, Kroger, согласно ее годовому отчету, по состоянию на февраль текущего года владела 37 пищевыми предприятиями.

СТМ-товары обеспечивают более высокую маржу, ведь ритейлеры позиционируют их как товары, аналогичные продукции крупных производителей, но при этом не вкладываются в дорогостоящий маркетинг.

Дэвид Нопф, финансовый директор компании KraftHeinzCo., рассказал еще в феврале, что во второй половине прошлого года компании пришлось снизить цены на сыр, чтобы сохранить конкурентоспособность по отношению к СТМ-товарам.

ConagraBrandsInc. в июне отчиталась о слабых продажах за последний квартал, поскольку из-за удорожания жестяных банок подняла цены на консервированные помидоры Hunt’s. А ритейлеры цены на подобные СТМ не подняли. «Чего мы действительно не ожидали, так это того, что СТМ розничных сетей оставят цены без изменений и в некоторых случаях даже, наоборот, снизят цену», – заявил инвесторам генеральный директор Conagra Шон Коннолли.

Представитель компании J.M. SmuckerCo. поделился, что из-за давления со стороны СТМ магазинов и других конкурентов, а также из-за более низких цен на арахис в начале текущего года компания была вынуждена снизить цены на арахисовое масло Jif.

Как отмечает Джефф Таннер, старший вице-президент по развитию и взаимодействию с потребителями из головного офиса компании в Оррвилле, штат Огайо, традиционные производители продуктов питания должны вкладывать средства в свои бренды, чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей.

«Если вы делаете это, вы будете процветать. Если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы», – говорит он.

7_1.png

Фото: Richard B.Levine/Zuma Press

Некоторые руководители признают, что их продукция ослабила свои позиции, поскольку в последние годы они стали экономить на производстве и продвижении. Генеральный директор CampbellSoupCo. Марк Клаус заявил в июне, что компания не обеспечила инвестирование на достаточном уровне в свое подразделение по производству продуктов питания и напитков, поэтому изготовляемые ею супы вынужденно столкнулись с возросшей конкуренцией со стороны частных марок и новых брендов.

«В прошлом частные бренды просто копировали то, что делали национальные бренды», – говорит Хуан Де Паоли, старший вице-президент по собственным торговым маркам компании AholdDelhaize USA, которой принадлежат продуктовые сети FoodLion и Stop&Shop.

Теперь же, по его словам, Ahold и другие ритейлеры оценивают собственные торговые марки более высоко и ставят перед ними амбициозные задачи.

Эмберли Клоув, 35-летняя автор книг для детей, продегустировала сальсу, кофе, а также нарезку бекона и говядины сорта «Ангус» частных марок техасской продуктовой сети H-E-B LP, которые появились в последние годы. «Эта продукция значительно дешевле, чем у других брендов, и они продолжают выпускать новые продукты», – говорит Клоув.

По данным Kroger, за последний финансовый год в магазинах компании в среднем насчитывалось до 15 тыс. наименований продуктов питания и других товаров под собственными торговыми марками. Для сравнения: в 2012 году их было 11 тыс., в 2005 году – 8 тыс. В прошлом году продажи СТМ-товаров составили порядка $22 млрд, или около 18% от общего объема продаж компании. В 2011 году доля продаж таких товаров составляла $15 млрд.

ГилФиппс, вице-президент Kroger по брендингу, маркетингу и СТМ, говорит, что продуктовая сеть намерена изменить восприятие СТМ-продуктов – их должны считать не дешевым вариантом, а, наоборот, премиальным.

«Речь идет о том, чтобы предложить клиенту то, что он не найдет в другом месте», – отмечает он.

0001.jpg

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций