Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1270 просмотров

Азиатская площадка для экспансии

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Продолжаются переговоры о покупке акций казахстанской компании «АзияАвто» российским «АвтоВАЗом»

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев поделился с «Къ» ходом переговоров о предстоящей сделке. По его словам, ключевым здесь является стремление двух компаний вступить в стратегическое партнерство по развитию производства легковых автомобилей в Казахстане. «АвтоВАЗ» реализует свою программу по наращиванию мощностей с 800 тысяч до 1,5 млн автомобилей в год, которая была принята сразу после того, как компания вступила в альянс с Renault-nissan.

«Азия Авто» увеличивает масштабы своего производства, что означает расширение мощностей до 120 тысяч автомобилей в год, запуск штамповки, сварки и окраски, экспорт 50% продукции на соседние рынки, и, следовательно, достижение финансового результата, причем не только за счет продаж на внутреннем рынке, а преимущественно за счет экспорта», - поясняет Ержан Мажиев.

В результате, по замыслу, Казахстан получает мощное экспорто ориентированное машиностроительное производство, идущее в своей технологии от сырья (листовой прокат) до готовой продукции (легковые автомобили). Важным является то, что в Казахстан приходят новейшие технологии, создаются экологичные производства, новые рабочие места, развивается несырьевой сектор.

Для реализации вышеизложенных планов предполагается вхождение «АвтоВАЗа» в капитал «Азия Авто». Приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция».

Ержан Мандиев отмечает, что это обеспечит стабильность и предсказуемость в поведении партнеров. И добавляет: «Важно, что эту сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами. С одной стороны, это демонстрирует сохранение заинтересованности в развитии проекта действующими акционерами, с другой - выручка от продажи акций позволит увеличить активы компании, повысит капитализацию».

Подписание сделки, по ожиданиям, должно состояться на сентябрьском форуме приграничных регионов России и Казахстана в Актобе. О возможном переносе сроков пока ничего не известно.

Возможная стоимость акций и инвестиции
Сумма сделки по-прежнему не анонсирована, однако Ержан Мандиев говорит: «Эта сторона вопроса еще не прошла процедуры согласования. Предстоит аудит. Аудитора «АвтоВАЗ» уже определил.

Однако, по предварительным оценкам менеджмента завода, сумма сделки должна находиться в диапазоне $40-50 млн. На нее существенное влияние может оказывать текущая ситуация на рынке, действия государства, ну и, конечно, общемировая конъюнктура».

На данный момент конвейер «Азия Авто» позволяет производить сборку до 4 моделей автомобилей одновременно и имеет проектную мощность 45 тыс. машин в год. В случае покупки «АзияАвто» «АвтоВАЗ» рассчитывает не только загрузить его мощности на 100%, но и расширить их до 120 тыс. машин в год, для этого потребуется большой объем инвестиций.

По оценкам «АзияАвто», в основные производства (штамповка, сварка, окраска, а также расширение сборки и модернизация испытательного оборудования) потребуется дополнительно инвестировать около 150 млн долларов США.

Общая стоимость проекта составит примерно 350 млн долларов США. Ержан Мандиев добавляет, что эти данные не включают в себя инвестиции в производство широкого перечня комплектующих, локализация производства которых потребуется в момент запуска этого проекта.

Вероятнее всего, локализации подвергнется все, за исключением двигателя, трансмиссии, некоторые элементы подвески и электронных систем. Привлечение российского партнера принесет компании «АзияАвто» и необходимые инвестиции.

Анализ рынка и планы экспансии
Другим важным моментом является то, где будут реализовываться авто после расширенного производства и найдут ли они свой сбыт.

Как уже сообщалось, ожидается, что 50% производимых автомобилей будет экспортироваться в близлежащие регионы России (Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Кемерово, Красноярск).

Для того чтобы понять логику партнеров по проекту, достаточно проанализировать продажи марки LADA на рынках России и Украины.

«Таким образом, наглядно видно, что оценка потенциала рынка Казахстана по марке LADA в 45-70 тысяч автомобилей в год выглядит вполне реалистично», - считает Ержан Мандиев.

Необходимо также учесть тот факт, что «АвтоВАЗ», помимо освоения рынка Казахстана, по всей видимости, планирует сделать завод «АзияАвто» площадкой для экспансии «АвтоВАЗа» на рынки Сибири и Дальнего Востока. Сейчас завод проигрывает азиатским автопроизводителям: по данным Ernst & Young, на Урал и Сибирь приходится около 17% продаж российского автозавода, на Дальний Восток - не более 3%, тогда как основной объем продукции (80%) продается в Центральном регионе России. Аналитик из Ernst & Young Иван Бончев, считает, что модели Lada, собранные в Казахстане, могут быть конкурентоспособны за Уралом, так как между Россией и Казахстаном действует режим свободной торговли, и «АзияАвто» сможет получать машинокомплекты для сборки беспошлинно.

Планы по брендам - будут ли изменения
Также закономерно возникает вопрос - будет ли с приходом «АвтоВАЗа» сокращен объем производства компанией «АзияАвто» марок Skoda и Chevrolet, и насколько, и будет ли расширен объем выпуска Niva, Lada? Ержан Мандиев отвечает: «Наиболее массовыми остаются по-прежнему автомобили до 40 тыс. долларов США. Исходя из этого и планируется строить стратегию при формировании модельного ряда производства. Названия моделей по новому проекту пока неизвестны, потому что их пока попросту нет в природе, их разработка только ведется. Но, скорее всего, это будет бюджетный автомобиль класса C в ценовом диапазоне 9-14 тыс. долларов США, среднеразмерный автомобиль (C-D) в ценовом диапазоне 18-26 тыс. долларов США и компактный внедорожник. Если наши ожидания в части увеличения продаж новых автомобилей оправдаются, то мы надеемся на адекватный рост продаж, а следовательно, и производства автомобилей марок Skoda и Chevrolet. И рассчитываем сохранить их производство в Казахстане».

Рост продаж новых автомобилей, по оценке Ержана Мандиева, должен, безусловно, положительно сказаться на развитии автомобильной инфраструктуры. Если до последнего времени в Алматы марки были представлены более или менее качественно, то увеличение продаж позволило бы обеспечить активное инвестирование в сертифицированные сервисные станции в регионах.

Однако у президента группы «АвтоВАЗ» Бориса Алешина несколько другое мнение. Отвечая на вопрос о судьбе сборочных производств Skoda и Chevrolet, г-н Алешин сообщил: «Все, что выгодно производить, мы производить будем, но данную площадку рассматриваем главным образом как плацдарм для собственного производства». «Помимо Lada, мы могли бы собирать на предприятии модели Nissan Renault», - сказал он.

PR-менеджер КМК «Астана Моторс» Диаз Абылкасов выражает такое мнение: «Возможное увеличение выпуска на «АзияАвто» недорогих моделей «АвтоВАЗа» перспективно с точки зрения доступности новых автомобилей для жителей регионов Казахстана с умеренным достатком. В Алматы и Астане же классическая «Нива» и «Лада» уже давно не пользуются таким спросом, как раньше. Наращивание выпуска этих моделей на заводе «Азия Авто» вряд ли изменит данную ситуацию. Более обеспеченные жители двух столиц могут позволить себе куда более конкурентоспособные, современные, комфортные и качественные автомобили импортного производства».

По его мнению, для «Азия Авто» выгодность сотрудничества с «АвтоВАЗом» заключается в возможности развития сборочного производства в полноценное, со штамповкой и окраской кузовов, и колоссальном наращивании объемов производства. Все это станет возможно благодаря планируемым значительным инвестициям со стороны «АвтоВАЗа».

«С другой стороны, «АзияАвто», возможно, придется свернуть производство автомобилей Skoda и Chevrolet - таким может быть естественное условие «АвтоВАЗа». Вряд ли прекращение такого сотрудничества со Skoda, входящей в крупнейший немецкий концерн Volkswagen и Chevrolet (эта торговая марка принадлежит второму по величине мировому автопроизводителю, американскому General Motors) радует руководство завода «Азия Авто», - считает Диаз Абылкасов.

Главная же тенденция, берущая начало с возможным приходом в Казахстан «АвтоВАЗа» в качестве производителя, по его мнению - приход в нашу страну крупных мировых автомобильных компаний и, как следствие, становление в Казахстане полноценного автопрома, который может не только удовлетворять политическим амбициям, но и быть экономически целесообразным и приносящим соответствующую прибыль.

Экономический эффект от сделки Ержан Мандиев оценивает в краткосрочной перспективе как снижение расходов по привлекаемым ресурсам. Как уже было сказано выше, структура сделки через дополнительную эмиссию предполагает, что все вырученные деньги войдут на предприятие, а это означает, что будут привлечены ресурсы, не обремененные фиксированным процентным полем.

Гораздо более важными, по его словам, выглядят выгоды от партнерства в более продолжительном периоде. Прежде всего, это многократный рост производства, обеспечение гарантированной загрузки производственных мощностей, получение доступов на другие рынки. Присутствие в капитале блокирующего пакета акций российского «АвтоВАЗа» не настораживает владельцев «АзияАвто». «Отрицательных аспектов в данной сделке мы не видим», - заявляет Ержан Мандиев.

[b]Курсив-справка
Автозавод «АзияАвто» был введен в эксплуатацию в 2003 году, наладив сборочное производство автомобилей Niva российского «АвтоВАЗа». Он также является единственным импортером и производителем автомобилей концерна Skoda в Казахстане, с марта 2008 года завод выпускает автомобили Chevrolet. [/b]

2335 просмотров

Большие против маленьких: выживут ли «магазины у дома»?

«Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети?

Фото: shutterstock.com

Во время 10-го Международного съезда ритейлеров и поставщиков «Курсив» поинтересовался у участников рынка, насколько жизнеспособен формат сетей магазинов у дома и каковы шансы превращения разрозненных частных дукенов в цивилизованные сети? 

Алмаз Тультаев, основатель торговых сетей «Вкусная Корзинка» и «Ромашка» (семь супермаркетов и 14 магазинов у дома, Тараз) отмечает, что магазины у дома хотя и приносят более скромную прибыль, все же менее подвержены рискам конкуренции – люди привыкли покупать ежедневные товары в определенных локациях, в шаговой доступности, и даже открытие гипермаркета не перетянет на себя уже сформированный трафик. «Супермаркеты за счет большого чека могут генерить большие объемы продаж, при этом сокращается затратная часть в процентном соотношении и там можно зарабатывать деньги, но они больше подвержены конкуренции. Например, открытие гипермаркета заберет достаточно ощутимую долю у крупного магазина. К тому же, если прогадали с локацией, то супермаркет дорого и перенести на новое место», – говорит он.

Управляющий компании «Вкус Маркет» (фирменные магазины компании «Эмиль», производителя молочных продуктов, 40 магазинов в Усть-Каменогорске и ВКО, в планах расширение сети в городах Караганда, Астана, Алматы) Артур Янушевский уверен, что ритейлерам и производителям не стоит забывать о покупателях, потому что именно они «ногами и кошельком голосуют, где и что покупать». Для 60–70% покупателей сейчас главное – цена, но этот тренд будет меняться, люди станут обращать внимание не только на цены, но и на удобство, комфорт и качество.

«Я думаю, сети магазинов сменят традиционные разрозненные магазины у дома не так быстро. Пока четких и равных правил игры для всех нет. Проблема сети в том, что тяжело быть рентабельным и бороться с маленькими магазинами, которые используют всевозможные способы, чтобы зарабатывать как можно больше, при этом не инвестируя ни в оборудование, ни в магазин», – отмечает он.

По мнению совладельца сети мини-маркетов «Наш Маркет» (семь магазинов в Астане), бизнес-консультанта по вопросам розничной торговли Анны Пацюк, отечественные инвесторы считают, что инвестировать в ритейл неинтересно.

«Возможно, в Европе это и неинтересно, поскольку рынок насыщен, но в Казахстане абсолютно отсутствует системный игрок на уровне магазинов у дома. Весь рынок стихийный, огромные обороты идут через калькулятор – если все систематизировать и завязать на общую систему, то это очень выгодные инвестиции», – уверена она.

Также г-жа Пацюк считает, что пока отечественные инвесторы не рассматривают ритейл как интересный и перспективный рынок для инвестиций, соседи могут завоевать этот «кусок», а «через пару лет забрать эту долю станет очень сложно – все будет занято».

«Мы работаем как управляющая компания – все магазины сети «Наш Маркет» принадлежат частным лицам, владелец недвижимости инвестирует в оснащение, которое мы и делаем, все принадлежит ему, мы же берем в управление и в определенных пропорциях, выгодных для нашего партнера, распределяем операционную прибыль. Такой формат привлечения частных инвестиций сложен. Крупные региональные российские сети уже дважды предлагали купить наш бизнес, но мы пока отказываемся – нам хочется, чтобы развивался казахстанский продукт. Мы хотим трансформировать разрозненные магазины в домах в системные. Магазины сети входят в закупочный союз при ассоциации мини-маркетов, и мы вместе консолидируем закупочную силу, чтобы получать более качественные, хорошие условия от поставщиков, в том числе и в цене, и в условиях оплаты. Так мы можем предоставлять покупателю более выигрышные условия и конкурировать с большими игроками», – пояснила Анна Пацюк.

«Казахстанский рынок инертен, и вообще у нас есть какая-то социальная инертность. Димаш Кудайбеген – яркий пример. Его Казахстан не принял, и ему пришлось ехать в Китай и завоевывать там авторитет. Весь мир его принял, и только после этого казахстанцы обратили на него внимание. В торговле у нас то же самое сейчас происходит. Нужна кооперация производителей, небольших магазинов и сетей. Сегодня производители не могут достучаться даже до магазинов у дома – недостаточно производственных мощностей», – уверен основатель торговой сети «Наш Маркет» Бауыржан Нуркенов.

Андрей Подданец, учредитель торговой сети INMART (15 магазинов в Павлодаре и три – в районных центрах) уверен, что существующая емкость рынка позволяет любому формату жить, процветать и зарабатывать.

«Мы представляем российский ритейл (Омская компания «Низкоцен» – порядка 80 магазинов по РФ), на его базе развиваем сеть магазинов в Казахстане. За год с небольшим открываем уже 15-й магазин в Павлодаре, три магазина – в районных центрах. Я думаю, что формат магазинов у дома – успешен. Емкость рынка позволяет, в планах у нас открытие 200 магазинов по Казахстану. На казахстанский рынок иностранные компании приходят потому, что есть свободная ниша и возможность развивать данный формат. Это естественный бизнес-процесс», – уверен он.

Еще один иностранный игрок – белорусская сеть магазинов у дома Kvetka, недавно пришедшая на рынок Казахстана.

«На рынке нам нравится. Мы органически развиваемся, уже открыли девятый магазин, рассматриваем еще концепцию открытия в павильонах торговых центров, где уже присутствуют национальные сети гипер- и супермаркетов. Много интереса у казахстанских национальных и региональных сетей на предмет поставки уже полюбившегося покупателям ассортимента», – отмечает директор сети Кирилл Кирилаш.

Сеть расширяет линейку товаров с коротким сроком хранения, таких как сметана, творог, ряженка.

«Сейчас мы прорабатываем вопрос уникального ассортимента, вплоть до того, чтобы возить сюда из Минска самолетом партии по 500 килограммов регулярно. Условно говоря, это больше имиджевые вещи – еще вчера товар был произведен, а сегодня вечером он уже на полке. Понятно, что стоимость логистики будет отображена в себестоимости и конечной цене для покупателя, но, так или иначе, то, что продукция с коротким сроком доставляется в фирменную розницу, используя авиасообщение, поддержит интерес», – поделился он.

Директор системы универсамов «Бегемот» (60 магазинов в России, Кемерово) Сергей Вилков отметил, что интересны казахстанские производители овощей и фруктов и эксклюзивных товаров, не представленных российскими производителями.

«Как рынок для выхода сети мы Казахстан не рассматриваем, рынок нам не знаком. Видим допускаемые ошибки небольших сетей и понимаем, что это Россия пяти-семилетней давности, но есть и крупные игроки. В РФ рынок жесткий, у крупных сетей есть мощная стратегия доминирования и региональным сетям приходится сложно. Мы стараемся работать с региональными производителями – есть такая тенденция, люди любят потреблять продукты, произведенные в радиусе 200 километров от места проживания, кроме того, чтобы не пересекаться по ассортименту с федеральными сетями, завозим интересные, эксклюзивные продукты», – рассказал он.

Владелец консалтинговой компании Retail-K (Казахстан, Россия), советник по развитию мультиформатной розничной сети «Фрунзе» (Кыргызстан) Евгений Ишин уверен, что формат «магазинов у дома» в Казахстане не слишком активно развивается потому, что это не слишком выгодно.

«Доходной части почти нет – магазины у дома позволяют получать доход только для той семьи, которая занимается этим магазином. Для создания сети, на развитие практически невозможно заработать денег. Нашим магазинам у дома, если они будут развиваться, необходимо достичь определенного уровня объема, чтобы можно было получить хорошие цены от поставщика или хорошие условия, но таких магазинов нет. Доходная часть, которую можно получить от гипер- и супермаркетов, гораздо выше, чем от магазинов у дома, а открывать сеть магазинов у дома намного сложнее, чем один крупный», – пояснил эксперт.

По его мнению, казахстанский рынок еще недостаточно насыщен супермаркетами и гипермаркетами, и этот формат, есть сохранятся существующие темпы, продолжит развиваться в ближайшие три года.

«Потом начнется каннибализм – поглощение слабых сильными, и будет то же, что происходит в России – сетка, заходя в регион, выкупает местную сеть, которая не может «выдерживать удары», и тем самым расширяет свои площади», – отмечает он.

Что касается иностранных сетей магазинов у дома, то они не будут активно заходить на рынок.

«К нам будут приходить «гиперы» и «суперы», магазины у дома сюда приходить не будут – это утопия, либо им нужно иметь много «бесплатных денег», либо им нужны большие склады на границе с Казахстаном, но это маловероятно», – заключил спикер.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank