Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1270 просмотров

Азиатская площадка для экспансии

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Продолжаются переговоры о покупке акций казахстанской компании «АзияАвто» российским «АвтоВАЗом»

Как сообщал ранее президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, ОАО «АвтоВАЗ» рассматривал возможность приобретения 50% акций казахского сборочного предприятия «АзияАвто». Недавно в ходе переговоров приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция». Сделка позволяет ожидать существенного расширения компании «АзияАвто» и изменения ее ассортиментного ряда, однако остается согласовать цели двух компаний, которые, по всей видимости, разнятся.

Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев поделился с «Къ» ходом переговоров о предстоящей сделке. По его словам, ключевым здесь является стремление двух компаний вступить в стратегическое партнерство по развитию производства легковых автомобилей в Казахстане. «АвтоВАЗ» реализует свою программу по наращиванию мощностей с 800 тысяч до 1,5 млн автомобилей в год, которая была принята сразу после того, как компания вступила в альянс с Renault-nissan.

«Азия Авто» увеличивает масштабы своего производства, что означает расширение мощностей до 120 тысяч автомобилей в год, запуск штамповки, сварки и окраски, экспорт 50% продукции на соседние рынки, и, следовательно, достижение финансового результата, причем не только за счет продаж на внутреннем рынке, а преимущественно за счет экспорта», - поясняет Ержан Мажиев.

В результате, по замыслу, Казахстан получает мощное экспорто ориентированное машиностроительное производство, идущее в своей технологии от сырья (листовой прокат) до готовой продукции (легковые автомобили). Важным является то, что в Казахстан приходят новейшие технологии, создаются экологичные производства, новые рабочие места, развивается несырьевой сектор.

Для реализации вышеизложенных планов предполагается вхождение «АвтоВАЗа» в капитал «Азия Авто». Приемлемым уровнем был определен блокирующий пакет «25% + 1 акция».

Ержан Мандиев отмечает, что это обеспечит стабильность и предсказуемость в поведении партнеров. И добавляет: «Важно, что эту сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами. С одной стороны, это демонстрирует сохранение заинтересованности в развитии проекта действующими акционерами, с другой - выручка от продажи акций позволит увеличить активы компании, повысит капитализацию».

Подписание сделки, по ожиданиям, должно состояться на сентябрьском форуме приграничных регионов России и Казахстана в Актобе. О возможном переносе сроков пока ничего не известно.

Возможная стоимость акций и инвестиции
Сумма сделки по-прежнему не анонсирована, однако Ержан Мандиев говорит: «Эта сторона вопроса еще не прошла процедуры согласования. Предстоит аудит. Аудитора «АвтоВАЗ» уже определил.

Однако, по предварительным оценкам менеджмента завода, сумма сделки должна находиться в диапазоне $40-50 млн. На нее существенное влияние может оказывать текущая ситуация на рынке, действия государства, ну и, конечно, общемировая конъюнктура».

На данный момент конвейер «Азия Авто» позволяет производить сборку до 4 моделей автомобилей одновременно и имеет проектную мощность 45 тыс. машин в год. В случае покупки «АзияАвто» «АвтоВАЗ» рассчитывает не только загрузить его мощности на 100%, но и расширить их до 120 тыс. машин в год, для этого потребуется большой объем инвестиций.

По оценкам «АзияАвто», в основные производства (штамповка, сварка, окраска, а также расширение сборки и модернизация испытательного оборудования) потребуется дополнительно инвестировать около 150 млн долларов США.

Общая стоимость проекта составит примерно 350 млн долларов США. Ержан Мандиев добавляет, что эти данные не включают в себя инвестиции в производство широкого перечня комплектующих, локализация производства которых потребуется в момент запуска этого проекта.

Вероятнее всего, локализации подвергнется все, за исключением двигателя, трансмиссии, некоторые элементы подвески и электронных систем. Привлечение российского партнера принесет компании «АзияАвто» и необходимые инвестиции.

Анализ рынка и планы экспансии
Другим важным моментом является то, где будут реализовываться авто после расширенного производства и найдут ли они свой сбыт.

Как уже сообщалось, ожидается, что 50% производимых автомобилей будет экспортироваться в близлежащие регионы России (Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Кемерово, Красноярск).

Для того чтобы понять логику партнеров по проекту, достаточно проанализировать продажи марки LADA на рынках России и Украины.

«Таким образом, наглядно видно, что оценка потенциала рынка Казахстана по марке LADA в 45-70 тысяч автомобилей в год выглядит вполне реалистично», - считает Ержан Мандиев.

Необходимо также учесть тот факт, что «АвтоВАЗ», помимо освоения рынка Казахстана, по всей видимости, планирует сделать завод «АзияАвто» площадкой для экспансии «АвтоВАЗа» на рынки Сибири и Дальнего Востока. Сейчас завод проигрывает азиатским автопроизводителям: по данным Ernst & Young, на Урал и Сибирь приходится около 17% продаж российского автозавода, на Дальний Восток - не более 3%, тогда как основной объем продукции (80%) продается в Центральном регионе России. Аналитик из Ernst & Young Иван Бончев, считает, что модели Lada, собранные в Казахстане, могут быть конкурентоспособны за Уралом, так как между Россией и Казахстаном действует режим свободной торговли, и «АзияАвто» сможет получать машинокомплекты для сборки беспошлинно.

Планы по брендам - будут ли изменения
Также закономерно возникает вопрос - будет ли с приходом «АвтоВАЗа» сокращен объем производства компанией «АзияАвто» марок Skoda и Chevrolet, и насколько, и будет ли расширен объем выпуска Niva, Lada? Ержан Мандиев отвечает: «Наиболее массовыми остаются по-прежнему автомобили до 40 тыс. долларов США. Исходя из этого и планируется строить стратегию при формировании модельного ряда производства. Названия моделей по новому проекту пока неизвестны, потому что их пока попросту нет в природе, их разработка только ведется. Но, скорее всего, это будет бюджетный автомобиль класса C в ценовом диапазоне 9-14 тыс. долларов США, среднеразмерный автомобиль (C-D) в ценовом диапазоне 18-26 тыс. долларов США и компактный внедорожник. Если наши ожидания в части увеличения продаж новых автомобилей оправдаются, то мы надеемся на адекватный рост продаж, а следовательно, и производства автомобилей марок Skoda и Chevrolet. И рассчитываем сохранить их производство в Казахстане».

Рост продаж новых автомобилей, по оценке Ержана Мандиева, должен, безусловно, положительно сказаться на развитии автомобильной инфраструктуры. Если до последнего времени в Алматы марки были представлены более или менее качественно, то увеличение продаж позволило бы обеспечить активное инвестирование в сертифицированные сервисные станции в регионах.

Однако у президента группы «АвтоВАЗ» Бориса Алешина несколько другое мнение. Отвечая на вопрос о судьбе сборочных производств Skoda и Chevrolet, г-н Алешин сообщил: «Все, что выгодно производить, мы производить будем, но данную площадку рассматриваем главным образом как плацдарм для собственного производства». «Помимо Lada, мы могли бы собирать на предприятии модели Nissan Renault», - сказал он.

PR-менеджер КМК «Астана Моторс» Диаз Абылкасов выражает такое мнение: «Возможное увеличение выпуска на «АзияАвто» недорогих моделей «АвтоВАЗа» перспективно с точки зрения доступности новых автомобилей для жителей регионов Казахстана с умеренным достатком. В Алматы и Астане же классическая «Нива» и «Лада» уже давно не пользуются таким спросом, как раньше. Наращивание выпуска этих моделей на заводе «Азия Авто» вряд ли изменит данную ситуацию. Более обеспеченные жители двух столиц могут позволить себе куда более конкурентоспособные, современные, комфортные и качественные автомобили импортного производства».

По его мнению, для «Азия Авто» выгодность сотрудничества с «АвтоВАЗом» заключается в возможности развития сборочного производства в полноценное, со штамповкой и окраской кузовов, и колоссальном наращивании объемов производства. Все это станет возможно благодаря планируемым значительным инвестициям со стороны «АвтоВАЗа».

«С другой стороны, «АзияАвто», возможно, придется свернуть производство автомобилей Skoda и Chevrolet - таким может быть естественное условие «АвтоВАЗа». Вряд ли прекращение такого сотрудничества со Skoda, входящей в крупнейший немецкий концерн Volkswagen и Chevrolet (эта торговая марка принадлежит второму по величине мировому автопроизводителю, американскому General Motors) радует руководство завода «Азия Авто», - считает Диаз Абылкасов.

Главная же тенденция, берущая начало с возможным приходом в Казахстан «АвтоВАЗа» в качестве производителя, по его мнению - приход в нашу страну крупных мировых автомобильных компаний и, как следствие, становление в Казахстане полноценного автопрома, который может не только удовлетворять политическим амбициям, но и быть экономически целесообразным и приносящим соответствующую прибыль.

Экономический эффект от сделки Ержан Мандиев оценивает в краткосрочной перспективе как снижение расходов по привлекаемым ресурсам. Как уже было сказано выше, структура сделки через дополнительную эмиссию предполагает, что все вырученные деньги войдут на предприятие, а это означает, что будут привлечены ресурсы, не обремененные фиксированным процентным полем.

Гораздо более важными, по его словам, выглядят выгоды от партнерства в более продолжительном периоде. Прежде всего, это многократный рост производства, обеспечение гарантированной загрузки производственных мощностей, получение доступов на другие рынки. Присутствие в капитале блокирующего пакета акций российского «АвтоВАЗа» не настораживает владельцев «АзияАвто». «Отрицательных аспектов в данной сделке мы не видим», - заявляет Ержан Мандиев.

[b]Курсив-справка
Автозавод «АзияАвто» был введен в эксплуатацию в 2003 году, наладив сборочное производство автомобилей Niva российского «АвтоВАЗа». Он также является единственным импортером и производителем автомобилей концерна Skoda в Казахстане, с марта 2008 года завод выпускает автомобили Chevrolet. [/b]

1 просмотр

Государство и бизнес обсудили перспективы роста электронной торговли

Объем онлайн-торговли Казахстана за год вырос на 23,2%

Фото: Shutterstock

В Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» прошла встреча, на которой крупнейшие игроки отрасли и регулятор обсудили перспективы развития e-commerce в стране.

По прогнозам, к 2020 году объем электронной торговли в мире может достичь 10 трлн долларов. При этом, цифровая торговля растет опережающими темпами, вытесняя традиционную торговлю.

Уже сегодня e-commerce вносит большой вклад в экономику Казахстана, поэтому так важно обеспечить сбалансированное регулирование этой сферы. Как лучше взаимодействовать бизнесу и государству? Этот вопрос стал центральной темой круглого стола «Будущее e-commerce в Казахстане – совпадают ли цели регулятора и бизнеса?».

Еще одной из важных тем для обсуждения стал проект Правил внутренней торговли, по отдельным положениям которых бизнес высказал свои пожелания.

По словам Николая Бабешкина, председателя АЦК и главы Kolesa Group, Ассоциация «Цифровой Казахстан» создана год назад, как площадка для обмена мнениями бизнеса и регулятора по вопросам e-commerce. Она объединяет крупнейших игроков отрасли и взаимодействует с министерством национальной экономики, министерством цифрового развития, Палатой предпринимателей. На долю членов ассоциации приходится около 60% рынка электронной коммерции и 70% электронных платежей.

Курс - на обороты в триллион тенге

К началу 2019 года объем онлайн-торговли РК оценивался в 287 млрд тенге, за год он вырос на 23,2%. Доля онлайн-торговли от общего объема торговли составила всего 2,9%, что, по мнению Николая Бабешкина, говорит о существенном потенциале роста.

Хорошие предпосылки для развития e-commerce дает высокий уровень проникновения интернета в РК - 76,4% в 2017 году. По этому показателю Казахстан занимает второе место в мире после Великобритании (94,8% пользователей), обогнав США (76,2%), Польшу (76%) и Россию (76%).

По темпам прироста платежей по картам Казахстан занимает первое место в мире – с 2013 по 2017 год средневзвешенный рост составил 20,5% в год.

Согласно оценкам экспертов АЦК, рынок электронной торговли в РК может в 2022 году составить 928 млрд тенге. То есть по сдержанным оценкам на основе среднемирового роста прирост составит 6%.

«Это больше 1% от ВВП Казахстана. Сегодня на долю членов АЦК приходится порядка 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Рынок очень значим для экономики Казахстана, и от нас зависит, достигнем ли мы озвученных результатов к 2022 году», - отметил председатель АЦК.

ЕАЭС открыт для казахстанских игроков e-commerce

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает Дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития экосистемы цифровой торговли во всех странах Евразийского Союза. Утверждены направления дорожной карты, которые стали реакцией на глобальные вызовы в сфере цифровой трансформации: развитие цифровых трансграничных услуг, оцифровка товаров и услуг, развитие каналов цифровой торговли, стимулирование экспорта через цифровые каналы и развитие инфраструктуры цифровой торговли.

Мария Живых, консультант отдела развития информационных ресурсов и систем Департамента информационных технологий ЕЭК, пригласила казахстанские компании к участию в проектах, которые при поддержке ЕЭК можно масштабировать на все пространство ЕАЭС.

По словам эксперта, электронная коммерция – одна из приоритетных сфер экономики для ЕАЭС. Для ее развития во всех странах-участницах необходимо создавать благоприятный законодательный режим. 

Мы можем конкурировать с мировыми гигантами

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции управляющий директор АЦК Денис Степанцев пояснил, что это было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Представители e-commerce уверены – если чрезмерно регулировать добросовестных внутренних продавцов, ограничивать для них условия ведения бизнеса и создавать дополнительные требования, то иностранные конкуренты, не имеющие зарегистрированного бизнеса в РК, получат возможность завоевывать казахстанский рынок практически беспрепятственно. Потому что казахстанскому покупателю будет проще и выгоднее делать покупки по интернету за рубежом, чем в своей стране.

У участников рынка не вызвала поддержки идея создания реестра интернет-магазинов в Казахстане. Участники встречи отметили, что интернет-магазины являются такими же субъектами торговли, как и обычные магазины, реестра которых не существует и до сих пор в нем не видели необходимости.

Регулятор считает, что реестр повысит дисциплину субъектов предпринимательства, а потребители всегда смогут найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Однако, игроки рынка считают эту меру неэффективной и указывают на то, что нигде в мире таких реестров нет, за исключением Белоруссии.

«Мы изучили опыт порядка 20 стран, и нигде, кроме Белоруссии, такого реестра нет. Есть опыт Китая, где регистрации подлежат иностранные торговые площадки. Это делается в связи с выполнением законодательства по локализации данных и никак не связано с торговлей. Есть еще опыт Южной Кореи, где торговая площадка, начиная работать, уведомляет об этом Комиссию по торговле», - добавила Мария Гирич, эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (РФ).

После обсуждений и обмена мнениями был сделан вывод о том, что казахстанское законодательство предоставляет потребителям казахстанских интернет-площадок все возможности защищать свои права. Но нужно повышать потребительскую грамотность, чтобы покупатели могли своими правами воспользоваться. А интернет-магазинам полезно перенимать опыт крупных торговых площадок, таких как Amazon, Aliexpress, Ebay которые сами подключаются к спорам, если были нарушены права потребителя. Аналогичных рекомендаций придерживается и ОЭСР, отмечая, что самый эффективный способ защиты прав потребителей состоит в создании внутри торговых площадок механизмов разрешения споров с потребителями.

«Казахстанское законодательство сейчас сбалансировано, и это позволяет бизнесу развиваться. За последние годы это обеспечило рост рынка практически в два раза. Но, работая над законодательством, мы иногда все-таки встречаем попытки зарегулировать бизнес, что может повлиять не только на рост рынка в целом, но и уничтожить отдельные его сегменты. Поэтому мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы и те тезисы, которые мы сегодня сформулируем в ходе дискуссии, будут восприняты и расценены как основы, которые определят, как в идеале должно формироваться законодательство, регулирующее электронную коммерцию», - заявила Елена Бычкова, советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан».

У игроков отрасли и правительства общие цели

«Рост электронной торговли будет пропорционально снижать долю традиционной торговли, - прогнозирует Айжан Бижанова, директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК. - И наша задача как государственного регулятора, подготовить субъекты бизнеса к этому переходу. Борьба за потребителя становится все жестче, и нашим интернет-магазинам и электронным площадкам надо будет постоянно развиваться и идти в ногу со временем».

По данным МНЭ, розничная электронная торговля в Казахстане по итогам 2018 года составила 269 млрд тенге (2,9% от общей розничной торговли), а количество покупателей приблизилось к 2,3 млн человек. В настоящее время МНЭ РК работает над Дорожной картой развития электронной торговли до 2025. Министерство предложило АЦК консолидировать предложения бизнеса для включения их в новый документ.

«У бизнесменов есть возможность непосредственно участвовать в принятии управленческих решений, формировать дальнейшее видение своей отрасли. Мы ждем все ваши предложения через Ассоциацию «Цифровой Казахстан» и обязательно их рассмотрим для включения в Дорожную карту. Будем совместно работать», - заявила Айжан Бижанова.

По итогам встречи будут сформированы рекомендации и предложения, которые будут направлены в Министерство национальной экономики РК и Национальную палату предпринимателей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций