Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

DERBES идет в туризм

Маркетинговые гуру Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор доказывают, что следующей стадией развития станет «экономика впечатлений», когда главным для фирм на рынках с высокой конкуренцией будет привлечение сверхлояльных потребителей своих товаров. В связи с этим особую актуальность приобретает промышленный туризм. В Казахстане такой вид туризма находится в зачаточном состоянии. Однако некоторые компании начинают развивать это направление всерьез.

DERBES идет в туризм

DERBES идет в туризм
DERBES идет в туризмМаркетинговые гуру Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор доказывают, что следующей стадией развития станет «экономика впечатлений», когда главным для фирм на рынках с высокой конкуренцией будет привлечение сверхлояльных потребителей своих товаров. В связи с этим особую актуальность приобретает промышленный туризм. В Казахстане такой вид туризма находится в зачаточном состоянии. Однако некоторые компании начинают развивать это направление всерьез.

Среди наиболее успешных примеров внедрения промтуризма в мире можно назвать опыт заводов Sinebruhoff, Hartwell, BMW, Audi, пытающихся превратить свои заводы в шоу-площадки, проект Heineken Experience, который стал одной из главных туристических достопримечательностей Амстердама, а также Legoland в Дании, тематический парк Volkswagen’s Autostadt рядом с заводом в Германии, Swarovski Krystallwelten в Австрии, Guinness Storehouse в Ирландии и Ford Rouge Factory Tour в Мичигане.

Нередко целые страны, а не отдельные бренды, славятся промышленным туризмом - известны «винные туры» Франции и Аргентины, туры сыра фета в Греции и сыров Франции, пивные туры Чехии и Бельгии, посещение алмазных фабрик Голландии и Намибии и многие др.

Как правило, при промтуризме в Казахстане не задействуются туристические компании. Если же попытаться договориться об экскурсии напрямую, на девяти предприятиях из десяти в лучшем случае вежливо откажут. Казахстанский промышленный туризм - это либо посещение красивых мест, где находится производство, либо туры на заводы по производству пива и другой алкогольной продукции, либо такой туризм тесно связан с профориентацией учащихся.

Однако компания DERBES намерена практиковать промышленный туризм в Казахстане в его классическом понимании - как неординарный маркетинговый ход и развитие бренда в условиях, когда реклама пива официально запрещена. Отличие запланированных туров DERBES в том, что они регулярны и будут проводиться три раза в неделю. К сентябрю 2008 года планируется запустить три различных по продолжительности маршрута по пивному заводу - от двухчасовых экскурсий для профессионалов и полуторачасовых для партнеров, торговых представителей и HORECA, до часовых маршрутов для любителей пива, которые бесплатно смогут увидеть весь процесс изготовления пива - от приготовления сусла до розлива и упаковки, а затем продегустировать готовый продукт и пройти специальные курсы дегустации. К 2009 г. планируется довести число посетителей до 2500 человек.

Директор по коммуникациям DERBES Альбина Богдай объясняет цель такого маркетингового хода: «Потребитель стал более ответственно подходить к выбору пищи. Экскурсии на производство - это способ показать потребителям, что компания работает по новейшим технологиям, а значит предлагает качественный продукт». Она отмечает, что при разработке концепции туров был учтен позитивный опыт российских коллег.

В России это направление давно успешно развивается. Филиал ОАО Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика - Тула» уже 4 года проводит регулярные экскурсии по заводу. Петербургский завод «Балтика» ежегодно посещают 35 тыс. человек, а экскурсии проходят 10 раз в день. Практикует промтуризм и завод «Очаково». Директор филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика-Тула» Роман Фирсанов отмечает: «Экскурсии для нас - это возможность открыто продемонстрировать высокотехнологичный производственный процесс пивоварения». Можно сказать, что промышленный туризм - усовершенствованный вариант образцово-показательного производства. Но дело в том, что это может стать в новом мире решающим конкурентным преимуществом.

У «Балтики» туры платные, а заводы мощно работают с турагентствами. В Казахстане нет заводов «Балтики», поэтому наработки в проведении подобных туров у нас пока не находят воплощения. Однако такой опыт может быть передан DERBES, так как компании входят в единый холдинг Carlsberg.

DERBES планирует в дальнейшем начать работать с турагентствами, однако на первых порах можно использовать и рекламу туров на этикетках пива и «сарафанное радио», когда потребители, довольные экскурсиями, начнут рассказывать об этом своим друзьям.

Но и масштабы российского промтуризма несравнимы с европейским. Например, туры завода Carlsberg собирают ежегодно более 150 тыс. туристов со всего мира. Очевидно, что идея очень перспективная. «Мировое сообщество настроено на сегодняшний день так, что в первую очередь имидж страны могут раскрутить пиво и футбол. Необходимо развивать наш казахстанский пивной бренд», - говорит Альбина Богдай.

Другие компании пока менее активно рассматривают маркетинговые возможности промышленного туризма и скорее используют некоторые его элементы. Начальник отдела по связям с общественностью «Караганда-Эфес Пивоваренный завод» Асель Оразбаева говорит о том, что промтуры, как часть маркетинговой политики «Эфес», не запланированы: «Подобный опыт у нас есть. Если к нам обращаются организации с официальным запросом на проведение тура, мы отвечаем согласием. У нас есть люди, которые могут провести экскурсию, причем завод предоставлял такую услугу всегда бесплатно. Но регулярные промтуры мы не практикуем».

Более широко использует подобные экскурсии «Бахус». Региональный менеджер ТОО «Компания «Бахус - TRADING» Наталья Герман также отмечает, что посещение завода осуществляется только по заявкам организаций, не только школ и университетов, так как производство и дегустация вина интересны сами по себе, и не только в целях профориентации. Однако такие туры проходят на «Бахусе» регулярно по вторникам и четвергам и уже на платной основе - билет стоит от 190 до 500 тенге.

Технический директор туристического агентства «Индра-Тур», которое проводит экскурсии на форелевое хозяйство и страусиную ферму в окрестностях Алматы, Сергей Кораблев отмечает, что в данном случае промтуризм связан скорее с посещением красивых мест отдыха, но с небольшим отличием: «Важно то, что на форелевом хозяйстве туристы могут сами научиться рыбачить, а затем попробовать пойманную форель, то есть интересен процесс обучения, хотя в целом здесь задействовано не развитие какого-либо бренда, а скорее здоровый активный отдых. Из более 300 турфирм, зарегистрированных в Казахстане, лишь около 10 проводят подобные туры».

По словам Сергея Кораблева, туры непосредственно на производство заказывают в основном школы и вузы в целях профориентации обучаемых. Платит за них руководство учебных заведений либо родители. К таким турам можно отнести, например, посещение завода Coca-cola или Алматинского маргаринового завода. Стоимость билета варьируется в пределах 800-1000 тенге. Схема, при которой туристы платили бы турфирме, а компания-бренд получала бы бесплатную рекламу, пока не работает.

«Промышленный туризм сегодня - это больше самореклама. Например, часто подобные акции самостоятельно проводила строительная компания «Куат». Идея того, чтобы предложить подобное сотрудничество компаниям, - хорошая, но будет ли такой туризм пользоваться спросом - трудно сказать, надо пробовать. Любой новый тур раскрутить очень трудно, и сегодня стоит вопрос - надо ли это самим компаниям», - говорит Сергей Кораблев.

Очевидно, что самостоятельное определение промышленного туризма казахстанскими компаниями как ноу-хау в маркетинге еще не произошло. Однако первые шаги сделаны.

2112 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций