Одесса-Броды ищет нефть

Опубликовано
Участившиеся разговоры о предполагаемой конкуренции строящегося нефтепровода «Одесса-Броды-Гданьск» с российскими магистральными трубопроводами, по мнению независимых экспертов, не имеют под собой почвы. Однако, прибалтийские страны и Польша до сих пор надеются на поставки нефти, альтернативные российским.

Новый глава российской госкомпании «Транснефть» Николай Токарев считает, что нефтепровод «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» не составит конкуренции российским магистральным трубопроводам. «Рассматривать как конкурента российским нефтепроводным системам его нельзя, поскольку его проектная мощность - 9 млн. тонн. Если сравнивать с тем, что в России 450 млн. тонн нефти качается по системе «Транснефти», то тут нечего комментировать», - заявил Н. Токарев.

Накануне в Вильнюсе Литва, Польша, Украина, Азербайджан и Грузия подписали соглашение об учреждении совместного предприятия для проектирования и прокладки нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск». К уже действующему польско-украинскому предприятию-оператору Sarmatia присоединились азербайджанское нефтяное общество Soca, грузинское GOGC и литовское Klaipedos nafta. Нефтепровод, как считают участвующие в проекте страны, призван стать альтернативой поставкам нефти из России, создать условия для доставки нефти из регионов Каспийского и Черного моря в регион Балтийского моря. Но на сегодняшний день он построен лишь до города Броды и для успешной реализации странам, участвующим в проекте, необходимо довести его до логического завершения.

Кроме того, успешная реализация данного проекта возможна только при наличии договоренностей о поставках нефти. Как полагают эксперты, даже если сделать его полноценным и протянуть до Гданьска, он, опять же, не может предоставлять какой-то серьезной конкуренции, «Поскольку данный проект является нефтепроводом, по нему должна качаться нефть. И с основным вопросом по поводу того, откуда ее брать, до сих пор нет ясности», — сказал глава «Транснефти». Азербайджан добывает порядка 40 млн. тонн в год. Из них 30 млн. тонн уходит на направление «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). Около 9 млн. тонн используется на внутреннем рынке Азербайджана. И остается 1-1,5 млн. тонн, которые Азербайджан мог бы предоставить в рамках согласованных программ этих четырех стран. «А ни Литва, ни Польша, ни Грузия не являются нефтедобывающими странами. Значит, какие-то должны быть корректные расчеты, понятные всем, чем заполнять эту трубу в случае, если будут потрачены $2 млрд, запланированных для ее решения», — отметил Н. Токарев.

Очевидно, что новому нефтепроводу будет трудно составить конкуренцию россиянам, так как на нем будут выше операционные затраты из-за большого числа перевалок. По оценкам экспертов, стоимость нефтепровода составит в $3,5-4 млн. за километр. Кроме того, аналитик ИК «Атон» Артем Кончин полагает, что заполняемость нефтепровода может быть низкой, так как организаторы проекта рассматривают в качестве основных поставщиков Азербайджан и Казахстан, при этом, Казахстан в подписании соглашения о достройке нефтепровода не участвовал. «В Казахстане уже достаточно много альтернативных путей поставок нефти, поэтому нельзя сказать, что этот нефтепровод «Одесса-Броды-Гданьск» будет пользоваться преимуществами у казахской стороны», — сказал он.

Только за счет альтернативного пути в обход России нефтепровод не сможет составить конкуренцию другим маршрутам. «В любом случае тарифы на транспортировку должны быть ниже, потому что только в угоду политическим амбициям страны-поставщики не буду направлять в него свою нефть, если им это будет экономически невыгодно», — считает директор Института развития Досым Сатпаев. «Если проект «Одесса-Броды» окажется выгодным, то АО «КазМунайГаз», безусловно, будет в нем участвовать»,- сказал директор департамента по связям с общественностью нацкомпании «КазМунайГаз» Илья Пустогачев.

Аян АТЫГАЕВ

Курсивъ-справка:
Магистральный нефтепровод «Одесса-Броды-Гданьск» построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти. В течение нескольких лет он не использовался.
В 2003 году правительство Украины заказало аудиторской компании PricewaterhouseCoopers бизнес-план строительства продолжения Одесса-Броды до польского города Плоцк. В соответствии с бизнес-планом стоимость строительства нефтепровода до Плоцка при мощности 10 млн. тонн в год составит около $300 млн., еще $150 млн. будет необходимо вложить для увеличения его пропускной способности до 25 млн. тонн нефти в год.
Чтобы нефтепровод не простаивал из-за отсутствия каспийской нефти, в конце июня 2004 года правительство Украины решило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме в направлении Одессы. В декабре 2006 года «Укртранснафта», российская «Транснефть» и российско-британский холдинг ТНК-ВР подписали дополнительное соглашение на три года к соглашению от 2004 года о сотрудничестве и координации действий между «Транснефтью», «Укртранснафтой» и ТНК-ВР о транспортировке нефти по территории РФ и Украины.

Читайте также