Что сулит соискателю знание китайского языка

Опубликовано
Каждый 58-ой соискатель в Казахстане владеет китайским языком, каждый второй - английским

Согласно проведенному службой исследований компании «HeadHunter Казахстан» анализу резюме, размещенных на портале в первом квартале 2016 г., выяснилось, что китайским языком владеет каждый 58 соискатель. На первом же месте по популярности находится английский. Также в топ-5 востребованных иностранных языков, помимо китайского, входят немецкий, турецкий и французский.

Компания MyChina также приводит интересную статистику – Китай является второй по популярности страной, куда едут на обучение казахстанские студенты (на первом месте Россия). На начало 2016 г. там учится более 11,7 тыс. студентов. Для прослеживания динамики, в 2009 г. по всем видам программ (государственным, корпоративным и частным) в КНР обучались всего 1 200 студентов из РК. Таким образом, данный показатель вырос почти в 10 раз за срок менее 10 лет.

Более того, Китай как направление в области обучения популярен не только в Казахстане, но и во всем мире. Он уступает лишь Великобритании и США, но здесь необходимо учитывать тот факт, что сами китайцы (более 300 тыс. ежегодно) выбирают эти страны для своего образования.

Какие выгоды?

«В западных странах давно осознали тот факт, что, спросив цену на английском и на китайском языке, вы получите два разных ответа, очевидно, что последний окажется более «дешевым». То же дело касается и сроков изготовления, качества используемых материалов, скидок и других сторон сотрудничества. Также нужно учитывать тот немаловажный факт, что сами китайцы очень плохо владеют английским языком, что в свою очередь затрудняет организацию выгодных условий сотрудничества. Все эти причины делают человека, хорошо владеющего китайским языком, очень ценным сотрудником западной компании», — отмечают специалисты компании MyChina.

Среди казахстанцев подобная популярность языка Поднебесной во многом обоснована всевозрастающим развитием и укреплением экономического сотрудничества между двумя странами, а также важной ролью КНР в мировой торговле. Нельзя обойти вниманием и огромные инвестиции, вливаемые Китаем в казахстанскую экономику.

Более того, эксперты Международного валютного фонда предсказывают, что в ближайшие годы КНР вполне может, обойдя Россию, стать крупнейшим партнером Казахстана и других стран региона. Аналитики Financial Times также уже отмечали, что с ростом влияния Китая, с увеличением его участия в экономике стран Средней Азии, влияние России, в свою очередь, снижается.

Обратная сторона медали

Разумеется, активное вмешательство Китая в дела Казахстана порождает и негативную ответную реакцию. Ярким примером может послужить резонанс, вызванный вопросом о передаче казахстанских земель сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду китайским фермерам. Данная проблема поднималась неоднократно на протяжении нескольких лет. В настоящее время тема активно обсуждается в социальных сетях, дошло даже до проведения несанкционированных митингов и написания открытого письма Нурсултану Назарбаеву. В нем было изложено обоснованное требование внести изменения в Земельный кодекс, который должен быть принят в июне 2016 г., с тем, чтобы запретить продажу и аренду казахстанской земли иностранцам.

Вместе с тем, 56-ым шагом Плана нации «100 конкретных шагов» предусмотрено создание в приоритетных секторах экономики РК совместных предприятий с так называемыми «якорными инвесторами» — международными стратегическими партнерами, к которым относятся и ведущие компании из Китая. А в реализацию 61-ого шага Министерством сельского хозяйства РК сегодня проводится работа с четырьмя крупнейшими агропромышленными китайскими компаниями («Rifa Holding Group», «Айцзюй», «CITIC» и «COFCO») для развития перерабатывающих производств сельхозпродукции. В частности, уже были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Помимо присутствия в сельскохозяйственной отрасли, китайские компании, по некоторым данным, контролируют в Казахстане от одной пятой до четверти производства нефти. Всего же на начало года в РК было зарегистрировано порядка 668 совместных компаний с использованием инвестиционного капитала из КНР. Хотя, это достаточно небольшая доля – всего около 2% от общего количества компаний с иностранным участием (их в РК зарегистрировано более 33,5 тыс.). Для сравнения: казахстанско-российских предприятий в РК почти 6 тыс., казахстанско-турецких – больше 1,5 тыс. Однако, учитывая крепчающее влияние Китая, дальнейшее увеличение количества СП вполне закономерно.

Своя рубашка ближе к телу

Интересен и тот факт, что с ростом в Казахстане присутствия китайских компаний, наблюдается также и приток трудовых мигрантов из КНР. По мнению эксперта по международной миграции Елены Садовской, одним из «ключевых» факторов, мотивирующих китайскую миграцию, является потребность Казахстана в квалифицированных специалистах, которых Китай вынужден направлять в РК для осуществления инвестиционных проектов.

В прошлом году граждане Китая составили наибольшую долю в общем числе экспатов – 41%. При этом, по словам вице-министра здравоохранения и социального развития РК Биржана Нурымбетова, при выдаче разрешений на работу иностранцам, определенные обязательства возлагаются также и на их работодателей. Например, их обязуют создать новые рабочие места для граждан Казахстана, вместо которых приняли экспатов. «Вы привлекли иностранцев, за это, будьте добры, создайте новые рабочие места для казахстанцев: или переучите казахстанцев, или в будущем замените иностранцев на казахстанцев. В прошлом году за счет таких особых условий для привлечения 32 тыс. иностранцев работодателями создано для казахстанцев 25 тыс. дополнительных рабочих мест, 2 400 человек прошли профподготовку, 3 тыс. – переподготовку и 12 600 — повышение квалификации за счет работодателя, который привлекал иностранную рабочую силу», — отметил Нурымбетов.

Каждому по труду?

Также стоит упомянуть о том, что в некоторых работающих в Казахстане китайских компаниях были зафиксированы факты дискриминации работников. Так, в августе 2015 г. генеральный директор компании АО «СНПС-Актобемунайгаз» Ван Цзюньжэнь утвердил необходимость проверять и стимулировать работников компании на знание китайского языка. Экзамен на подтверждение знаний проводится раз в полгода, при этом, согласно соответствующему приказу, уровень знания работником китайского языка учитывается, как один из основных факторов при рассмотрении по повышению должностной категории, что противоречит статье 14 Конституции РК и статье 6 Трудового кодекса РК. В компании «Sinopec-Казахстан» в 2014 г. и вовсе разразился скандал, причиной которого стал факт пятикратного превышения зарплат китайских сотрудников по сравнению с работниками из Казахстана.

Читайте также