Спрос госкомпаний в РК ориентирован на зарубежных специалистов

Опубликовано
Большинство запросов от государственных и квазигосударственных секторов ориентированы на зарубежных специалистов.

Почти половина запросов казахстанских работодателей в этом году ориентированы на зарубежные рынки труда. Об этом в беседе с «Къ» сообщила исполнительный директор представительства компании Ward Howell в Казахстане Салтанат Дуганова. По ее словам, большинство запросов исходят от государственных и квазигосударственных секторов.

Что касается локальных казахстанских компаний, большинство предприятий, входящих в число клиентов Ward Howell начиная с сентября текущего года вообще заморозили поиски специалистов в связи с ухудшившимися экономическими условиями в стране.

Госкомпании не сдаются

«Казахстанские локальные компании подают заявку на поиск специалистов примерно по 1–2 позиции в месяц. Отмечу, что мы специализируемся на поисках кандидатов на управленческие позиции – генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор, производственный директор и т. д., то есть на уровень СЕО и СЕО -1. Начиная с сентября этого года, мы не получали каких-либо заказов от наших локальных, казахстанских клиентов в силу того, что они заморозили свои поиски. Местные компании пока ищут пути оптимизации расходов, пересчитывают бюджеты, и, думаю, такой застой продолжится до конца года», – сказала г-жа Дуганова.

Как отметила спикер, девальвация не отразилась на поисках персонала для международных компаний, у которых расходы на удовлетворение кадровых потребностей заложены в бюджете до конца года. Государственные организации и национальные компании также активны в поисках новых специалистов. «Во многих квазигосударственных предприятиях идет трансформация бизнеса. В рамках этой трансформации мы продолжаем искать управленческие кадры для них», – объяснила г-жа Дуганова. По ее словам, 40% запросов от работодателей – как крупного, так и среднего бизнеса – направлены на рынки России, Украины, Беларуси, из стран Европы, откуда могут пригласить специалистов с большим опытом на гораздо меньшую заработную плату.

«Мы достаточно часто ищем специалистов за пределами Казахстана для казахстанских компаний. Это может быть связано с тем, что некоторые профессии в силу разных причин в Казахстане не так развиты или отсутствуют вовсе. А иногда компании нужен специалист с более конкурентного рынка, имеющий свежий незамыленный взгляд, с новыми идеями, подходами и решениями. К примеру, для одной крупной компании в настоящий момент мы ищем такого вот специалиста, который сможет построить в компании всю систему розничного бизнеса.

Или возьмем, например, позицию HR-директора. Стратегически — это важнейшая управленческая роль в структуре любой компании. Но надо признать, что большинство казахстанских директоров по персоналу просто исполнители. Часто они не обладают всеми полномочиями своей функции, не могут принимать решения на своем уровне, не управляют бюджетами, и не потому, что они не могут или не умеют, просто они зависят от собственников или первых руководителей компании, неготовых расстаться с авторитарным управлением. И в итоге получается интересная тенденция. Свои профессионалы не устраивают тех же самых акционеров, и они начинают думать, что приглашенные специалисты лучше. В этой связи, в настоящее время на позиции директоров по персоналу в Казахстане работает огромное количество иностранцев», – говорит эксперт Ward Howell.

Однако, по ее мнению, в приглашенных специалистах есть как плюсы, так и минусы: во-первых, приезжие специалисты не знакомы с местным рынком, во-вторых – они приезжают на работу по контракту на 1–3 года, то есть временно. На вопрос «Къ» о том, как повлияла августовская девальвация на приток зарубежных специалистов в казахстанский рынок, г-жа Дуганова ответила, что не исключает уход экспатов из Казахстана. Но на управленческих позициях такой тенденции пока не наблюдается.

«Потому что, во-первых, человек приходит сюда на очень амбициозные задачи, которые он не может бросить не доделав. Во-вторых, они работают на хорошо оплачиваемых позициях, с которых просто не уходят», – говорит она. В рекрутинговой компании Antal Kazakhstan утверждают, что экспаты стали покидать рынок труда Казахстана. По словам директора компании Анны Ковинской, отъезд экспатов в каких-то компаниях связан с «ухудшившимися условиями компенсации из-за падения тенге», а где-то контракт с иностранными топ-менеджерами не стали продлевать из-за высокой стоимости их услуг и начали заменять на специалистов местного рынка.

Ненужные люди

По данным Antal Kazakhstan, в некоторых компаниях процессы подбора кадров временно заморозились, или же берут только на освободившиеся позиции, а в других – продолжают набор, но предъявляют к претендентам более жесткие требования, чем это было раньше.

«Компании оптимизируют работу или приостанавливают набор в таких отделах как маркетинг, бухгалтерия, административный, IT, логистика. Это не значит, что компания сможет работать без главного бухгалтера, но вполне возможно распределение работы трех сотрудников между двумя»,– говорит г-жа Ковинская. По данным портала HiPO.kz, сейчас сокращениям подвергается в основном низкоквалифицированный персонал. Из квалифицированных специалистов больше всего размещают резюме работники финансовой сферы – это отголоски ликвидации пенсионных фондов, слияний банков, перехода банков в онлайн-сферу, объясняет сооснователь портала Муслим Джолдаспаев.

«Падение спроса на какие-либо конкретные позиции в связи с кризисом пока сложно оценивать. В определенной степени спрос упал, например, на банковских продакт-менеджеров, поскольку рынок в достаточной степени насытился имеющимися продуктами, а для разработки новых – еще не готов, либо неподходящее время», – считает эксперт.

Как сообщил спикер, клиенты HiPO.kz отмечают повышение лояльности сотрудников и прогнозируют снижение текучести кадров. При этом остается вопрос с заработными платами. «На данный момент лишь небольшое количество компаний объявило об индексации, однако размер индексации гораздо меньше 60%-го падения реальных доходов. Сигналы повышения зарплат уже поступили от государственного сектора, где индексация по некоторым позициям достигнет 40% с января 2016 года. Размер индексации в коммерческом секторе будет зависеть от крупнейших компаний, которые пока занимают выжидательную позицию», – говорит г-н Джолдаспаев.

IT поглощает финсектор?

Что касается востребованности IT-специалистов на казахстанском рынке, мнения экспертов расходятся. В Antal Kazakhstan отмечают, что для экономии средств некоторые компании отказываются от внутренних IT-специалистов и отдают их функцию на аутсорсинг. «Представители продаж в IT востребованы, а вот другие специалисты в IT повышенным спросом не пользуются», – считает г-жа Ковинская.

В то же время по данным портала HiPO.kz, спрос на специалистов, смежных с сектором IT, которые могут использовать технологии для достижения более эффективных результатов, растет.

«Это касается как сферы маркетинга, так и, например, аналитики и консалтинга. Банковский сектор на сегодняшний день находится в переходном периоде. Они переходят в сферу онлайн, минимизируя участие людей в стандартных операциях. Поэтому профессионализм IT-специалистов выходит на первый план», – считает Муслим Джолдаспаев.

К слову, как сообщают российские СМИ, эксперты рынка сообщают, что в РФ IT-специалисты держались в тройке самых востребованных профессий в течение 2015 года наряду со специалистами по продажам и должностями для тех, кто начинают карьеру.

Сектором, объединяющим в себе как продажи, так и возможности высоких технологий является интернет-торговля, которая во время кризиса, в отличие от других секторов бизнеса, показывает стабильный рост, как отметили недавно представители Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса. Однако роста спроса на специалистов для компаний по оказанию онлайн-услуг эксперты не отмечают. Они объясняют это тем, что рынок онлайн-торговли растет в основном за счет иностранных или международных игроков. «Если говорить об общемировых трендах, специалисты в области диджитал становятся все более востребованы. В Казахстане рынок онлайн-продаж пока не так развит, как, например, в России. Большинство игроков здесь – это или представители малого бизнеса, или компании, известные по российскому рынку», – говорит Анна Ковинская. К тому же, как заметили в HiPO.kz, специфика интернет-бизнеса заключается в том, что увеличение продаж не требует пропорционального увеличения персонала.

Читайте также