Как курс тенге повлиял на рынок труда

Опубликовано
В отчете EY представлена наиболее актуальная информация о мерах в отношении персонала, которые компании планируют или уже реализовали в ответ на изменение курса тенге

Компания EY выпустила отчет по результатам опроса о влиянии изменения курса тенге на рынок труда Казахстана, при этом большинство опрошенных компаний являются иностранными. 64% компаний среди опрошенных уже предприняли меры в области управления персоналом, 69% компаний планируют принимать дальнейшие меры в связи с изменением курса тенге, сообщает Kursiv.kz.

В выпущенном отчете представлена наиболее актуальная информация о мерах в отношении персонала, которые компании, осуществляющие деятельность в Казахстане, планируют или уже реализовали в ответ на изменение курса тенге. В исследовании приняли участие 64 компании, большинство из которых (69%) являются компаниями с иностранным участием, из 17 различных отраслей, представляющие крупный, средний и малый бизнес.

По данным исследования 64% опрошенных компаний уже приняли меры в ответ на изменение курса национальной валюты. При этом 69% респондентов планируют принимать дальнейшие меры. Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным компанией EY в сентябре 2015 года, число компаний, отреагировавших мерами в отношении персонала в ответ на изменение курса тенге, заметно увеличилось. Так, по результатам прошлогоднего исследования среди компаний-участниц 28% — приняли меры и 31% — не приняли, но планировали их принять. Наиболее распространенными мерами по результатам исследования 2016 года стали: пересмотр бюджета на персонал2, сокращение численности персонала и прекращение найма сотрудников, а также внеочередной пересмотр заработных плат.

В ходе исследования 36% компаний-респондентов отметили, что уже осуществили / планируют пересмотр бюджета на персонал в связи с изменением курса тенге как в сторону сокращения, так и увеличения. При этом, несмотря на то, что число компаний, отметивших увеличение бюджета на персонал, примерно вдвое больше количества компаний, сокращающих расходы на сотрудников (66% против 34% соответственно), стоит отметить, что среди компаний, отметивших увеличение бюджета на персонал, 90% либо полностью, либо частично выполнили свои финансовые показатели за 2015 год, что, естественно, позволяет им применять подобные меры. Наиболее распространенными категориями сокращения бюджета на персонал стали: корпоративные мероприятия, обучение и повышение квалификации сотрудников, рекрутмент (подбор персонала), а также командировки и представительские расходы.

Сокращение численности персонала и прекращение найма новых сотрудников, являются, соответственно, второй и третьей по популярности мерами в отношении персонала. Стоит отметить, что по сравнению с аналогичным исследованием в сентябре 2015 года количество компаний, применивших или планирующих применить сокращение численности, выросло с 19% до 25%, а число респондентов, отметивших прекращение найма, осталось примерно на том же уровне. По результатам 2016 года более половины компаний-респондентов, которые применяют сокращения персонала, являются представителями четырех индустрий (потребительские товары, нефтегазовая промышленность, информационные технологии и телекоммуникации, банковский сектор) и 68% имеют численность персонала менее 500 человек.

Около 17% компаний, принявших участие в исследовании, отметили, что уже осуществили внеочередной пересмотр заработных плат за последние полгода. При этом в отношении планов на будущее среди всех участников опроса 20% отметили, что запланировали внеочередной пересмотр заработных плат в ближайшем будущем. Несмотря на то, что размер увеличения все еще лишь частично покрывает средний размер изменения курса тенге, по сравнению с результатами 2015 года, количество компаний, осуществивших пересмотр заработных плат в связи с изменением курса тенге, заметно выросло (с 5% до 17%), при этом число компаний, планирующих это сделать в ближайшем будущем сократилось (с 28% до 20%). Также примечательно, что 69% всех компаний-респондентов осуществляют внеочередной пересмотр заработных плат в отношении всех работников, а остальные 31% участников — только для определенных категорий работников (для работников определенных должностей, для работников с высокими результатами оценки деятельности/компетенций, для работников с определенным стажем работы).

В связи с введением в Трудовом кодексе РК необходимости установления заработной платы работникам в национальной валюте, отдельной темой в исследовании, актуальной в особенности для компаний с иностранным участием, стал вопрос о возмещении компаниями разницы между эквивалентом заработной платы в иностранной валюте и в тенге. Данная мера является не столь популярной среди участников опроса (5% компаний осуществили возмещение и 6% — планируют). Среди компаний, применяющих данную меру, в качестве возмещения наиболее часто используется либо специальная надбавка к заработной плате, либо премия (бонус), большинство осуществляют выплаты ежемесячно и в качестве ориентира используют средний курс за период возмещения.

По сравнению с исследованием 2015 года изменение условий премирования стало менее популярным инструментом в руках работодателей в условиях изменения курса тенге. Так, в марте 2016 года 8% респондентов уже осуществили изменения условий премирования и 13% планируют принять подобные меры, в то время как в сентябре 2015 года около четверти респондентов решили прибегнуть к этому инструменту. По результатам исследования 2016 года компании, осуществляющие изменение системы премирования, в большей степени ориентированы на корректировку параметров премий (критерии и периодичность премирования) и чаще всего применяют эту меру для всех категорий работников одинаково.

Среди компаний (19%) планирующих / осуществивших сокращение набора льгот или их стоимости большинство респондентов отмечают, что это коснулось/коснется таких категорий, как: добровольное медицинское страхование и компенсация услуг мобильной связи.

Дамир Деминов, менеджер отдела консультационных услуг по управлению персоналом компании EY, отмечает: «Понимание того, какие меры в отношение персонала применяются на рынке труда в связи с изменением курса тенге, все еще остается важной и актуальной темой для большинства компаний в Казахстане. Мы отмечаем более активную реакцию компаний на рынке труда по сравнению с результатами 2015 года, когда большинство компаний занимали выжидательную позицию.

Так, более чем в два раза (с 28% до 64%) возросло количество компаний, применяющих меры в отношении персонала, при этом стоит отметить, что увеличилось как количество компаний, осуществляющих сокращения сотрудников, так и количество компаний, повышающих заработные платы сотрудников.

Это свидетельствует о том, что компании продолжают искать правильный баланс в отношение персонала, стремясь, с одной стороны не переплатить и сократить расходы, а с другой – удержать таланты и повысить эффективность сотрудников. Работодатели продолжают активно следить за ситуацией на рынке труда Казахстана, поэтому актуальные данные, полученные в результате регулярных исследований компании EY, помогают компаниям находить и поддерживать необходимый баланс».

Читайте также