17799 просмотров

Самые «платёжеспособные» компании Казахстана

Топ-30 компаний-налогоплательщиков обеспечили половину всех поступлений в бюджет страны

Фото: Shutterstock/ADragan

Kursiv Research представляет традиционный ежегодный рейтинг топ-30 крупнейших налогоплательщиков Казахстана. В 2019 году первая тридцатка пополнила бюджет страны на 5,1 трлн тенге, это примерно половина от общего объема налоговых поступлений в госбюджет за год.

По данным Комитета госдоходов МФ РК, за 2019 год общая сумма налоговых поступлений в государственный бюджет республики составила 9,69 трлн тенге, по сравнению с предыдущим налоговым периодом собираемость налогов увеличилась на 18,3%, или на 1,5 трлн тенге. 300 крупнейших компаний Казахстана, подлежащих мониторингу*, пополнили казну на 7,25 трлн тенге. Корпоративный сектор не отличился в 2019 году: по сравнению с 2018 годом показатель вырос лишь на 0,45 трлн тенге, или на 6,6%, тогда как в предыдущие годы прирост был на уровне 40–50%.

Традиционно основную сумму в бюджет принесли предприятия, занимающиеся добычей нефти и попутного газа, они расположились на 18 из 30 строк рейтинга. По итогам 2019 года на долю нефтегазового сектора пришлось 85%, или 4,32 трлн тенге, от всех выплат первой тридцатки перечня крупных налогоплательщиков. По сравнению с предыдущим периодом объем налогов, собираемых с данных компаний, изменился незначительно, что может быть связано с небольшим колебанием цен на нефть в 2019 году.

За «нефтянкой» следуют компании табачной отрасли. К двум постоянным участникам рейтинга из данного сектора в этом году присоединилась еще одна, их доля в общем объеме выплаченных в бюджет налогов составила 4,7% (238,44 млрд тенге).

Примерно столько же налогов заплатили предприятия металлургической промышленности – 218,6 млрд тенге, или 4,3% от общего объема налогов с топ-30. В рейтинг вошли также представители горнодобывающей промышленности, транспорта, производства продуктов нефтепереработки и связи. Компаний финансового сектора и строителей в рейтинге 2019 года, в отличие от предыдущих лет, не оказалось.

Компании, отличившиеся в 2019 году

Восемь компаний из первой десятки участников рейтинга специализируются на добыче нефти. Первая тройка крупнейших налогоплательщиков Казахстана остается неизменной, это ТОО «Тенгизшевройл», которое пополнило бюджет страны на 1,94 трлн тенге, казахстанский филиал «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», обеспечивший пополнение бюджета на 616,96 млрд тенге, и АО «Мангистаумунайгаз» с объемом налогов 366,28 млрд тенге. Только эти три предприятия обеспечили 30% всех налоговых поступлений РК в 2019 году. По сравнению с предыдущим годом налоговые выплаты данных компаний несколько сократились.

По предварительным данным, добыча нефти и газоконденсата по Казахстану в 2019 году составила 90,5 млн тонн. Как уточнили в Министерстве энергетики, ТОО «Тенгизшевройл» за год добыло 29,79 млн тонн углеводородов, «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» – 11,27 млн тонн и «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» – 14,1 млн тонн. Последний вошел в рейтинг крупнейших налогоплательщиков в 2019 году и разместился сразу на 13-й позиции с объемом налоговых выплат 88,36 млрд тенге. НКОК является оператором проекта коммерческой добычи на морском месторождении Кашаган – одном из крупнейших месторождений в мире, открытых за последние 40 лет. Казахстанское участие в проекте составляет 16,88%.

На четвертой и пятой строчках рейтинга расположились АО «Эмбамунайгаз» и АО «Озенмунайгаз» – «дочки» «КазМунайГаза», национального нефтяного оператора. Эти компании уплатили государству в виде налогов 194,88 и 177,44 млрд тенге соответственно. Можно отметить, что «Эмбамунайгаз» улучшил свой прошлогодний результат на 33,7%. Также, по сообщению КМГ, предприятие в 2019 году существенно увеличило запасы ресурсной базы углеводородов, прирост стал возможен благодаря доразведке действующих месторождений.

С шестой по восьмую позиции крупнейших налогоплательщиков страны заняли компании «нефтянки» с китайским участием, это АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «СП «Казгермунай», крупным акционером которых является китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC, и АО «Каражанбасмунай» входящее в состав CITIC Group.

На девятой позиции рейтинга, улучшив свой прошлогодний результат на четыре строчки, расположилось ТОО «Казцинк». Компания пополнила бюджет на сумму 106,59 млрд тенге, что на 47,7% больше показателей 2018 года. «Казцинк» – крупный интегрированный производитель цинка с большой долей сопутствующего выпуска меди, драгоценных металлов и свинца. Генеральный инвестор товарищества – швейцарская компания Glencore International AG.

Десятое место закрепилось за представителем табачного рынка Казахстана – ТОО «Джей Ти Ай Казахстан». Предприятие внесло в госбюджет 101,91 млрд тенге, что на 22,5% больше, чем в 2018 году. Еще одна компания по производству табачных изделий в РК – «Филип Моррис Казахстан» – поднялась на одну строчку, до 11-го места, заплатив при этом 95,17 млрд тенге, что на 24,8% больше, чем в предыдущем году.

Почти в 3 раза увеличился объем налоговых выплат НК «КазМунайГаз» – с 31,53 млрд тенге в 2018 году до 90,93 млрд тенге в 2019 году, в итоге нацкомпания поднялась с 26-й на 12-ю позицию. Стоит отметить, что в прошлом году рейтинговое агентство Moody’s повысило рейтинг кредитоспособности компании на самостоятельной основе без учета поддержки со стороны правительства Казахстана с «Ва3» до «Ва2». Долгосрочный рейтинг КМГ подтвержден на уровне «Bаа3» с пересмотром прогноза со «стабильного» на «позитивный».

Иностранные подрядчики одного из крупнейших в Казахстане Карачаганакского месторождения – филиалы компаний «Би Джи Карачаганак Лимитед» и «Аджип Карачаганак Б.В.» – расположились на 14-й и 15-й позициях рейтинга. Компании выплатили казне 78,1 и 74,23 млрд тенге соответственно. Филиал «Шеврон Интернэшнл Петролеум Компани», также участник данного проекта, заплатил налоги на сумму 54,1 млрд тенге и оказался на 20-й позиции рейтинга.

Компания казахстанского бизнесмена Тимура Кулибаева – акционерное общество «Каспий нефть» – в 2019 году оказалась на 16-й позиции рейтинга, заплатив в бюджет около 67,1 млрд тенге. Транснациональная компания «Казхром», входящая в состав Евразийской группы (ERG), отстояла свое 17-е место, по результатам 2019 года налоговые отчисления компании составили 63,17 млрд тенге, что больше на 26%, чем годом ранее.

Далее идут новички рейтинга. ТОО «KAZ Minerals Aktogay» расположилось на 18-й позиции с объемом налоговых выплат 58,02 млрд тенге, с предыдущего налогового периода показатель увеличился почти на 83%. В 2 раза, с 27,38 до 57,17 млрд тенге, выросли выплаты АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», входящего в состав Eurasian Resources Group.

«Дочка» «Казцинка» АО «Altyntau Kokshetau», специализирующееся на добыче золота в Акмолинской области, пополнило казну в 2019 году на 51,75 млрд тенге, улучшив свой предыдущий результат на 63,6%. Национальная компания «Қазақстан темір жолы» с налоговыми отчислениями в 50,62 млрд тенге поднялась на одну строчку, до 22-й позиции.

Следом идет «Казахмыс» с объемом налоговых выплат 48,7 млрд тенге, по сравнению с предыдущим годом показатель сократился на 18,8%. С прошлого рейтинга компания потеряла девять строк в нашем рейтинге. Крупным акционером «Казахмыса» является казахстанский предприниматель Владимир Ким.

48,68 млрд тенге в виде налогов и иных платежей выплатило Казахстану АО «Матен Петролеум». Акции бывшей компании казахстанского бизнесмена Динмухамета Идрисова сегодня принадлежат голландской Sino-Science Netherlands Energy Group B.V., материнской компанией которой является китайская Geo-Jade Petroleum.

«ПетроКазахстан» – нефтяная группа компаний, акционерами которой являются «Китайская Национальная Нефтяная Корпорация» (CNPC) и «КазМунайГаз». Сразу две компании группы вошли в рейтинг – ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» на 25-й позиции с объемом налоговых выплат 44,96 млрд тенге и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», которое выплатило бюджету в 2019 году 43,96 млрд тенге и разместилось на 26-й позиции.

27-е место рейтинга обеспечило себе АО «Казахтелеком» – представитель сектора связи и коммуникаций уплатил в бюджет страны 43,31 млрд тенге против 40,22 млрд тенге в 2018 году.

Замыкают рейтинг три новичка. Казахстанские филиалы компаний «Нельсон Петролеум Бузачи Б.В.» и «СNPC Интернешионал (Бузачи)» на равных долях осуществляют разработку нефтяного месторождения Северное Бузачи в Мангистауской области. «Нельсон Петролеум Бузачи Б.В.» осуществила за 2019 год налоговые выплаты Казахстану в размере 43,24 млрд тенге. Компания зарегистрирована в Голландии, входит в группу Caspian Investment Resources Ltd, акционерами которой являются российская «ЛУКОЙЛ Оверсиз» и китайская компания Sinopec. Филиал корпорации «СNPC Интернешионал (Бузачи) Б.В.» в городе Актау в свою очередь выплатил налоги на сумму 41,69 млрд тенге.

На 30-й строчке рейтинга разместилось ТОО «Бритиш Американ Тобакко Казахстан Трейдинг», предприятие направило в бюджет РК в виде налогов и других платежей 41,35 млрд тенге. British American Tobacco является одним из крупнейших производителей сигарет в мире.

Источник данных – Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

* Согласно перечню 300 крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, утвержденному приказом министра финансов РК от 14 декабря 2018 года № 1082.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.

топ30 копия_page-0001.jpg

banner_wsj.gif

10886 просмотров

Как стать звездой в Казахстане и сколько на этом можно заработать

Именитые казахстанские звезды запрашивают за получасовую программу миллионы тенге

Фотоколлаж: Вадим Квятковский

Зарабатывать миллионы за выступление удается не всем звездам шоу-бизнеса. Получить признание слушателя не так-то просто и достаточно затратно. Только единицы могут самостоятельно оплатить все расходы, связанные с первым выходом на сцену и дальнейшим продвижением на эстраде.

В разных странах, в том числе и в Казахстане, для юношей и девушек, у которых нет денег, но есть талант, стартом становятся конкурсы песен. В Соединенных Штатах – это American Idol, в Великобритании – Pop Idol, в Российской Федерации – «Фабрика звезд», в Казахстане, по аналогии с Pop Idol – SuperStar.kz и X-фактор, The Voice of Kazakhstan.

Именно на таких конкурсах продюсеры и потенциальные инвесторы обычно замечают будущих звезд эстрады. На казахстанской эстраде также можно увидеть артистов, которые когда-то приглянулись продюсерам.

Продюсер Эрик Тастембеков заметил на проекте SuperStar.kz несколько молодых исполнителей, которые и сейчас работают на рынке. Речь идет об Айкыне Толепбергене и Макпал Исабековой.

Известный продюсер Алуа Конарова взяла под свое крыло группу RinGo. Ни один из участников этого казахстанского бойз-бенда не стал победителем конкурса SuperStar.kz или X-фактор, но, несмотря на это, они заняли свое место на эстраде.

После очередного сезона победителя конкурса Нуржана Керменбаева, больше известного под псевдонимом Капкарашка, финалистов проекта Рената Малцагова, Евгения Гартунга и Ерлана Алимова пригласили для работы в группе «Перцы». А Динара Коскельдиева, Жанар Хамитова, Анастасия Усова и Алтынай Сапаргалиева были объединены в группу China Town. Оба проекта просуществовали недолго, но многие из участников все еще связаны со сценой.

Кто такой продюсер и что он должен уметь делать?

Продюсер – это человек, который очень часто по совместительству является организатором, менеджером, маркетологом и инвестором проекта. Именно от него во многом зависит успех исполнителя.

По данным представителей hh.kz, в вакансиях на должность продюсера на их сайте прописано, что в основные обязанности продюсера входит подбор кадров – сольных исполнителей, хорео­графов, музыкантов, авторов слов и композиторов.

Следующей обязанностью является финансовое обеспечение (формируемое за счет спонсоров, продажи дисков и гастрольных туров) артиста и его команды, в том числе разработка детализированного бюджета и его контроль.

Продюсер ответственен за организацию съемок клипа, запись дисков, старт PR-компании, планирование выступлений и гастролей. Будущие костюмы и грим во время выступления тоже контролируются продюсерами.

Помимо перечисленных обязанностей, продюсер должен уметь организовать для своего подопечного концерт, гастроли, частные и корпоративные коммерческие мероприятия, участие в сборных концертах и госзаказах.

Также он должен участвовать в публичных мероприятиях, связанных с проектом, уметь привлечь информационных парт­неров и спонсоров и активно взаимодействовать с пресс-службами партнеров.

Основные требования к продюсеру на сайте hh.kz: опыт работы в шоу-бизнесе от трех лет, знание иностранных языков, креативный подход, коммуникабельность, личная ответственность, аналитические способности, знания в области маркетинга, PR, рекламы.

Сколько продюсерам приходится потратить

Для того, чтобы узнать о затратах продюсеров, «Курсив» обратился к нескольким продюсерам и продюсерским центрам с официальным запросом. Многие из них, ссылаясь на коммерческую тайну или чрезвычайную занятость, отказались отвечать на наши вопросы.

Но в одном из продюсерских центров города Алматы – KS Production, через который прошло немало ныне работающих артистов (рок-певица Асем, этно-фольклорный ансамбль «Туран», этно-джазовый дуэт ST Brothers, трио «Парнас»,
этно-трио «Тенгри», Меруерт Мус­рали), все же поделились своими средними расходами.

Первое и важное дело продюсера – это выбор подопечного и команды, с которой он будет работать. У хороших продюсеров – чутье на будущих звезд. Продюсеры нередко упоминают в СМИ, что исполнителю не обязательно иметь высшее или среднее музыкальное образование, чтобы стать популярным. Есть множество талантливых ребят без спецобразования.

После того, как продюсер выбрал подопечного, начинается работа над репертуаром – поиск и рассмотрение авторов текстов и музыки.

Как отметили представители KS Production, текст песни в среднем обходится продюсерскому центру в сумму от $200 до $500. Композитору за одну песню центр оплачивает от $500 до $1500.

После того, как исполнитель найден, а слова и музыка песни подготовлены, необходимо обратиться к услугам аранжировщика. Аранжировка – это изменение темпов, ритма и размеров музыкального произведения. Аранжировщик выбирает музыкальные инструменты и придумывает партии для них, находит сочетания тембров и правильную насыщенность звучания всей композиции. То есть работа аранжировщика заключается в переработке музыкального произведения.

Процесс записи песни – это еще не конец. После нужно еще провести сведение. Сведение – это этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами.

Средние затраты продюсерского центра KS Production на запись, сведение и аранжировку составляют от $1 тыс. до $2 тыс.

Если продюсер решает, что необходимо снять видеоклип, то на него в среднем нужно будет потратить еще как минимум $5–10 тыс., верхняя ценовая планка зависит от идеи, концепции и даже режиссера клипа.

По данным украинской компании Сinema Friends Production, стоимость видеоклипа зависит от сложности идеи, количества локаций для съемки клипа, цены аренды съемочных павильонов, работы массовки и актеров, количества времени, затраченного командой на съемки и расходов на постпродакшн.

Специалисты продакш-компании отмечают, что за более чем 60 лет с момента бума в музыкальной индустрии подход к созданию клипов изменился. Режиссеры и исполнители не стесняются пафосных решений, массовок, ярких пейзажей и спецэффектов. Сейчас песня приобретает большее признание именно благодаря эффектному видеоклипу.

Помимо основных затрат на сам клип, есть еще дополнительные затраты, которые являются неотъемлемой частью съемочного процесса. Во-первых, это затраты на грим (макияж, укладка и т. д.). Стоимость таких услуг за один съемочный день составляет от $300 до $500. Во-вторых, это затраты на костюмы. Средние затраты KS Production по этой статье – от $500 до $3 тыс. Как рассказали в продюсерском центре, цена костюмов зависит, во-первых, от того, кто является дизайнером, и, во-вторых, от того, сколько образов будет в клипе.

Съемкой клипа для будущей звезды затраты продюсера не заканчиваются. Чтобы видеоклип увидели зрители, снова нужно заплатить, но уже телеканалам. Ротация на каналах по их прайс-листу, по данным того же продюсерского центра, обойдется в  $1–5 тыс. Цена зависит от количества дней и времени суток, когда клип будет в ротации.

После того, как артист уже записал несколько песен (обычно это 10–12 песен), продюсер начинает задумываться о записи альбома. На запись альбома в KS Production тратят в среднем $10–15 тыс.

Для всех рекламных постов и объявлений нужны будут профессионально отснятые фотографии. А стоит это недешево – от $1 тыс.

Исходя из озвученных данных, получается, что общие затраты продюсерского центра на одну песню с клипом составляют от $9500 до $23 500 (не включая запись альбома).

Еще один эксперт из шоу-бизнеса, сам уже состоявшийся артист, пожелавший остаться неизвестным, озвучил «Курсиву» свои минимальные затраты на одну песню. По данным собеседника издания, за слова к песне можно заплатить 50 тыс. тенге ($128 по курсу Национального банка), а за музыку к ней – 100 тыс. тенге ($257). Аранжировку, запись и сведение можно сделать за 320 тыс. тенге ($822).

«Съемка клипа, как минимум, будет стоить 2 млн тенге (от $5135)», – отметил представитель эстрады.

Как делят между собой доходы продюсер и артист

Практически все затраты в начале пути будущей звезды несет продюсер. И у него нет никаких гарантий, что его подопечный не провалится, а займет свое место в этом высококонкурентном бизнесе. Но в случае положительного результата и признания артиста продюсер останется в выигрыше.

Доходы, полученные начинающими артистами, как правило, делятся в таком соотношении: 80% продюсеру и 20% самому исполнителю. Если артист состоявшийся, то обычно это 50 на 50% или 60 на 40%, но есть и вариант «как договорятся».

звезда копия.png

 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg