Отрезвляющая реальность. Как развивается алкогольная промышленность РК

Опубликовано (обновлено )
Kursiv Research представляет обзор по развитию алкогольного рынка Казахстана

Алкогольная индустрия Казахстана за 2014 год претепела ряд изменений. Так, в Казахстане запретили рекламировать и безалкогольное пиво, если его название совпадает с брендом алкогольного. Повысили минимальную розничную цену 1 литра крепких спиртосодержащих напитков почти в 2 раза. Также был веден временный запрет на ввоз и реализацию алкогольной продукции из России, Белоруссии, Франции, Италии, Шотландии и других стран.

Kursiv Research выяснил как все эти изменения повлияли на деятельность производителей алкогольной продукции в Казахстане, а также проанализировал развитие рынка за последние 3 года.

По итогам 2014 года в Казахстане совокупная величина произведеной алкогольной продукции составила 574,10 млн литров, тем самым показав рост на 2,35% по сравнению с предыдущим годом. Однако в 2013 году производство алкогольной продукции составило 560,90 млн литров, что на 1,22% меньше, чем в 2012 году. Таким образом производство немного превысило объемы 2012 года.

За 2014 год объем потребления алкогольной продукции внутри страны составил 648,62 млн литров, что на 2,16% больше по сравнению с 2013 годом. В 2013 году данный показатель составил 634,92 млн литров, что на 3,00% меньше относительно 2012 года, когда его объем составлял 654,57 млн литров. Так, объем потребления алкогольной продукции в 2014 году показывает снижение по сравнению с 2012 годом.

Несмотря на то, что производителям алкогольной продукции Казахстана удалось существенно нарастить экспорт, разрыв с импортом остается значительно большим. В отличие от соседних стран отечественные производители не в состоянии удовлетворить большую часть внутреннего потребления, что ставит под сомнения способность казахстанских компании завоевать лидирующие позиции в рамках ЕАЭС.

Разница в акцизных ставках стала камнем преткновения между участниками ЕАЭС. В России данный налог выше, чем у Казахстана и Белоруссии, что вынудило правительство стран разрабатывать защитные механизмы для внутреннего бизнеса. Так Астана запрещала импорт алкоголя из Беларуси из-за несоблюдения прав потребителей. А Россия пыталась ввести ограничения на беспошлинный ввоз из Казахстана и Беларуси — не более 5 литров для личных нужд. Все это свидетельствует о том, что в данном союзе пока нет единых условий для нормального развития алкогольного рынка.

Как правило, повышение налога на акцизные товары оказывает давление на производителей алкогольной продукции. Поскольку приводит к удорожанию продукции, в результате чего снижается спрос. Да и к тому же увеличение акцизных ставок приводит к развитию теневого рынка, что опять же препятствует развитию бизнеса данной отрасли. Согласно данным «КазАлко» в 2014 году максимальный объем неформального рынка составил 25-30%.

С полной версией отчета можно ознакомиться здесь Отрезвляющая реальность. Как развивается алкогольная промышленность РК

Читайте также