779 просмотров
779 просмотров

Рутина для роботов. Как в Kcell автоматизируют бизнес-процессы

Фото: предоставлено Kcell

Мы официально живем во вторую эпоху машин, и 2021 год, несмотря на пандемию, обещает стать прорывным в развитии роботизации. Новые идеи и совместные проекты ведущих разработчиков создают машины, которые удивляют своим умением учиться и принимать взвешенные решения.

Вопрос к бизнесу — а готов ли он включать эти технологии в свои процессы?

Один из лидеров сотовой связи в Казахстане Kcell уже долгое время внимательно изучает тенденции развития автоматизации и роботизации.

Автоматизация — достаточно обширное понятие. Про нее говорят, когда возникает необходимость выполнять определенные процессы без участия человека или с его минимальным участием, например, на этапе валидации некоторых данных или действий. Автоматизировать можно как механические процессы на производстве, так и рутинные бизнес-процессы.

Роботизация охватывает ограниченную часть автоматизации: например, Robotic Process Automation (RPA) – это программный робот, который имитирует действия человека, взаимодействуя с различными интерфейсами информационных систем. При этом программа, в которой работает робот, не видит разницы между роботом и человеком.

Что может робот?

Для разных задач бизнеса используются разные типы роботов. Однако больше всего сервисных роботов продается для логистических целей. Особое внимание к умным машинам проявляют такие гиганты, как Amazon и FedEx.

В первую очередь RPA применяется для достижения тактических и стратегических целей компании и используется для преобразования рутинных действий человека в запрограммированные шаги роботов.

«Например, сотрудники нашей компании часто копируют информацию из одной системы в другую, выгружают ежедневные отчеты, переносят данные клиента для заключения договора или обрабатывают клиентские запросы. В день сотрудники могут выполнять множество подобных операций, которые не требуют при этом никаких специальных навыков, кроме внимательности и усидчивости. RPA нужен именно для того, чтобы переложить все эти рутинные и повторяющиеся процессы с людей на роботов», - отметил руководитель отдела по автоматизации процессов Kcell Айдар Жумекенов.

Внедрение и использование RPA-решений позволяет не только высвободить человеческие ресурсы, но и сократить операционные расходы, оказывая прямое положительное влияние на окупаемость. Робот работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Он не устает, не уходит в отпуск и не подвержен так называемому человеческому фактору Поведение робота предсказуемо, предсказуем и результат. Роботы работают быстрее человека и выполняют поставленные задачи практически без ошибок, предоставляя полный лог своих действий.

Айдар Жумекенов.jpg

Все началось в 2018 году, когда Kcell совместно с консалтинговой компанией провел анализ рутинных бизнес-процессов и пришел к выводу о необходимости развития направления RPA. За небольшой период компания смогла проделать объемную работу по изучению рынка RPA-решений. Параллельно был начат процесс внутри компании по сбору, анализу и выбору массовых, рутинных и повторяющихся операций, которые занимали большое количество времени сотрудников. Первый роботизированный процесс в компании запустили в первом квартале 2020 года.

55 тысяч минут

Помимо использования явных и общих преимуществ RPA-решения - таких, как высокая точность, производительность и надежность, - в Kcell смогли начать формировать новую культуру среди сотрудников, меняя сознание и ломая стереотипы о роботах.

«В самом начале у людей возникало какое-то подсознательное сопротивление RPA-роботам, боязнь потерять работу, будучи замененными роботами. Но время показывает, что RPA не отбирает работу, а помогает сотрудникам высвобождать время на интеллектуальные задачи, передавая рутинные и механические действия машинам», – отмечает Айдар Жумекенов.

В 2020 году в Kcell роботизировали восемь сложных, массовых процессов, что позволило высвободить порядка 55 тыс. минут человеческого времени. Были также получены хорошие результаты по сокращению времени подключения корпоративных услуг в сквозных бизнес-процессах, где участвовали роботы.

Руководитель отдела по внедрению бизнес-решений Kcell Айдарбек Султан отметил:

«При использовании RPA-решений существуют и некоторые ограничения. Не получится отдать роботу ту задачу, которая требует порой интуитивного подхода вкупе с глубокой экспертизой человека. Это может быть работа, где, например, требуется валидация данных, или работа, где необходим так называемый human touch, где требуются именно когнитивные навыки человека.

Такие процессы лучше доверять людям. Но учитывая то, как быстро развивается синергия RPA с машинным обучением (ML) и искусственным интеллектом (AI), как данные направления развиваются самостоятельно, можно оптимистично предположить, что в ближайшем будущем мы увидим решения, способные устранить все недостатки текущих RPA-решений. Технология RPA предназначена не для того, чтобы сокращать рабочие места, а для того, чтобы избавить человека от выполнения однообразных, повторяющихся задач, экономя ресурсы и повышая эффективность за счет высвобождения времени для реализации более важных задач».

Исходя из практики компании Kcell, можно смело говорить о том, что наиболее результативной является совместная работа человека и робота.

Сколько стоит внедрение робота?

По словам Айдара Жумекенова, все будет зависеть от сложности и деталей самого процесса: сколько интерфейсов задействовано, какие действия необходимо применить роботу в процессе выполнения.

«Возьмем простой пример: выгрузка нескольких отчетов, консолидация и обработка данных в одном Excel-файле, анализ списка получателей, формирование уникальных сообщений каждому из получателей и отправка писем. Этот процесс потребует в среднем до двух недель времени RPA-разработчика: от начала работы до полного боевого запуска», - рассказал Жумекенов.

«В нашей компании очень сильные специалисты с техническим/IT-бэкграундом, которые занимаются роботизацией процессов «под ключ», начиная со сбора и анализа процессов на возможность оптимизации, оценки ресурсов и рентабельности роботизации конкретного процесса», - отметил Айдар Жумекенов.

Юрий Харламов.JPG

Председатель правления компании Kcell Юрий Харламов считает, что RPA-технологии могут подарить компании второе дыхание, причем в любой сфере.

«Во-первых, это сокращение издержек и, соответственно, увеличение прибыли. Во-вторых, сокращение времени на выполнение задач: роботизация бизнес-процессов дает возможность компании акцентировать внимание на более приоритетных задачах, что непосредственно положительно влияет на развитие профессиональных навыков наших сотрудников и помогает им в полной степени раскрыть свой потенциал, не отвлекаясь на ежедневную монотонную рутину. В-третьих, RPA понижает фактор человеческих ошибок и, соответственно, повышает уровень точности процессов, к чему мы непрерывно стремимся» - отметил Харламов.

Всегда будут процессы, которые необходимо улучшать, оптимизировать и автоматизировать. Это касается как внутренних процессов, так и процессов взаимодействия с клиентами. В Kcell это понимают и всегда шагают в ногу со временем.

PR-материал

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер