Что такое цифровая одежда и зачем ее «шьют»

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем о виртуальных вещах для настоящих людей

Если бы цифровую одежду не придумали раньше, то ее бы обязательно придумали в прошлом году. 2020 год на удаленке, когда мы почти переселились в онлайн, дал неожиданный шанс этому направлению на стыке двух индустрий — fashion и digital — на быстрое развитие.

Можно купить, но нельзя потрогать

Первая в мире коллекция цифровой одежды увидела свет, а вернее, своего пользователя в ноябре 2018 года. Норвежский мультибрендовый бутик Carlings представил линию Neo-Ex, о которой тут же написали: «Можно купить, но нельзя потрогать». Вдохновленная старыми видеоиграми, где все дрались и все взрывалось, коллекция включала сверкающие костюмы то ли пришельцев, то ли космонавтов, толстовки со светоотражающими элементами, жилеты из латекса и т.д. Достаточно предсказуемо для направления с названием «цифровая одежда».

 

chto-takoe-cifrovaya-odezhda-i-zachem-ee-«shyut»

Фото из официального Instagram Carlings

При этом коллекция Carlings не была самостоятельной линейкой в полном смысле этого слова — ее выпустили в рамках маркетинговой кампании настоящих вещей. И в этой кампании было все: от призыва к осознанному потреблению («Это цифровая коллекция одежды с нулевым воздействием на окружающую среду», — говорилось в Instagram-аккаунте Carlings), идеи сделать ультрамодные вещи доступными (стоимость вещей составляла от 10 до 30 евро) до предложения «иначе взглянуть на моду и вдохновиться на неожиданные решения».

«Неожиданные решения» — это, видимо, было про фэшн-блогеров Instagram — тех, кто привык покупать дорогую одежду ради двух-трех красивых снимков. А здесь – вуаля! – тот же эффект при гораздо меньших затратах.

Идею быстро оценили, и коллекция из 20 унисекс-вещей Carlings «ушла» в течение месяца после старта продаж. Понятно, что «ушла» она тоже не так чтобы по-настоящему: в цифровой коллекции можно сделать бесконечное количество экземпляров. Но, как объяснили тогда в компании, они решили ограничить количество вещей, чтобы сделать их особенными.

После Carlings цифровую одежду выпустил англо-немецкий стартап Rohbau, и в данном случае «одежду» — это очень громко сказано. Коллекция состоит из одного худи за 40 евро. Зато разных цветов и в футуристическом стиле.

Голландская марка The Fabricant, наоборот, решила показать, что цифровая одежда может быть эксклюзивной, и начала создавать уникальные авторские модели. Как показала практика, это был ход конем: пока самая дорогая (и проданная) цифровая одежда – на их счету. Это платье, названное Iridescence (можно перевести как «радужное» или «переливчатое») стоимостью в $9500. Почему так дорого? Потому что оно сделано с помощью блокчейна. То есть код платья уникален, его нельзя повторить или подделать, но при желании, говорят, можно использовать в качестве криптовалюты.

Покупатель платья, исполнительный директор компании Quantstamp Ричард Ма, уверен, что эта вещь в гардеробе его жены – прекрасная инвестиция в будущее.

 

chto-takoe-cifrovaya-odezhda-i-zachem-ee-«shyut»

Платье Iridescence. Фото из Instagram художницы Йоханны Ясковски – автора платья (вместе с Dapper Labs, авторами игры Crypto Kitties, и The Fabricant)

И, кстати, об инвестициях: стартапы и молодые смелые марки – это, конечно, хорошо, но модный мир ждет, когда в схватку за настоящего покупателя ненастоящей одежды вступят «тяжеловесы», то есть знаменитые мировые бренды. А в том, что они смогут это сделать, сомневаться не приходится: еще в 2019 году Louis Vuitton создал виртуальные образы для чемпионата по игре League of Legends. И придумал эти образы не кто иной, как креативный директор женских коллекций Louis Vuitton, сам Николя Жескьер.

 

chto-takoe-cifrovaya-odezhda-i-zachem-ee-«shyut»

Фото с сайта louisvuitton.com 

Вдохновение в «цифре»

Впрочем, для дизайнеров больших модных домов работа над цифровыми коллекциями вообще не должна стать чем-то новым: как минимум, на первых этапах создание виртуальной и реальной одежды ничем особенно не отличается.

Сначала нужны вдохновение и идеи, которые потом воплотятся в образы на бумаге или в компьютере. Дальше идет 3D-моделирование, для которого — да, нужны специалисты, но их в мире сегодня гораздо больше, чем, скажем, мастеров, владеющих старинными народными ремеслами, и для того, чтобы сделать вышивку на цифровом платье, не обязательно отправляться, например, в Индию (где сегодня вышиваются изделия многих именитых брендов).

И, наконец, на последнем этапе 3D-модель комбинируется с фотографией заказчика, то есть покупателя.

Покупательский квест

И вот это, пожалуй, самое интересное.

Для начала – цифровой «лук», то есть комплект одежды нельзя примерить, если вы не графический дизайнер. То есть даже если в ваше распоряжение попадет файл с моделью, вы не сможете наложить эту модель на фотографию. Поэтому большинство марок, которые сегодня продают цифровую одежду, предлагают простую схему: вы отправляете им свою фотографию в облегающей одежде, они вас виртуально одевают и отправляют вам файлы.

И вот здесь – главная на сегодняшний день засада всей этой истории с продажей цифровой одежды. Получается, что на самом деле у вас нет этого платья, худи или пальто: вам же не дают исходный 3D-файл. Таким образом, тот самый вопрос, который советуют задавать себе перед покупкой обычной одежды – «А сколько раз я ее надену?» или «Цена за один выход?» — в случае с виртуальной приобретает особенное значение, четко выраженное в цифрах. Сколько раз вы опубликуете фотографии в этой одежде? Два? Три? А если вы звезда Instagram, фэшн-блогер, которому не пристало дважды появляться на публике, то есть в социальных сетях, в одной и той же одежде, то – один?

При таком раскладе цена в 40 евро за худи уже не кажется такой низкой, а идея сделать модные вещи доступными (см. выше) – по-настоящему осуществимой. Потому что в реальных вещах можно пройтись по улице, сходить в магазин, наконец, использовать дома во время Zoom-конференции, тем самым сильно уменьшив ту самую «цену за выход».

Впрочем, поклонники новой модной виртуальной реальности убеждены, что решение есть, и оно – в развитии технологий. А в том, что технология, которая позволит нам наложить купленную 3D-модель на свою фотографию, например, прямо в камере смартфона, скоро появится, они не сомневаются.

Как и в том, что будущее моды – в онлайн.

«Уже очень скоро скоро большая часть нашей жизни перейдет в виртуальный мир, — сказала в интервью журналу ELLE известный российский дизайнер Алена Ахмадуллина, которая одной из первых в России начала создавать цифровую одежду, — мы будем иметь несколько аватаров для разных областей нашей жизни — и конечно, им будет нужна диджитал-одежда».

Читайте также