Перейти к основному содержанию

Мировое сообщество приняло экстренную программу поддержки глобального Интернета

Как мировой телеком и Казахстан адаптируются к аномальному увеличению потребления трафика

Фото: Shutterstock

В мире насчитывается 3,6 млрд человек, которые не имеют доступа в Интернет. Об этом шла речь в Женеве (Швейцария), где состоялось внеочередное экстренное заседание Комиссии по широкополосной связи (КШС), на котором международные эксперты решали, как расширить доступ в Интернет и увеличить пропускную способность сетей связи для борьбы с COVID-19.

Программа, экстренные меры и дети

В виртуальном заседании КШС приняли участие более 100 представителей со всего мира – главные исполнительные директоры международных компаний, главы учреждений и руководители государственных органов.

«Консультативный орган Организации Объединенных Наций, которым является КШС, определил программу действий для обеспечения надежности сетей, от которых сейчас зависит жизнедеятельность всего мира, их способности к восстановлению и охвата максимально возможного числа людей», - говорится в официальном сообщении КШС.

Принятая программа действий определяет неотложные меры, которые могут принять правительства, отрасль, международное сообщество и гражданское общество.

«Эти меры необходимы для поддержки цифровых сетей, увеличения пропускной способности в таких пунктах установления критически важных соединений, как больницы и транспортные узлы. Расширение цифрового доступа и охвата цифровыми услугами необходимо, чтобы усилить коллективные ответные меры по преодолению кризиса из-за распространения инфекции COVID-19, который охватил сейчас весь мир», - пояснили в сообщении КШС.

Программа предусматривает работу по трем направлениям: способность к восстановлению соединения, приемлемый в ценовом отношении доступ и безопасное использование.

«Эта пандемия показала жизненную важность инфраструктуры широкополосной связи для правительств и сообществ во всем мире», - отметил сопредседатель КШС, президент Руанды Поль Кагаме.

«Необходимо расширить сотрудничество в цифровой сфере для реагирования на COVID-19 и сделать все от нас зависящее для противодействия распространению недостоверной информации и усиливающемуся неравенству. Необходимо обеспечить максимально широкий доступ к актуальным данным в интересах общества, а также для защиты миллионов детей, которые впервые присоединяются к онлайн-сообществу, подключаясь к платформам дистанционного обучения», - сказал заместитель генерального секретаря ООН Фабрицио Хохшильд.

В настоящее время к Интернету подключены 53% населения Земли, но миллиарды людей полностью лишены соединения, не имеют доступа к экстренной информации по охране здоровья и важнейшим государственным услугам и не могут участвовать в цифровой экономике.

Сегодня около 1,53 млрд учащихся в 184 странах перестали ходить в школы.

«Призываю членов КШС присоединиться к инициативе «Глобальная коалиция по вопросам образования в связи с COVID-19», реализация которой началась 26 марта и которую возглавили Всемирная организация здравоохранения, Ассоциация GSM, корпорация Microsoft, Facebook, ЮНИСЕФ и Всемирный банк», - предложил заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации Моэз Шакшук.

Реакция глобальных игроков

Точка обмена трафиком DE-CIX во Франкфурте 11 марта 2020 года показала мировой рекорд по объему дневного потребления: в тот день обмен трафиком достиг 9,1 Тбит/с (прежний рекорд – 8 Тбит/с – DE-CIX отметила в декабре 2019 года).

«Глобальные сети и Интернет способны справиться с возросшей нагрузкой, в них встроены дополнительные буферы и мощности по всему миру, - говорит технолог Шинтан Пател из британского подразделения Cisco. - Мы работаем с клиентами сервисных провайдеров по всей Европе и по всему миру, чтобы задействовать резервы, необходимые в эти критические времена».

Международные IT-компании и глобальные телеком-операторы уже предприняли собственные меры по снижению нагрузки на Мировую паутину. К примеру, YouTube по умолчанию предлагает смотреть ролики в стандартном качестве, а не в HD, как раньше. На такие же меры пошел стриминговый сервис Netflix, снизивший на четверть скорость передачи данных в Европе. Аналитики Nokia констатируют, что объем трафика Netflix сократился на 33% из-за экстраординарных действий сервиса. Снизили качество передаваемого видео такие сервисы, как Facebook, Instagram, Disney+ и многие другие.

Французское подразделение оператора Orange предложило бесплатную месячную подписку на телевизионный сервис для детей, а также обеспечило абонентов дополнительным объемом трафика. Бельгийский оператор Proximus тоже раздал пользователям дополнительный мобильный трафик, а компания Vodafone сделала доступ к сайтам с медицинской информацией бесплатным. При этом AT&T первыми в США отменили ограничения по трафику.

Австралийская нацкомпания NBN (National Broadband Network Company) объявила о выделении $150 млн на меры по оказанию помощи населению страны, пострадавшему от коронавируса. Для абонентов компании на время были отменены ежемесячные платежи. Вслед за этим около 50 австралийских телеком-операторов и правительство создали фонд, который окажет помощь нуждающимся.

Некоторые компании пошли еще дальше и предложили доступ в Интернет всем, даже не своим абонентам. К примеру, в США Comcast открыл свою сеть точек доступа Wi-Fi, чтобы сделать их бесплатными как для клиентов, так и не клиентов.

Эксперты Всемирного экономического форума (WEF) задаются вопросом, сломает ли COVID мировой Интернет. Их ответ на собственный вопрос – нет.

«Проблема не в нехватке мощностей, а в том, что сети перегружены внезапным скачком спроса. Мобильные Интернет-сервисы часто больше всего страдают от прилива людей в сети», - говорится в материале WEF.

К любопытным выводам пришли эксперты канадского провайдера Distributel, объяснившие часть стремительного роста потребления трафика тем, что, оказавшись дома, многие пользователи запустили свои игровые приставки. В некоторых странах, куда COVID пришел раньше всех, например, в Италии и Корее, произошел начальный скачок в загрузке игр. То есть пользователи скачивали по 4-5 игр сразу, после чего начинали играть – для этого нужна более низкая скорость канала, чем для загрузки больших файлов.

Как мировая цифровая индустрия и Казнет трансформируются в эпоху глобальной пандемии

Пока YouTube, Instagram и другие снижали качество картинки для уменьшения потребления трафика, в Казахстане эти сервисы работали без перебоев.

«В настоящее время объем локальных кэширующих серверов Казахтелекома составляет 92% к объему внешних каналов Интернет. Другими словами, половина трафика Интернет локализована в Казахстане, что позволяет оптимизировать доступ к контенту и качество доступа в Интернет», - сказал «Курсиву» главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

Если еще проще, то в Казахстане есть серверы и центры обработки данных - ЦОДы, которые хранят на территории республики данные самых популярных сервисов и раздают их не с заграничных серверов, а из Казнета.

«По локальному трафику — большая часть ресурсов в стране хостится в ЦОДах «Казахтелекома». У нас с коллегами есть прямое соединение, и на стыке мы видим, что трафик вырос в два раза, - сказал profit.kz главный технический директор Beeline Казахстан Олег Снимщиков. - В том числе потому, что мы всем абонентам дали бесплатный доступ к Казнету. Много людей ушло на удаленку, и у значительной их части работа связана с казахстанскими ресурсами.

С прошлого понедельника началось онлайн-обучение — там тоже в основном используются казахстанские сервисы. Это все привело к росту трафика внутри страны. Рост трафика на внешние сети не такой взрывной — удвоения не видно, рост составил около тридцати процентов. Но нужно понимать, что там и объемы гораздо больше. И расширить международные каналы доступа не так просто: есть определенная процедура, в нее вовлечены в том числе и госорганы. Пока мы с этим справляемся».

Серьезная нагрузка на внешний канал Казахстана произошла 1 апреля 2020 года, когда Минобразования попыталось провести первый онлайн-урок в стране. Для этого более 3 млн учащихся привели на американский сервис видеоконференций Zoom. Несмотря на то, что Zoom располагается на серверах распределенных вычислений Amazon, лавинообразный наплыв пользователей в сотни миллионов человек со всего мира «положил» сервис. Впоследствии Zoom признал, что проблема была на их стороне.

«Что касается пропускной способности и объема трафика для локальных операторов связи, на текущий момент проведены работы по увеличению пропускной способности канала доступа к сети Интернет для провайдера «Сеть Казахстан» на 30%, во второй декаде марта организован канал доступа к сети Интернет для спутникового оператора АО «Астел», - говорит генеральный директор Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Рафаэль Абыханов. - Операторы сотовой связи обеспечены всей необходимой канальной ёмкостью для предоставления бесперебойного доступа услуг к собственным базовым станциям по средствам коммуникаций Казахтелекома. Особо хотелось бы отметить, что благодаря слаженной работе команды удалось достичь договоренности с крупнейшими российскими провайдерами Мегафон и Ростелеком по увеличению емкости каналов с международными операторами».

Таким образом, за неполную неделю внешний интернет-канал Казахстана вырос на треть - до 1,5 Тб/с. Для понимания: средний вес фильма - около 5 гигабайт, соответственно, на внешнем канале Казахстан может скачивать 300 фильмов в секунду, за минуту – 18 тыс. фильмов, за час – почти 1,1 млн пятигигабайтных фильмов.

Помимо технических решений, для всех клиентов сети Казахтелеком установлен безлимитный доступ к локальным ресурсам Интернет, в том числе на сервисы образовательного контента.

«На период карантина всем абонентам телевидения предоставлен доступ к премиальному пакету телеканалов без взимания дополнительной платы. Кроме того, компания предоставляет абонентам возможность оплатить ежемесячные услуги поэтапно в случае финансовых затруднений», - рассказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

«Инфраструктура Казнета выдержала всплеск нагрузок, показав возможности оперативной адаптации всех своих компонентов, - считает управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы. - Это главное, на мой взгляд: не страшно споткнуться - важно быстро встать. Именно это продемонстрировали казахстанские телеком-операторы, которым потребовалось несколько дней, чтобы на треть нарастить возможности внешних каналов связи Казахстана с Мировой паутиной.

На этом фоне многие сервисы (YouTube, Netflix и другие) оптимизируют нагрузку на сеть (более 30%) за счёт снижения качества потока, тот же Zoom ограничил время сессий в бесплатной версии. При этом весь бизнес и образование мгновенно перешли в онлайн. Считаю, телеком стойко выдержал всплеск нагрузки на свою сеть. На Западе сегодня все чаще звучит вопрос резервов Интернета и операторов для быстрого масштабирования доступа в сеть, отсюда и дальнейшие тренды развития глобальной сети: доступ, скорость, безопасность».

 

mirovoe-soobshhestvo-prinyalo-ekstrennuyu-programmu-podderzhki-globalnogo-interneta.jpg

banner_wsj.gif

1600 просмотров

Технология stream-вещания окончательно переформатировала музыкальный рынок

CD и скачивания уходят в прошлое

Фото: Shutterstock

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) опубликовала финансовые итоги 2019 года. Общие розничные продажи музыкальной индустрии США достигли показателя в $11,1 млрд. Это на 13% больше результата 2018 года. 

Важно отметить и качественный результат: главный доход индустрия получила от развития музыкального вещания через интернет – $8,8 млрд (79,5% всех доходов рынка). Это больше, чем весь американский музыкальный бизнес заработал в 2017 году. 

14-музыка-покоряет-онлайн-01_0.png

Люди живут в музыкальных потоках 

Стриминговое (stream), или потоковое, вещание включает в себя весь звуковой контент, который мы получаем через интернет-онлайн. Это прослушивание музыки или просмотр видеоклипов, подключение к интернет-радиостанциям или подкастам. 

Популярность потокового вещания растет пять лет подряд. В 2019 году армия платных подписчиков в США выросла на треть и составила 60,4 млн человек (в 2015 году подписчиков было менее 11 млн человек). В целом они отдали музыкальной индустрии страны $6,8 млрд, что составило 61% всей выручки.

Stream не стоит путать с платным скачиванием контента для последующего прослушивания офлайн. Это другая графа дохода, на долю которой приходится 8% рынка, или $856 млн. Скачивание музыкальных альбомов принесло $395 млн, отдельных треков – $415 млн. В целом в этом сегменте падение продаж в сравнении с 2018 годом составило 18%.

Впервые с 2006 года пользователи заплатили за эту услугу меньше $1 млрд.   

Физические носители (компакт-диски и виниловые пластинки) пока держат второе место по прибыльности. На их долю в США пришлось 10% доходов, или $1,15 млрд. Интересно, что продажи компакт-дисков в сравнении с предыдущим годом упали на 0,6% (до $615 млн), а грампластинки, напротив, показали рост на 19% ($504 млн).

Наконец, 2% дохода индустрии составила синхронизация продаж, то есть извлечение прибыли через разные каналы. Например, использование произведений и их элементов в кино, рекламе, компьютерных играх и так далее.

Меломанами считают себя 54% 

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), 54% людей считают себя любителями музыки. В возрастной категории от 16 до 24 лет таковых еще больше – 63%. При этом средний меломан тратит на прослушивание музыки 18 часов в неделю. Согласно опросам IFPI, 64% людей слушают музыку онлайн, причем наиболее растущая группа любителей стрим-трансляций за возрастной категорией от 35 до 64 лет. 

Музыкальная индустрия демонстрирует разные модели извлечения прибыли на основе stream-вещания. Выбор нужного канала – дело непростое и строится на индивидуальных предпочтениях.  

Если важно количество доступных произведений, то безусловный лидер – Sound Cloud – 125 млн композиций, на втором месте находится TIDAL – 60 млн треков и 250 тыс. видеоклипов, на третьем – Apple Music, 60 млн треков. Стоит учитывать битрейт – качество воспроизводимой музыки. В этом смысле хороши Deezer (1411 Кбит/сек на условиях платной подпис­ки), TIDAL, Spotify и Яндекс.Музыка – при платной подписке выдают 320 Кбит/сек. 

Если учитывать длительность бесплатного пробного периода, самые оптимальные – Яндекс.Музыка, Apple Music и Deezer (3 месяца). Любителям видеоконтента показаны Youtube и Vevo, самые популярные потоковые радиостанции – Beats 1, Pandora Plus и SiriusXM. По принципу социальных сетей на основе музыкальных пристрастий работают Mix Cloud или MySpace.   

Какой стрим выбрать в Казахстане

Наиболее доступные в Казахстане сервисы – Яндекс.Музыка (142 рубля в месяц, или 849 тенге), Boom (ВКонтакте) и Zvook (150 рублей в месяц, по текущему курсу около 850 тенге), а также Deezer (ежемесячная оплата эквивалентна $2,49). Региональный менеджер Яндекс.Музыки в Казахстане Эдуард Габриелян говорит, что рынок музыкального стриминга в стране постоянно расширяется. За 2019 год число казахстанских подписчиков сервиса выросло пятикратно. 

В целом аудитория сервиса Яндекс.Музыка за три года, по данным Габриеляна, увеличилась больше чем в 10 раз. В конце 2019 года количество платных подписчиков сервиса достигло 3,1 млн, месячная аудитория – чуть более 15 млн. Другие популярные в Казахстане стриминговые сервисы на запрос «Курсива» не ответили.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png