Перейти к основному содержанию
3740 просмотров

Почему в Казахстане упали продажи гаджетов

Реакция казахстанских покупателей на падение тенге оказалась необычной

Коллаж: Вадим Квятковский

Драматическое сочетание падения курса тенге и перевода жизненного уклада на карантин негативно отразилось на продажах смартфонов и ноутбуков. Если прежде в условиях девальвации продажи этих товаров росли, то необходимость мыслить категориями выживания заставляет казахстанцев контролировать траты. Корреспондент «Курсива» изучил проблемы текущего спроса на популярные гаджеты.

Вынужденное потребление

Работники торговой сети Technodom отмечают уникальное поведение покупателей. Весь опыт торговли говорит, что падение курса нацвалюты сопровождается резким повышением уровня продаж наиболее популярных моделей смартфонов и ноутбуков. Ничего подобного в этот раз не произошло. В первые дни продажи упали на 25%, и далее в течение недели спрос понизился до 50% от обычного уровня. При этом цена изменилась только на продукцию Apple – она выросла на 11-14%, товар других марок будет переоценен в апреле. Хорошо продаются только офисные модели ноутбуков, но это в сети охарактеризовали как «вынужденные приобретения». Их совершают родители школьников, которых ждет перевод на онлайн-обучение, и сотрудники компаний, переведенные на удаленную работу.

Рассрочка поддерживает спрос

Арендаторы (компании, которые используют площадку маркетплейса) онлайн-магазина Froot.kz в первые дни кризиса закрыли продажи смартфонов из опасения дальнейшего падения курса тенге. Но уже на следующий день вернулись к продажам, пересмотрев цены. Здесь отмечают, что уровень продаж поддержала возможность приобретения товара в рассрочку – банк-партнер сохранил такую возможность, хоть и ужесточил скоринг. Самые популярные покупки – дорогие модели смартфонов. Покупатели опасаются, что в ближайшее время цены на этот товар радикально вырастут.

Продают не все

В торговой сети Pulser отметили общее падение спроса, но уточнить его параметры затруднились. Спрос сохранился на дорогие игровые модели компьютеров и офисные ноутбуки.

Интернет-магазин Moon.kz зафиксировал повышение спроса (на 10%) на офисные ноутбуки стоимостью 250-500 тыс. тенге и стационарные игровые модели компьютеров. Причем покупатели сразу выкладывали полную стоимость, поскольку многие банки закрыли программы покупки товаров в кредит и рассрочку.

Онлайн-магазин Appletech.kz также на период праздников приостановил продажи. Здесь нам подтвердили, что на рынке возник высокий спрос на ноутбуки и стационарные компьютеры; покупатели – переведенные на дистанционную работу сотрудники офисных компаний.

Интернет-магазин Forcecom.kz приостановил продажи дорогой техники перед Наурызом из-за непредсказуемого курса тенге.

banner_wsj.gif

1580 просмотров

Технология stream-вещания окончательно переформатировала музыкальный рынок

CD и скачивания уходят в прошлое

Фото: Shutterstock

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) опубликовала финансовые итоги 2019 года. Общие розничные продажи музыкальной индустрии США достигли показателя в $11,1 млрд. Это на 13% больше результата 2018 года. 

Важно отметить и качественный результат: главный доход индустрия получила от развития музыкального вещания через интернет – $8,8 млрд (79,5% всех доходов рынка). Это больше, чем весь американский музыкальный бизнес заработал в 2017 году. 

14-музыка-покоряет-онлайн-01_0.png

Люди живут в музыкальных потоках 

Стриминговое (stream), или потоковое, вещание включает в себя весь звуковой контент, который мы получаем через интернет-онлайн. Это прослушивание музыки или просмотр видеоклипов, подключение к интернет-радиостанциям или подкастам. 

Популярность потокового вещания растет пять лет подряд. В 2019 году армия платных подписчиков в США выросла на треть и составила 60,4 млн человек (в 2015 году подписчиков было менее 11 млн человек). В целом они отдали музыкальной индустрии страны $6,8 млрд, что составило 61% всей выручки.

Stream не стоит путать с платным скачиванием контента для последующего прослушивания офлайн. Это другая графа дохода, на долю которой приходится 8% рынка, или $856 млн. Скачивание музыкальных альбомов принесло $395 млн, отдельных треков – $415 млн. В целом в этом сегменте падение продаж в сравнении с 2018 годом составило 18%.

Впервые с 2006 года пользователи заплатили за эту услугу меньше $1 млрд.   

Физические носители (компакт-диски и виниловые пластинки) пока держат второе место по прибыльности. На их долю в США пришлось 10% доходов, или $1,15 млрд. Интересно, что продажи компакт-дисков в сравнении с предыдущим годом упали на 0,6% (до $615 млн), а грампластинки, напротив, показали рост на 19% ($504 млн).

Наконец, 2% дохода индустрии составила синхронизация продаж, то есть извлечение прибыли через разные каналы. Например, использование произведений и их элементов в кино, рекламе, компьютерных играх и так далее.

Меломанами считают себя 54% 

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), 54% людей считают себя любителями музыки. В возрастной категории от 16 до 24 лет таковых еще больше – 63%. При этом средний меломан тратит на прослушивание музыки 18 часов в неделю. Согласно опросам IFPI, 64% людей слушают музыку онлайн, причем наиболее растущая группа любителей стрим-трансляций за возрастной категорией от 35 до 64 лет. 

Музыкальная индустрия демонстрирует разные модели извлечения прибыли на основе stream-вещания. Выбор нужного канала – дело непростое и строится на индивидуальных предпочтениях.  

Если важно количество доступных произведений, то безусловный лидер – Sound Cloud – 125 млн композиций, на втором месте находится TIDAL – 60 млн треков и 250 тыс. видеоклипов, на третьем – Apple Music, 60 млн треков. Стоит учитывать битрейт – качество воспроизводимой музыки. В этом смысле хороши Deezer (1411 Кбит/сек на условиях платной подпис­ки), TIDAL, Spotify и Яндекс.Музыка – при платной подписке выдают 320 Кбит/сек. 

Если учитывать длительность бесплатного пробного периода, самые оптимальные – Яндекс.Музыка, Apple Music и Deezer (3 месяца). Любителям видеоконтента показаны Youtube и Vevo, самые популярные потоковые радиостанции – Beats 1, Pandora Plus и SiriusXM. По принципу социальных сетей на основе музыкальных пристрастий работают Mix Cloud или MySpace.   

Какой стрим выбрать в Казахстане

Наиболее доступные в Казахстане сервисы – Яндекс.Музыка (142 рубля в месяц, или 849 тенге), Boom (ВКонтакте) и Zvook (150 рублей в месяц, по текущему курсу около 850 тенге), а также Deezer (ежемесячная оплата эквивалентна $2,49). Региональный менеджер Яндекс.Музыки в Казахстане Эдуард Габриелян говорит, что рынок музыкального стриминга в стране постоянно расширяется. За 2019 год число казахстанских подписчиков сервиса выросло пятикратно. 

В целом аудитория сервиса Яндекс.Музыка за три года, по данным Габриеляна, увеличилась больше чем в 10 раз. В конце 2019 года количество платных подписчиков сервиса достигло 3,1 млн, месячная аудитория – чуть более 15 млн. Другие популярные в Казахстане стриминговые сервисы на запрос «Курсива» не ответили.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png