Главные мифы о профессиях будущего

Роботизация, иерархия и KPI

Фото: Shutterstock

Изменение потребительского поведения, переход к сетевой цифровой экономике, digital-тренды, скорость и мобильность – все это подталкивает компании на поиск новых, конкурентных моделей управления бизнесом. Не последнюю роль здесь играет human resources. 

Сегодня со всех экранов, трибун, страниц печатной прессы красной нитью проходит мысль: мы входим в цифровую эпоху. Но до сих пор многие не понимают, что же ждет нас в ближайшем будущем, в этой самой цифровой эпохе. На самом деле все весьма просто, считают специалисты по управлению человеческими ресурсами, выступившие на прошедшей недавно в Алматы конференции «HR-Бренд – 2019».

В подтверждение своих слов управляющий партнер «HeadHunter Центральная Азия» Виталий Терентьев привел примеры цифровой экономики в действии: «Я прилетел в Алматы, в аэропорту сажусь в такси. Водитель поворачивается и говорит: «Виталий Анатольевич, Вы же из Москвы прилетели? Удивившись, я спрашиваю: «А откуда Вы меня знаете?» Он объясняет: «У меня приложение стоит, здесь есть вся информация, и я с удовольствием сейчас включу музыку, которую вы предпочитаете». 

Эксперт HR отмечает, что сегодня, когда доступ к технологиям стал массовым, перед большинством компаний возникла серьезная проблема. Когда-то доступ к технологиям обозначал условные конкурентные преимущества. Сейчас ситуация изменилась: цифровая экономика охватила все сферы и всем, в том числе HR, необходимо задумываться о том, как здесь можно выделить свои конкурентные преимущества.

Мифы и реальность

По мнению Виталия Терентьева, существует ряд мифов, которые разбиваются о жесткую реальность. 

Миф 1. Мир захватят и поработят технологии и роботы. На самом деле, считает эксперт, происходит адаптация к изменениям. Правда, при этом возникают два противоположных мнения: одно – технологии нас погубят, другое – технологии нас спасут.

«Я думаю, что все-таки ответ, что будет дальше, находится внутри золотой середины», – резюмирует г-н Терентьев.

С точки зрения экспертов в области HR, существует масса задач, которые робот делать пока принципиально не может. Например, проектировать сложные системы и модели, взаимодействовать в сложных ситуациях, создавать роботов, принимать решения, мотивировать и вдохновлять сотрудников компании. 

Есть и задачи, которые пока дешевле и проще реализовывать с помощью людских ресурсов. К ним, как правило, относятся курьеры, сантехники, дворники, таксисты. А вот управление всеми этими процессами – развитие, управление роботами, автоматизация – ложится на плечи HR. 

Миф 2. Автоматизация заменит большую часть профессий. На самом деле, по мнению экспертов HR, способности простого человека вряд ли можно чем-либо заменить. 

Миф 3. Традиционная карьерная лестница дополнится оцифрованными KPI. Но реальность такова, отмечают эксперты, что все кроется в концепции внутренней мобильности человека и гибкости компаний. 

Миф 4. Иерархия в компании – неизменяемая данность. На что эксперты HR лишь прогнозируют: организации будущего просто трансформируются в сеть профессиональных команд. 

Наконец, миф 5. Единый план и формат обучения всех категорий сотрудников. Но и он подвергается критике специалистов по управлению человеческими ресурсами, которые обращают внимание на индивидуальность личности. «Нам всем нравятся разные люди, у нас есть разные кумиры и культура. И задача HR здесь заключается в создании персональной технологичной траектории обучения», – говорит Виталий Терентьев.

Аналогичного мнения придерживается и эксперт по HR-трансформации SAP CIS Александр Маслюк, по словам которого ключ к победе для любой компании лежит в необходимости уделять внимание вовлеченности и культуре постоянного обучения сотрудников.

Digital-тренды

На самом деле, считают специалисты HR, за последние пять-шесть лет некоторые тренды очень сильно изменились. Например, изначальная базовая грамотность любого специалиста заключалась в умении читать, писать, считать, обладании некоторыми знаниями в естественных науках и способности коммуницировать с окружающим обществом. 

Сегодня этого мало, и человек вынужден учиться всю свою жизнь, чтобы нормально работать и быть успешным. Так, в дополнение к компетенциям, необходимым для работы, человек должен обладать критическим мышлением, чтобы решать проблемы, креативностью, быть коммуникабельным. А чтобы быть еще более успешным, ему необходимо уметь работать с меняющейся средой. Это значит быть любопытным, инициативным, настойчивым, проявлять лидерские качества и социально-культурную осведомленность.

«Но знаете ли вы модель компетенции хоть какой-нибудь компании, в которой вот это все зашито в карьерную модель? Не в модель корпоративных компетенций, где говорится, что мы все должны быть инновационными и еще какими-нибудь, а именно в карьерную? Лично я встречал единицы таких компаний. Все остальные до сих пор работают по старинке. Это говорит о том, что государственные стандарты у нас до сих пор сформированы так, как это было в 70-х годах прошлого столетия», – отмечает Александр Маслюк.

Карьера строится не в офисе

Говоря о перспективах, возможностях карьерного роста и интересах людей, HR-специалисты отмечают, что сегодня очень резко поменялся рынок труда и под него вынуждены подстраиваться компании. 

Например, изменились отношения между работником и работодателем. С точки зрения традиционного работодателя, его сотрудники должны большую часть времени проводить на работе и строить свою карьеру. При этом руководители понимают, что наиболее ценный актив необходимо сохранить любой ценой с помощью ряда инструментов: окладов, бонусов, обучения, управления эффективностью.

Но существует и другая категория специалистов, которые сегодня предпочитают работать удаленно на фрилансе. У таких людей фриланс занимает существенную часть времени и со временем превращается в основную работу. В данном сегменте есть свои плюсы и минусы. Фрилансеры не требуют штатный оклад и социальный пакет. Но проблема в том, что регулярно привлекаемые специалисты, с которыми налажена работа, задействованы где-то еще, и этот момент необходимо учитывать. 

«Не так давно я встретил директора одной крупной региональной IT-компании. Он посетовал на то, что когда он рассказывает о карьере людям, которые пришли к нему устраиваться на работу, они не проявляют должного интереса. Почему? На самом деле все просто. Он описывает возможности карьерного роста по старинке: вначале потенциальному работнику предлагается стать младшим специалистом, потом старшим специалистом, затем главным специалистом, начальником, а после уже большим начальником. Но людям это уже не нужно. Я думаю, это все потому, что около 70% людей просто не интересно всю жизнь заниматься чем-то одним. Сейчас самое главное в построении карьеры – это оставаться востребованным, и чтобы самому эта работа нравилась. И здесь многое зависит не только от руководства компании, но и от HR», – резюмирует Александр Маслюк.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg