Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


180 просмотров

Как API помогает создавать новые потоки прибыли

Программный интерфейс представляет собой набор готовых функций, позволяющий «общаться» приложениям между собой

Фото: Shutterstock

Новый цифровой опыт, который получили потребители за последние несколько лет, рост проникновения мобильных устройств и доступа в интернет по всему миру привели к тому, что ожидания клиентов от провайдеров услуг значительно выросли. 

Пользователи выбирают услуги по доступности и легкости использования, а высокий темп жизни заставляет их отдавать предпочтения тем провайдерам сервисов, которые могут предложить их по принципу «всё в одном». В этой новой цифровой реальности API становится тем мостом, которые соединяет между собой разные отрасли и бизнес-модели. В синергии компаний и брендов появляются новые возможности для извлечения прибыли. 

API — или «Application programming interface» — это программный интерфейс приложений, а по сути своей «контракт», с которым программа обращается к другим приложениям и программам. Этот контракт регламентирует, каким образом с ней можно взаимодействовать. API регулирует как операции между двумя системами или приложениями, так и данные на входе и выходе для обеих сторон. 

Программный интерфейс представляет собой набор готовых функций, позволяющий «общаться» приложениям между собой. Так что, когда вы используете TripAdvisor для поиска отеля, работает Google Maps API, сразу отображающий объекты на карте Google и предлагающий открыть точку в навигаторе смартфона. Этот же механизм взаимодействия включается, если вы авторизуетесь на новом сайте или в интернет-магазине с помощью своего аккаунта Google или Facebook. 

Поскольку ничто в цифровом мире, где потоки данных выступают главными магистралями, больше не может существовать отдельно друг от друга, как и в реальном экономике, API становятся мостами и дорогами, связывающими сервисы и компании между собой. Цифровой мир объединяется с огромной скоростью: по данным директория ProgrammableWeb API, на июнь 2019 года в мире насчитывалось 22 000 публичных API, и их число постоянно растет. 

Когда API даёт взрывной рост

В новой цифровой экономике именно взаимодействие через API обеспечивает расширение доступных компаниям данных, функциональности сервисов, причем контролируемым и организованном образом, позволяя выстраивать принципиально новые — открытые бизнес-модели. Таких моделей множество: например, путешествия как платформа (Expedia + Airbnb), дистрибуция контрактов через партнерскую сеть (так работают американские операторы связи Vodafone и AT&T) и другие. Кроме того, создаются сложные модели кросс-привлечения клиентов, как у eBay и Best Buy. 

Через использование API достигается множество различных целей, например, более быстрый выход новой компании на рынок: по данным Accenture, он может быть ускорен в 5-10 раз. Работа с третьими сторонами подключает к развитию продукта дополнительную команду, так что в этом взаимодействии могут рождаться инновационные услуги. 

Активация экосистемы из партнеров-провайдеров позволяет расширить дистрибуцию и вместе предоставлять клиентам лучшие на рынке цифровые персонализированные сервисы. То есть вместо того, чтобы конкурировать друг с другом — создавать взаимовыгодные партнерства.  

Монетизация сервисов на базе API 

Существует три ключевых типа API: внутренние, партнерские и открытые. Внутренние API существуют в границах компании и не выходят за ее пределы, их роль состоит в интеграции сервисов и приложений организации между собой. API данного типа приносят выгоду в виде более рационального использования инфраструктуры, сокращения издержек и увеличения гибкости организации и операционной эффективности основных процессов. 

Для извлечения коммерческой прибыли используются партнерские и открытые API. Главная задача партнерского интерфейса — построение взаимодействия между партнерами. Прямая выгода достигается за счет предоставления сервисов с добавленной стоимостью и кросс-продаж. 
По подсчетам Accenture, в экосистеме услуг на базе API потоки выручки могут вырасти до 20%. Часто для компании именно подключения по API могут приносить большие клиентские потоки, поскольку клиенты дрейфуют к тем брендам, которые могут обеспечить наилучшую связность сервисов. Так, например, по данным Harvard Business Review, система бронирования отелей Expedia.com генерирует 90% своей выручки посредством API, из них 60% благодаря сотрудничеству с AirBNB.

Основные модели монетизации API 

PAY AS YOU GO - Партнер платит за то, что использует (нет минимальной ставки)
TIERED PRICING - Уровень оплаты услуг зависит от уровня сервиса 
FREEMIUM - Бесплатно до определенного лимита, все что сверху – оплачивается 
UNIT BASED - Плата за определенные параметры / API Calls
TRANSACTION FEE - Оплата в процентах или по установленной ставке для количества транзакций API 
REVENUE SHARING - Разделение выручки от продаж между партнерами
COST PER CLICK (CPC) - Оплата за клики пользователей, осуществленные по API 
COST PER ACTION (CPA) - Оплата при совершении пользователями заданного действия, например, покупки
REFERRAL / REGISTRATION - Оплата за то, что пользователь входит в систему или регистрируется в ней через API

Наконец, открытые API создают точку входа к сервисам компании для любых третьесторонних провайдеров услуг, которые могут и не быть партнерами компании. Эта модель API генерирует непрямой рост выручки, например, оказывая влияние на рост операционной эффективности и доступности услуг основной компании. Рост происходит за счет интеграции между собой различных сервисов, увеличения доступности услуг, роста трафика и усиления R&D.

Как построить успешную экосистему на базе API 

Для успешного построения экосистемы на базе API он должен быть простым в использовании для всех сторон, предоставлять реальную выгоду для бизнеса, быть хорошо задокументированным, безопасным, а также легко поддаваться изменениям. В связи с этим в компаниях формируется новая роль — API Product Manager. В этой роли могут выступать и представители ИТ-подразделений компании.

API Product Manager создает новую ценность, обеспечивая пересечение потоков производителей и разработчиков API. Он разрабатывает дорожные карты API и управляет ими. Обладая продвинутой экспертизой в области разработки, в то же время он может на деловом языке обсуждать ценность API, а также создает план монетизации сервисов на его базе. 

Разработка и внедрение подходящей модели API схожа с разработкой классического цифрового продукта и состоит из нескольких ключевых стадий: определение потребностей и запросов компании, создание гибкой и масштабируемой модели, которая может быть повторно использована, затем создание минимально готового продукта, последующая разработка, где ключевую роль принимает на себя ведущий разработчик. Затем происходит определение основных показателей KPI для работы данного API и переход API к стадии зрелости.

Конечной точки в современных процессах разработки не существует. Причем непосредственно в процессе разработки в API закладывается одна из вышеперечисленных моделей монетизации продукта или сервиса, которая в ходе пилотирования может измениться, а кроме того, она может меняться и по мере развития бизнеса. 

Разработка и поддержка успешного API-продукта при этом опирается на стек технологических решений. Это платформы управления API, системы управления каталогами API, микросервисная архитектура и инструменты мониторинга, собирающие статистику об использовании API и дающие обратную связь о его эффективности и выгоде. Если используется API партнерского или открытого типа, то основой развития успешной экосистемы партнеров становится портал разработчиков. Причем к задаче маркетинга этого портала необходимо относиться также ответственно, как к задаче маркетинга самого продукта.

Перспективы API

Одним из главных заказчиков API сегодня становятся финансовые организации и банки. В Казахстане они начинают использовать API сначала для задач внутренней интеграции, а затем и в партнерских моделях. Обсуждается возможность внедрения открытых API. 

Однако у этого процесса есть сдерживающие факторы. Один из них состоит в том, что переход банков к платформенным архитектурам и микросервисам только начался, он требует новых вложений, а банки достаточно мощно вложились в ИТ-инфраструктуру за последнее десятилетие и закономерно опасаются в условиях кризисного рынка инвестировать в инструменты, ROI от которых неочевиден в краткосрочной перспективе. Кроме того, к созданию API пока относятся скорее как к ИТ-задаче, чем как к трансформационному бизнес-инструменту. 

Для разработки и внедрения API требуются специалисты с опытом в подобных проектах, а их пока немного. В результате экосистема открытых и партнерских API, которая как раз генерирует взрывной рост рынков, пока остается неразвитой. Кроме того, тормозит процесс отсутствие разъяснений по работе сервисов на базе API со стороны Нацбанка. 

Тем не менее, растущая смелость банков во внедрении внутренних API, появление успешных кейсов будут стимулировать дальнейшие эксперименты и переход к созданию партнерских и открытых моделей. 


966 просмотров

В Казахстане резко вырос рынок облачных сервисов

Разбираемся, что стало драйвером рынка

Фото: Syda Productions/Shutterstock

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного облачного рынка: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. Если точкой отсчета брать 2015 год, то за три года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Ни один сегмент отечественного рынка IТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость облачного рынка пока не высока, особенно на фоне всего IТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: доля услуг на нем составляет лишь около 12%.

Облакам поверили

Тенденция 2018 года, отмеченная экспертами: рост доверия к облакам в Казахстане. Это касается не только частного бизнеса – в облака пошел и госсектор, который начинает активнее использовать сервисную модель информатизации.

Второй драйвер – осознание того, что облака – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах облачный подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). С учетом того, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна с утверждением, что у бизнеса нет задачи уйти в облако, но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности облака, особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками облачных решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов (центров обработки данных), как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

По наблюдениям Рустэма Нысанбаева, коммерческого директора Дирекции информационных систем «Казахтелекома», в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».

Особенность казахстанского рынка дата-центров – в его высокой концентрации. Доля «Казахтелекома» на этом рынке – 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах республики). «Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОДов. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД (широкополосный доступ к интернету), где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т. д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Открытые перспективы

Уверенным спросом в Казахстане пользуются такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает г-н Нысанбаев. Сейчас на чистые облачные услуги приходится 36% рынка, для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 29%. Рост есть, но в этом сегменте казахстанский рынок несколько отстает от общемирового показателя: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка облачных сервисов. Можно предположить, что потенциал казахстанского рынка здесь еще не реализован.

Сумеют ли воспользоваться потенциалом модели SaaS отечественные разработчики – вопрос открытый. «Разработчикам местных облачных решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т. д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и рыночности государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – предполагает Светлана Черненко.

По оценке Рустэма Нысанбаева, вокруг облачных сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. «Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы, и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. В пользу оптимистичного настроя говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего спроса на облачные услуги. Более того, дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. К 2022 году, по оценке Gartner, мировой облачный рынок вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций