Перейти к основному содержанию

858 просмотров

Как API помогает создавать новые потоки прибыли

Программный интерфейс представляет собой набор готовых функций, позволяющий «общаться» приложениям между собой

Фото: Shutterstock

Новый цифровой опыт, который получили потребители за последние несколько лет, рост проникновения мобильных устройств и доступа в интернет по всему миру привели к тому, что ожидания клиентов от провайдеров услуг значительно выросли. 

Пользователи выбирают услуги по доступности и легкости использования, а высокий темп жизни заставляет их отдавать предпочтения тем провайдерам сервисов, которые могут предложить их по принципу «всё в одном». В этой новой цифровой реальности API становится тем мостом, которые соединяет между собой разные отрасли и бизнес-модели. В синергии компаний и брендов появляются новые возможности для извлечения прибыли. 

API — или «Application programming interface» — это программный интерфейс приложений, а по сути своей «контракт», с которым программа обращается к другим приложениям и программам. Этот контракт регламентирует, каким образом с ней можно взаимодействовать. API регулирует как операции между двумя системами или приложениями, так и данные на входе и выходе для обеих сторон. 

Программный интерфейс представляет собой набор готовых функций, позволяющий «общаться» приложениям между собой. Так что, когда вы используете TripAdvisor для поиска отеля, работает Google Maps API, сразу отображающий объекты на карте Google и предлагающий открыть точку в навигаторе смартфона. Этот же механизм взаимодействия включается, если вы авторизуетесь на новом сайте или в интернет-магазине с помощью своего аккаунта Google или Facebook. 

Поскольку ничто в цифровом мире, где потоки данных выступают главными магистралями, больше не может существовать отдельно друг от друга, как и в реальном экономике, API становятся мостами и дорогами, связывающими сервисы и компании между собой. Цифровой мир объединяется с огромной скоростью: по данным директория ProgrammableWeb API, на июнь 2019 года в мире насчитывалось 22 000 публичных API, и их число постоянно растет. 

Когда API даёт взрывной рост

В новой цифровой экономике именно взаимодействие через API обеспечивает расширение доступных компаниям данных, функциональности сервисов, причем контролируемым и организованном образом, позволяя выстраивать принципиально новые — открытые бизнес-модели. Таких моделей множество: например, путешествия как платформа (Expedia + Airbnb), дистрибуция контрактов через партнерскую сеть (так работают американские операторы связи Vodafone и AT&T) и другие. Кроме того, создаются сложные модели кросс-привлечения клиентов, как у eBay и Best Buy. 

Через использование API достигается множество различных целей, например, более быстрый выход новой компании на рынок: по данным Accenture, он может быть ускорен в 5-10 раз. Работа с третьими сторонами подключает к развитию продукта дополнительную команду, так что в этом взаимодействии могут рождаться инновационные услуги. 

Активация экосистемы из партнеров-провайдеров позволяет расширить дистрибуцию и вместе предоставлять клиентам лучшие на рынке цифровые персонализированные сервисы. То есть вместо того, чтобы конкурировать друг с другом — создавать взаимовыгодные партнерства.  

Монетизация сервисов на базе API 

Существует три ключевых типа API: внутренние, партнерские и открытые. Внутренние API существуют в границах компании и не выходят за ее пределы, их роль состоит в интеграции сервисов и приложений организации между собой. API данного типа приносят выгоду в виде более рационального использования инфраструктуры, сокращения издержек и увеличения гибкости организации и операционной эффективности основных процессов. 

Для извлечения коммерческой прибыли используются партнерские и открытые API. Главная задача партнерского интерфейса — построение взаимодействия между партнерами. Прямая выгода достигается за счет предоставления сервисов с добавленной стоимостью и кросс-продаж. 
По подсчетам Accenture, в экосистеме услуг на базе API потоки выручки могут вырасти до 20%. Часто для компании именно подключения по API могут приносить большие клиентские потоки, поскольку клиенты дрейфуют к тем брендам, которые могут обеспечить наилучшую связность сервисов. Так, например, по данным Harvard Business Review, система бронирования отелей Expedia.com генерирует 90% своей выручки посредством API, из них 60% благодаря сотрудничеству с AirBNB.

Основные модели монетизации API 

PAY AS YOU GO - Партнер платит за то, что использует (нет минимальной ставки)
TIERED PRICING - Уровень оплаты услуг зависит от уровня сервиса 
FREEMIUM - Бесплатно до определенного лимита, все что сверху – оплачивается 
UNIT BASED - Плата за определенные параметры / API Calls
TRANSACTION FEE - Оплата в процентах или по установленной ставке для количества транзакций API 
REVENUE SHARING - Разделение выручки от продаж между партнерами
COST PER CLICK (CPC) - Оплата за клики пользователей, осуществленные по API 
COST PER ACTION (CPA) - Оплата при совершении пользователями заданного действия, например, покупки
REFERRAL / REGISTRATION - Оплата за то, что пользователь входит в систему или регистрируется в ней через API

Наконец, открытые API создают точку входа к сервисам компании для любых третьесторонних провайдеров услуг, которые могут и не быть партнерами компании. Эта модель API генерирует непрямой рост выручки, например, оказывая влияние на рост операционной эффективности и доступности услуг основной компании. Рост происходит за счет интеграции между собой различных сервисов, увеличения доступности услуг, роста трафика и усиления R&D.

Как построить успешную экосистему на базе API 

Для успешного построения экосистемы на базе API он должен быть простым в использовании для всех сторон, предоставлять реальную выгоду для бизнеса, быть хорошо задокументированным, безопасным, а также легко поддаваться изменениям. В связи с этим в компаниях формируется новая роль — API Product Manager. В этой роли могут выступать и представители ИТ-подразделений компании.

API Product Manager создает новую ценность, обеспечивая пересечение потоков производителей и разработчиков API. Он разрабатывает дорожные карты API и управляет ими. Обладая продвинутой экспертизой в области разработки, в то же время он может на деловом языке обсуждать ценность API, а также создает план монетизации сервисов на его базе. 

Разработка и внедрение подходящей модели API схожа с разработкой классического цифрового продукта и состоит из нескольких ключевых стадий: определение потребностей и запросов компании, создание гибкой и масштабируемой модели, которая может быть повторно использована, затем создание минимально готового продукта, последующая разработка, где ключевую роль принимает на себя ведущий разработчик. Затем происходит определение основных показателей KPI для работы данного API и переход API к стадии зрелости.

Конечной точки в современных процессах разработки не существует. Причем непосредственно в процессе разработки в API закладывается одна из вышеперечисленных моделей монетизации продукта или сервиса, которая в ходе пилотирования может измениться, а кроме того, она может меняться и по мере развития бизнеса. 

Разработка и поддержка успешного API-продукта при этом опирается на стек технологических решений. Это платформы управления API, системы управления каталогами API, микросервисная архитектура и инструменты мониторинга, собирающие статистику об использовании API и дающие обратную связь о его эффективности и выгоде. Если используется API партнерского или открытого типа, то основой развития успешной экосистемы партнеров становится портал разработчиков. Причем к задаче маркетинга этого портала необходимо относиться также ответственно, как к задаче маркетинга самого продукта.

Перспективы API

Одним из главных заказчиков API сегодня становятся финансовые организации и банки. В Казахстане они начинают использовать API сначала для задач внутренней интеграции, а затем и в партнерских моделях. Обсуждается возможность внедрения открытых API. 

Однако у этого процесса есть сдерживающие факторы. Один из них состоит в том, что переход банков к платформенным архитектурам и микросервисам только начался, он требует новых вложений, а банки достаточно мощно вложились в ИТ-инфраструктуру за последнее десятилетие и закономерно опасаются в условиях кризисного рынка инвестировать в инструменты, ROI от которых неочевиден в краткосрочной перспективе. Кроме того, к созданию API пока относятся скорее как к ИТ-задаче, чем как к трансформационному бизнес-инструменту. 

Для разработки и внедрения API требуются специалисты с опытом в подобных проектах, а их пока немного. В результате экосистема открытых и партнерских API, которая как раз генерирует взрывной рост рынков, пока остается неразвитой. Кроме того, тормозит процесс отсутствие разъяснений по работе сервисов на базе API со стороны Нацбанка. 

Тем не менее, растущая смелость банков во внедрении внутренних API, появление успешных кейсов будут стимулировать дальнейшие эксперименты и переход к созданию партнерских и открытых моделей. 

704 просмотра

Как собеседование при приеме на работу изменится в следующее десятилетие

Уже совсем скоро рекрутеры смогут получать больше данных не из резюме, а изучая индивидуальные особенности кандидатов и их физиологические признаки

Фото: Kelsey Mcclellan

Большинство рекрутеров и менеджеров по поиску персонала согласятся: собеседование – далеко не самый лучший способ поиска идеального кандидата для работы. Бывает, что претенденты на должность преувеличивают свои сильные стороны, а менеджеры принимают решения, основываясь на субъективной информации.
 
И поскольку быстрый технологический прогресс заставляет компании постоянно менять стиль работы, эта проблема только усугубляется. Профессиональные навыки и опыт, когда-то считавшиеся крайне необходимыми, теперь оказывают все меньшее влияние на шансы кандидата достичь успеха на работе. 

«Если принять как факт то, что одни специальности исчезают и появляются другие, что в 2030-х и 2040-х годах 80% специальностей будут совершенно новыми, а значение опыта и навыков снижается, вы наверняка сделаете ставку на такие качества, как любопытство, способность учиться, коммуникабельность и уровень мотивации», – говорит Томас Чаморро-Премузик, профессор психологии Университетского колледжа Лондона и Колумбийского университета и главный специалист по привлечению талантов в компании Manpower Group.

В недалеком будущем, принимая решение - подходит кандидат или нет, - работодатели смогут больше полагаться не на резюме и собеседования, а на поведение кандидата, его когнитивные способности, индивидуальные особенности и физиологические реакции. Уже сейчас разрабатывается технология, которая позволит работодателям анализировать историю онлайн-активности кандидатов, их биометрические данные и в реальном времени изучать реакции на симуляцию стандартных рабочих задач. 

С появлением таких технологий возникают и вопросы об их этичности и объективности. Кроме того, как предсказывают некоторые эксперты, неизбежно появятся трудности юридического характера. В ноябре прошлого года некоммерческая организация Electronic Privacy Information Center подала жалобу в Федеральную торговую комиссию США, пытаясь убедить ведомство начать расследование в отношении компании HireVue, которая занимается разработкой средств для найма сотрудников на базе искусственного интеллекта. Суть жалобы заключалась в том, что подобная технология является непрозрачной и неподотчетной. Компания HireVue отказалась от комментариев по поводу жалобы, заявив, что разработанная ею технология «гораздо более объективна, чем традиционные процессы отбора кандидатов». В текущем месяце в силу вступает закон штата Иллинойс, обязывающий компании уведомлять кандидатов о том, что компания использует методы видеоинтервью на базе искусственного интеллекта (ИИ) при приеме людей на работу. Кроме того, на рассмотрении в Конгрессе находится законопроект об обязательной проверке алгоритмов на предмет их объективности. Так какие же технологии способны кардинально изменить привычное собеседование при приеме на работу? 

Персональный профиль при помощи ИИ 

По мере того, как все большее значение приобретают навыки межличностных коммуникаций, все больше работодателей станут использовать ИИ для создания персональных профилей, сгенерированных за счет анализа аккаунтов кандидатов в социальных сетях, в LinkedIn, а также любых других письменных сообщений, опубликованных онлайн, как и слов, которые кандидаты используют в симуляциях виртуальной реальности и опубликованных видео. 

Два производителя, среди которых компания Humantic, уже предлагают рекрутерам и работодателям решения, основанные на обработке естественного языка – как раз с целью быстрого создания профилей кандидатов. Эти компании утверждают, что технология базируется на традиционных методах проверки личных качеств кандидата. Однако вместо заполнения огромных анкет алгоритм позволяет быстро и недорого провести персональный анализ. Как сообщает сам стартап, это может быть сделано как с согласия человека, так и без него. 

Сотрудник компании Advantage Talent из Атланты Трэйси Левин в своей работе по поиску кандидатов на руководящие позиции использует решение Humantic для того, чтобы выяснить, насколько кандидаты открыты новым идеям. По ее собственным словам, этот инструмент помогает ей избегать субъективных суждений. 

В то же время некоторые эксперты сейчас задаются вопросом, насколько точность этих алгоритмов соответствует точности традиционных методов. Решения на базе ИИ также способны определять медицинское состояние кандидатов по их профилям в социальных сетях, например, выявлять депрессию. Правда, профессиональные психологи выступают против, утверждая, что использовать подобную информацию для принятия решения о приеме на работу нечестно, а для работодателей еще и незаконно. 

Бен Тэйлор, бывший специалист по данным в HireVue, считает: если персональные профили станут доминировать, может возникнуть рынок алгоритмов для очистки истории кандидата в социальных сетях и других онлайн-аккаунтах от нежелательной информации. 

«Кредитный рейтинг» для навыков 

Вероятно, уже скоро компании смогут автоматически определять рейтинг навыков кандидатов, основываясь лишь на анализе опубликованного онлайн-текста – допустим, поста в LinkedIn или записи в Twitter. Эксперты считают, что в первую очередь этот метод будет использован для оценки способностей инженеров-программистов, поскольку зачастую они публикуют программный код на таких платформах, как GitHub. 

С учетом профессиональных навыков вроде программирования и личных качеств, например, умения выстраивать коммуникации с окружающими, кандидатам может быть присвоен определенный номер, напоминающий кредитный рейтинг.

«Можно будет увидеть сразу весь рынок, хотя на самом деле его пока еще нет», – говорит Тэйлор. 

Сотрудник Urban Institute и бывший уполномоченный Комиссии США по соблюдению равноправия при трудоустройстве комиссар Дженни Ян сравнивает подобный подход с опытом использования баллов по итогам Академического оценочного теста, которые сопровождают человека при каждом принятии на работу в течение всей его жизни.

«У меня не вызывают обеспокоенности какие-то статичные вещи, которые трудно изменить – зачастую они коррелируют с благополучием», – говорит она.

Виртуальное тестирование на профпригодность 

Работодатели уже используют VR-устройства для тестирования и обучения. Израильская компания ActiView предлагает применять VR-решения для оценки кандидатов при приеме на работу. В первую очередь речь идет о кандидатах, имеющих скромное резюме – например тех, кто только закончил учебу.

Надев шлем виртуальной реальности, кандидаты играют в когнитивную игру, а в это время система анализирует их поведенческие паттерны. «Продумываете ли вы стратегию своих действий перед тем, как приступить к решению проблемы, или нет? Насколько вы решительны в этом?» – приводит пример Гил Ашер, технический директор компании. Затем соискателю показывается имитация проблем, с которыми он может столкнуться на работе.

Другие производители инструментов оценки на базе VR не спешат использовать их для принятия решений о найме людей, поскольку некоторые кандидаты могут испытывать головокружение или морскую болезнь, надевая VR-шлем. 

«Разрабатывая систему оценки, нужно проявлять осторожность – чтобы обеспечить людям равные условия», – говорит Даг Рейнольдс, исполнительный вице-президент компании Development Dimensions International, разрабатывающей инструменты оценки и VR-системы для создания эмоционально комфортного состояния на рабочем месте. 

Как утверждает ActiView, компания использует современные VR-шлемы и тестирует неподвижные VR-модели, что уменьшает головокружение. Впрочем, если у кандидатов проблемы сохраняются, они всегда могут запросить альтернативный тест.

Такие компании, как HireVue, тестируют кандидатов при помощи видеосимуляций и проверяют их пригодность через алгоритмы. Среди клиентов фирмы были Hilton Worldwide Holdings, Unilever PLC и другие компании из списка Fortune 500. (Компания Unilever отказалась от комментариев. Hilton заявил, что в прошлом использовал инструменты прогнозной оценки HireVue как «один из многих источников данных», которые рекрутеры компании применяют для принятия решения о найме.)

«Подходящий мозг» для работы 

В ближайшие пять лет, говорят ученые, носимые медицинские устройства научатся измерять артериальное давление, движения глаз и электропроводность кожи (то есть степень электрокожного сопротивления), предсказывая состояние возбуждения и обеспокоенности. Эти технологии смогут помочь компаниям оценивать уровень стресса и вовлеченности соискателей, а также навыки их саморегуляции в ходе VR-симуляций. 

Некоторые эксперты утверждают, что такие системы даже способны отслеживать мозговые волны и выявлять, у кого из кандидатов мозг наиболее оптимально подходит для работы на конкретной позиции (вывод делается на основе данных о структуре мозга сотрудников, преуспевших в этой роли ранее).

Правда, корректно интерпретировать биометрические данные чрезвычайно трудно. Даже если вы сумеете обнаружить мозговые волны, то как определить, «вызваны ли они стрессом или просто глубокими раздумьями?», спрашивает Сантош Кумар, профессор компьютерных наук в Университете Мемфиса, который сам разрабатывает носимые медицинские устройства.

Кроме того, биометрическая информация способна выявлять ряд проблем со здоровьем – например, сердечно-сосудистые и психические заболевания, ограниченность в физических возможностях – и это может быть незаконным действием.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif