1410 просмотров

Мифы и реальность роботизации

Рассказывает управляющий директор «Accenture Казахстан»

Фото: Shutterstock

В издательстве МИФ вышла книга Пола Доэрти и Джеймса Уилсона «Человек + машина». Вышла, можно сказать, свое­временно – в сегодняшних дискуссиях о перспективах ИИ и роботизации все чаще звучит мнение, что тотальная цифровизация приведет к доминированию машин, тоталитаризму и всевластию глобальных кибернетических корпораций. Правда, мнение это основано скорее на личных ощущениях и опасениях, нежели на серьезных исследованиях. Книга же «Человек + машина» фактически стала попыткой систематизировать историю искусственного интеллекта, его влияние на цивилизацию, а главное – описать практические перспективы для бизнеса.

Основная идея авторов (а они – эксперты в области автоматизации и цифровой трансформации предприятий на основе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта) состоит в том, что роботы и ИИ, трансформируя производства и рынки, не отнимают рабочие места у людей, а напротив, их создают. 

Благодаря трансформации производственных процессов предприятия становятся более гибкими и могут выпускать персонализированную продукцию. Но из этого никак не следует, что роботы полностью заменят людей – наоборот, совместная деятельность и постоянное обучение машин будет приводить к росту эффективности человеческого труда и постоянному повышению уровня компетенции. 

«Машины не собираются захватывать мир и не исключают присутствия человека на рабочих местах. В современную эпоху трансформации бизнес-процессов системы искусственного интеллекта не заменяют людей; напротив, они расширяют наши возможности и сотрудничают с нами, повышая производительность и позволяя достичь результатов, которые раньше считались невозможными», – пишут Доэрти и Уилсон.

Как считают авторы, «вопрос не в выборе «человек или машина»… Скорее, важно понять, в чем хорош искусственный интеллект и где необходимо участие человека, чтобы максимально использовать сильные стороны как человека, так и искусственного интеллекта».

Для того, чтобы стать лидером в области применения ИИ, компания должна следовать пяти основным принципам, которые выделяют авторы «Человек + машина».

Первый – Надлежащее мышление (Mindset), при котором люди совершенствуют ИИ, а умные машины наделяют человека сверхспособностями.

Второй – Экспериментирование, активный поиск возможностей для тестирования ИИ.

Третий – Лидерство: ответственное применение ИИ с учетом этических, моральных и правовых последствий.

Четвертый – Данные: построение цепочек информации для обеспечения работы интеллектуальных систем.

И наконец пятый принцип – Навыки: активное развитие интегрированных навыков, необходимых для трансформации бизнес-процессов.

По сути, «Человек + машина» – это учебник для топ-менеджера по цифровой трансформации и использованию ИИ на производстве. Почему эту книгу обязательно надо прочитать казахстанским управленцам? Прежде всего потому, что структура экономики Казахстана такова, что все ключевые отрасли промышленности находятся в первой «десятке» по перспективам внедрения ИИ. Ресурсодобывающий сектор, банкинг, логистические цепочки, телеком – именно в этих отраслях обкатываются самые перспективные проекты в области роботизации. Так, например, Rio Tinto, глобальный горнодобывающий концерн, использует ИИ для удаленного управления и контроля оборудования – буровых установок, экскаваторов, бульдозеров – из единого центра управления. Благодаря этому людям не приходится находиться в опасном окружении, а эффективность работы растет.

banner_wsj.gif

347 просмотров

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg