Как будет развиваться 5G в Казахстане

Наиболее реалистичный сценарий

Иллюстрация: Jamesteohart

Когда мы открываем дискуссию о 5G, то начинать нужно с парадигмы. А она в корне отличается от всего того, что мы видели ранее: в отличие от сетей, которые ориентировались на людей, сети 5G – это сети устройств, машин и объектов.

Исходя из этого базового принципа, разрабатывались и их спецификации – высокие скорости передачи данных (до 20 Гбит в секунду; к слову, в сетях 4G она составляет около 45 Мбит) и низкая латентность (1 мс). Латентность – это очень важный показатель. Если мы говорим о самоуправляемых автомобилях (а 5G будет активно использоваться и в этом растущем секторе), то 1 секунда при скорости движения объекта 100 км/ч – это почти 28 метров. Понятно, что более высокие латентности (характерные для 4G) могут быть неприемлемы по соображениям безопасности. Что еще важно? То, что внутри сетей 5G можно создавать подсети – речь идет о слайсинге (здесь уместен пример полос на автомагистрали с точки зрения дифференциации скоростного режима).

В свою очередь, в этих самых слоях можно формировать наборы стабильных параметров, которые выставляются для каких-то специализированных задач. Если уйти в сторону абонента, то сама концепция слайсинга – это ренессанс идеи «виртуальных операторов» со всеми ее привлекательными аспектами. Понятно, что этим не ограничивается: 5G прекрасно укладывается в концепции промышленного IoT, телемедицины, умных городов, наконец, в более широком смысле – Индустрии 4.0.

Кстати, еще недавно многие эксперты говорили о том, что задел для сетей 4G/LTE остается достаточно высоким, но в последнее время появились тревожные сигналы, которые способны поставить под сомнение это: в ряде крупных мегаполисов мира пропускная способность мобильных сетей кардинально падает в часы пик. Потенциал же апгрейда сетей четвертого поколения относительно возможностей 5G остается очень скромным.

За все нужно платить

Здесь начинается другая реальность для 5G. Ключевой тезис таков: для 5G потребуются другие частоты (более высокие; например, главный директор по инновациям «Казахтелекома» Нурлан Мейрманов называл диапазон V-band 57–66 ГГц) и значительно более высокая плотность сот. Как это может отразиться на стоимости внедрения сетей пятого поколения? Радикальным образом. Небольшая предыстория: на Mobile World Congress в Барселоне пару лет назад развернулась интереснейшая дискуссия о том, нужно ли вообще операторам инвестировать в развитие 5G. Тем более когда речь идет об астрономических суммах (о них чуть позже). И некоторые топ-менеджеры европейских телеком-компаний вполне разумно полагают, что без помощи государства и главного бенефициара 5G – промышленности – операторы просто не потянут их. Тенденция опасная: эксперты (судя по всему, небезосновательно) считают, что отрасль стоит перед системным вызовом. И если с ним не справиться, то наступит технологическая деградация (лекарство – 5G). Возможно, это слишком максималистская точка зрения, но она имеет право на жизнь. 

Нурлан Мейрманов комментирует этот момент так:

«5G – это первая технология в мире, которую больше всего продвигают не операторы или вендоры, которые, перезапустив технологию, хотят получить новые доли на рынке, здесь главный игрок – государство. Почему? Потому что именно государство заинтересовано прямым образом в этой самой технологии, в тех возможностях, которые дают сети пятого поколения. И тут есть очень глубокая мысль: или государства переходят на цифровые технологии, либо остаются в аналоговом измерении со всеми вытекающими последствиями».

Позже мы еще вернемся к этой мысли.

Если снова обратиться к стоимости внедрения сетей 5G, то, например, по мнению Матца Гранреда, главы GSMA, мировые расходы на внедрение сетей пятого поколения к 2025 году могут достигнуть $750 млрд. Тимотеус Хотгес, генеральный директор Deutche Telecom, предположил, что стоимость развертывания сетей 5G только в рамках ЕС составит 400–500 млрд евро. Понятно, что сети пятого поколения в Казахстане будут строиться фрагментированно – ближе к реальным потребителям (читай: к мегаполисам), но даже в таком случае начальные инвестиции потребуются немалые – сотни миллионов долларов США. Напомним, что на развертывание сетей 4G/LTE во всем Казахстане потребовалось, по разным оценкам, $500–600 млн. Иными словами, с точки зрения прагматика, расходы на 5G никак не могут быть ниже тех, что мы видели с сетями четвертого поколения.

Другой вопрос в том, что, в отличие от сетей четвертого поколения, внедрение 5G будет растянуто во времени на значительно более глубоком горизонте – от 10 лет и выше. Стартовые инвестиции в Казахстане на развертывание сетей 5G для двух-трех городов – на уровне 30 млрд тенге (примерно $80 млн). Получается, что 5G – это игра вдолгую, и здесь скорее нужно говорить о стратегическом подходе. И еще один пазл в эту картину. Телеком – сильно импортозависимая отрасль: 5G потребует валюты (много валюты). И тут все не очень хорошо – с 2013 года доходы отрасли, исчисляемые в долларах США, упали почти вдвое, до $2,1 млрд. Соответственно, это негативно сказывается на инвестиционных возможностях игроков рынка.

Вопрос частот для 5G, который мы немного затронули выше, очень сложный. Здесь главный аспект – их демилитаризация. Процесс этот, даже при наличии политической воли, займет немало времени. И еще один важный момент – в отличие от сетей четвертого поколения, где государство, фактически продав частоты, как бы самоустранилось от процесса, в 5G такое не сработает: оно должно стать полноправным участником процесса. Иначе ничего не выйдет.

Резюме. В этом «любовном» треугольнике необходимо решить как минимум три вопроса: инвестиции, определить главных бенефициаров сетей пятого поколения и пересмотреть роль государства.

Модели: как строить? 

Понятно, что в современных условиях никто одномоментно инвестировать в 5G десятки и сотни миллионов не будет. Тем более что развертывание сетей пятого поколения потребует масштабных инвестиций в сопутствующую инфраструктуру – в наземные каналы связи, в ЦОДы, в силовые сети. Поэтому большинство операторов смотрят в сторону NSA (non-standalone – радиосвязь 5G с базовыми сетями 4G/LTE).

Во-первых, это дешевле, во-вторых, это позволит операторам достаточно быстро выйти на рынок.

На более высоком уровне следует говорить о трех теоретически возможных сценариях. Первый – самостоятельное строительство собственной сети каждым оператором. Второй – совместное строительство (как это было в случае «Кселл» и «Beeline Казахстан»). Наконец, третий сценарий – инфраструктурный оператор, в качестве которого вполне может выступить и «Казахтелеком». Идея эта не нова.

Например, Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting и один из заметных экспертов телекоммуникационной отрасли, впервые озвучила эту идею еще несколько лет назад. Говоря о 5G, она видит успех исключительно в связке «оператор – промышленность – государство». Иных рецептов, считает она, просто не существует. «У государства должно быть четкое понимание необходимости внедрения 5G. Это базис для цифровизации, это базис для экономики следующего уклада. В целом же для телекома последующие годы – это возможность переосмысления своего места, если хотите – поиск идентичности в условиях новой парадигмы», – поясняет она.

Слово за инфраструктурным оператором

Очевидно, что очередь за почетным званием «инфраструктурный 5G-оператор» не выстраивается. Риски тут достаточно большие. Ведь помимо почетного статуса требуются и более прагматичные вещи – инвестиции. В более широком масштабе есть ощущение, что рынок готов принять эту идею, но исключительно при соблюдении условий равного доступа к технологии и ресурсам. Государство, отойдя от созерцания, должно контролировать соблюдение правил игры, стать их гарантом. Наконец, рынок ждет от регуляторов ревизии устаревших отраслевых норм и стандартов: они уже тормозят рынок.

Нурлан Мейрманов считает, что этот подход (инфраструктурный оператор) для Казахстана оптимальный.

«Такой оператор может предоставить игрокам рынка очень широкие возможности в рамках 5G», – поясняет он, добавляя, что «Казахтелеком» прокладывает тысячи километров оптоволокна по всей республике, по всей стране уже создана сеть ЦОДов.

То есть фундаментальный базис для инфраструктурного 5G-оператора фактически уже создан, а сети пятого поколения активно тестируются. (В рамках АЭФ-2019 «Казахтелеком» совместно с Ericsson развернул опытную зону 5G в миллиметровом диапазоне частот 28 ГГц. Во время тестирования была достигнута пиковая пропускная способность загрузки данных до 15 Гбит/с на одно устройство.)

Безальтернативное будущее

Это может понравиться не всем, но инфраструктурный оператор выглядит компромис­сной идеей. И ее успех целиком зависит от государства. К сожалению, качество регуляции отрасли в Казахстане вызывает справедливую критику у экспертов и участников рынка, тем более сейчас, когда 5G ставит новые, ранее невиданные задачи и вызовы. И без реальной эволюции в этом вопросе может статься, что 5G просто некому будет строить.

banner_wsj.gif

348 просмотров

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg