Перейти к основному содержанию

835 просмотров

Амбиции Airbus достигли стратосферы

Компания утверждает, что разработанные ею беспилотники на солнечных батареях могут летать там месяцами

Фото: Airbus / Reuters

Стратосфера – это воздушное пространство, где вне досягаемости капризов погоды и выше пассажирских маршрутов, фактически на эксклюзивных правах летают лишь самолеты-разведчики. Теперь этот слой атмосферы стал полем конкурентной борьбы между авиационными и технологическими гигантами, полагающими, что высотные беспилотные аппараты на солнечной энергии могут иметь больше преимуществ, чем обычные спутники. В частности, они дешевле, обладают большей маневренностью и их проще эксплуатировать.

Дочерние предприятия компаний Airbus SE, Boeing Co. и японского технического конгломерата SoftBank Group Corp. разрабатывают беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые могут находиться в автономном полете в стратосфере в течение нескольких месяцев, делая фотографии поверхности Земли или обеспечивая работу интернет-сервисов с высоты 18 тыс. м или более.

Ставка делается на то, что благодаря такой технологии могут появиться новые рынки, где спрос будет со стороны как военных, так и коммерческих организаций.

Впрочем, развитие этого направления было непростым с самого начала. В марте БПЛА Zephyr S компании Airbus, использующей аэродром в Северной Австралии в качестве своего первого стратосферного порта, был прерван после того, как, преодолев нижние слои атмосферы, беспилотник попал в зону плохих метеоусловий.

По сообщению официального представителя авиационных властей Австралии, летательный аппарат, внешне напоминающий безмоторный планер, был полностью уничтожен. Впрочем, Airbus уже запланировала на конец этого года еще один испытательный полет.

Вообще, в создании БПЛА одной из наиболее сложных технических задач является разработка аппарата, который при минимальном весе имел бы достаточно длинные крылья, чтобы создавать подъемную силу для барражирования в разреженном пространстве стратосферы.

Регуляторы также хотят быть уверенными в том, что летательный аппарат безопасен, прежде чем сотни таких устройств поднимутся в небо. По мнению ряда исследователей, услуги, аналогичные стратосферным дронам, будет оказывать и новое поколение недорогих и достаточно портативных спутников.

«Тот факт, что такие БПЛА должны иметь низкий вес и быть при этом такими огромными, является серьезным ограничивающим фактором, – говорит Грэхем Уайлд, старший преподаватель по аэрокосмическому инжинирингу и авиации Мельбурнского королевского технологического университета (RMIT). – Хрупкая конструкция летательного аппарата представляет определенные сложности», – говорит он, отмечая, что в разреженной атмосфере большую опасность может представлять сильная турбулентность.

Тем не менее исследовательская компания NSR в своем прошлогоднем отчете сообщила, что высотные летательные аппараты, включая стратосферные беспилотники, воздушные шары и дирижабли, в следующие 10 лет могут принести прибыль в размере $1,7 млрд. Также в компании подсчитали, что в настоящее время на стадии реализации находятся по меньшей мере 40 программ по разработке таких аппаратов.

Согласно данным из этого отчета, прилагаемые сегодня усилия финансируются намного лучше, чем это было в начале 1990-х годов, когда также предпринимались попытки коммерциализировать стратосферные летательные аппараты.

«Мы рассматриваем это направление как перспективное», – комментирует аналитик NSR Шивапракаш Муруганадхам.

Скорее всего, при таком развитии событий беспилотники станут дополнительными элементами существующих спутниковых сетей.

По данным Европейского космического агентства, которое активно изучает эту технологию, беспилотники могут быть использованы как ретрансляторы между спутниками и наземными станциями для улучшения передачи данных, а также для сокращения необходимой инфраструктуры как на земле, так и в космосе.

По словам Софи Томас, курирующей в Airbus программу Zephyr, после мартовского испытания компания не стала менять конструкцию летательного аппарата, вместо этого сосредоточив усилия на совершенствовании правил эксплуатации.

Первый испытательный полет этой модели в прошлом году в Аризоне длился 26 дней. Размах крыльев дрона составил 24,4 м, вес – около 75 кг, а благодаря использованию пропеллеров на солнечной энергии автономный полет проходил на высоте около 23 тыс. м.

Чтобы запустить в полет нынешнюю модель Zephyr, нужны четыре человека, так как запуск осуществляется вручную, а подъем до стратосферы занимает примерно восемь часов. Однако Airbus уже заявил о том, что работает над созданием механической пусковой установки. За день БПЛА способен преодолевать расстояние в 1770 км, заряжая свои батареи в дневное время, что позволяет продолжать полет и ночью.

Теоретически в случае, если во время полета летательный аппарат останется совсем без энергии, ему понадобится всего 90 минут, чтобы спуститься вниз и покинуть пределы страто­сферы. Как рассказал в интервью незадолго до испытаний в Австралии главный дизайнер Zephyr Пол Стивенс, спуск БПЛА будет напоминать падение пера. По его словам, в устройстве нет значительного центра тяжести, поэтому при столкновении с чем-либо он не может нанести существенный урон.

«Скорее всего, это будет напоминать столкновение с голубем. Играя в регби, люди сталкиваются друг с другом с куда большей кинетической энергией, чем та, которой обладает Zephyr», – говорит Стивенс.

Не все попытки разработать стратосферные беспилотники были успешными. Компания Facebook провела два полномасштабных испытания своего БПЛА Aquila, напоминающего ультратонкий бомбардировщик-невидимку. Однако в прошлом году программа была закрыта. Как сообщила компания, это было связано с тем, что аэрокосмические гиганты также инвестируют в создание аналогичных летательных аппаратов.

Ранее Facebook заявляла, что будет развивать эту технологию в сотрудничестве с другими компаниями, включая Airbus.

Дочернее подразделение Boeing – компания Aurora Flight Sciences должна была провести первое летное испытание своего БПЛА Odysseus этой весной. Однако официальный представитель компании отказалась говорить о том, проводилось ли испытание в реальности, отметив только, что программа по-прежнему «активна».

В этом же направлении двигаются и другие компании. В августе подразделение Soft Bank – HAPSMobile – заявило, что получило разрешение от федерального регулятора провести летное испытание БПЛА HAWK 30 в стратосфере над гавайским островом Ланаи.

Теперь компания намерена до конца марта следующего года провести летное испытание беспилотника с размахом крыльев 46 м, который благодаря сразу 10 пропеллерам способен развивать скорость до 113 км в час.

Ранее заявляв о сотрудничестве с Facebook, HAPSMobile пытается диверсифицировать свои риски. В частности, не так давно компания инвестировала $125 млн в подразделение холдинга Alphabet – Loon, которое занимается запуском высотных аэростатов. Loon заключила контракт с телекоммуникационной компанией из Кении для обеспечения связи и планирует запустить услугу уже в этом году.

Как сообщил представитель Loon, вполне вероятно, что в будущем аэростаты от Loon и беспилотники HAPSMobile для обеспечения связи будут работать в тандеме.

ambitsii-airbus-dostigli-stratosfery1.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1 просмотр

Технологии для людей: как Huawei помогает сделать мир лучше

Компания намерена предоставить людям равные цифровые возможности

Фото: Linkedin/Ken Hu

Одна из самых высокотехнологичных корпораций мира стремится активно участвовать в решении глобальных социальных проблем, используя для этого свой научно-технический потенциал.

Об одном из примеров того, как техника Huawei помогает бороться за спасение окружающей среды, рассказал Кэнь Ху, заместитель председателя правления Huawei. Речь идет о некоммерческой организации Rainforest Connection, руководитель которой Тофер Уайт придумал способ использовать старые смартфоны Huawei для спасения тропического леса.

Сама идея до гениальности проста - смартфоны подключаются к миниатюрным солнечным батареям, а затем устанавливаются высоко на деревьях, где с помощью облачного приложения на базе искусственного интеллекта специалисты Rainforest Connection могут в реальном времени отслеживать звуки в лесу. Если вдруг они услышат характерные звуки бензопилы или активности, связанной с браконьерством, то сразу же могут оповестить об этом правоохранительные органы.

asdg_0.jpg

По словам Кэня Ху, в Huawei были впечатлены подходом Уайта к решению проблемы, поскольку здесь видна четкая цель и для ее достижения используются современные технологии. 

Аналогичным путем Huawei стремится разрешить одну из важнейших проблем современности, а именно сократить цифровой разрыв между людьми в различных странах и регионах. В частности, благодаря деятельности Huawei возможность подключиться к цифровым сервисам получила более трети населения мира, причем не только в больших городах, но и в самых отдаленных регионах планеты, где раньше подобные услуги попросту были не доступны.

Для этого инженеры компании даже перестроили традиционное оборудование. Так, размер базовых станций уменьшился до размера рюкзака, при помощи которого стало возможным наладить связь там, где невозможно проложить оптоволоконный кабель.

Впрочем, как признается Кэнь Ху, фокус лишь на самом доступе - доступ к компьютерам, смартфонам и сетевым подключениям не способен решить проблему как таковую – важна и сама ценность, которую технологии создают. Таким образом, помимо возможности подключения и доступа, в Huawei решили сосредоточиться на развертывании технологий, способных создать реальную ценность для людей.

Борьба с детскими глазными заболеваниями

Благодаря сотрудничеству с детским офтальмологом Викторией Пуэйо, Huawei задействовал свой технологический потенциал для того, чтобы упростить диагностику глазных заболеваний у детей. Совместно со стартапом DIVE-Medical инженеры Huawei разработали приложение под названием TrackAI, при помощи которого, даже не имея медицинского образования, люди могут своевременно определить кто из детей подвержен риску развития проблем со зрением.

Всего, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 19 млн детей с нарушениями зрения. Значительная часть из них подвержена риску потери зрения из-за болезни и даже умереть от осложнений.

Учитывая, что дети, как правило, не могут полноценно ответить на вопросы врача, поставить правильный диагноз чрезвычайно сложно, хотя сами заболевания в большинстве случаев излечимы при своевременном выявлении. В этой связи Huawei стремится максимально упросить процесс диагностирования подобных заболеваний.

adfg.png

Так, приложение TrackAI работает на чипах с искусственным интеллектом смартфонов Huawei и отслеживает то, как глаза детей реагируют на движущиеся объекты. С помощью этих данных можно диагностировать нарушения зрения у детей уже с шестимесячного возраста. При этом само оборудование портативное, и поскольку все данные обрабатываются на смартфоне, его цена намного ниже стоимости других видов дорогостоящего медицинского оборудования.

Повышение уровня цифровых навыков

Еще одна важная проблема – это недостаток цифровых навыков у людей, и существует она даже в индустриально развитых странах. Согласно опросу, проведенному Европейской комиссией, 43% граждан стран ЕС не умеют выполнять даже базовые цифровые задачи, например, найти нужную информацию в Интернете. К счастью, Европейская комиссия решает эту проблему внедряя специальные программы и Huawei стремится перенести этот опыт в другие регионы.

В частности, в Кении компания Huawei сотрудничает с некоммерческой организацией из Бельгии Close the Gap, UNESCO и Safaricom, которые переделывают 40-футовые стальные контейнеры в мобильные компьютерные классы - Digitrucks.

Стандартно Digitrucks оснащаются столами, цифровыми гаджетами и беспроводным широкополосным доступом к сети Интернет. В качестве источника электроэнергии эти мобильные компьютерные классы используют солнечные панели, что делает возможным обучение цифровым навыкам даже в самых отдаленных деревнях. В 2020 году в одной только Кении Huawei надеется обучить по меньшей мере 6000 молодых студентов и 1000 учителей.

Сделать цифровой мир более инклюзивным

Еще одной инициативой Huawei стала программа под названием TECH4ALL. В рамках программы компания сотрудничает с самыми разными организациями с целью снижения цифрового неравенства, разработки новых приложений для различных сообществ и распространения навыков работы с цифровыми технологиями.

Главная цель проекта – предоставить доступ к цифровым технологиям любому человеку, внедрить эти технологии в каждый дом и каждую организацию, создав таким образом мир «умных» устройств, объединенных в единую сеть. В конечном счете, Huawei ожидает, что в течение следующих пяти лет инициатива поможет получить доступ к цифровым технологиям как минимум еще 500 млн человек.

Они смогут не только подключиться к сети, но и воспользоваться преимуществами таких технологий, как искусственный интеллект, облачные хранилища и смарт-устройства.

«TECH4ALL стремится открыть двери в удивительный цифровой мир для большего количества людей, домохозяйств и организаций. Мы хотим защитить уязвимые группы населения и сделать обычных людей экстраординарными. В этом заключается уникальная ценность технологии», — говорит Кэнь Ху.

Впрочем, в Huawei отмечают, что, несмотря на все усилия одной, пусть даже и очень большой компании, необходимо взаимодействие всех заинтересованных сторон. «Мы сделали только первый маленький шаг и приглашаем всех людей и организации поддержать нашу инициативу», - отмечает заместитель председателя правления Huawei.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance