Цифровая безопасность трансформируется в когнитивную защиту личности

CEO Prime Source рассказывает, как это происходит

Фото: Shutterstock

Совсем недавно стало известно о доступе к персональным данным и цифровому следу пользователей со стороны Facebook. В Казахстане вводится цифровой сертификат. А Илон Маск и того больше – анонсировал создание имплантов с прямым доступом к мозгу.

3 июля в работе Facebook, Instagram и WhatsApp произошел крупный сбой – пользователи на протяжении нескольких часов не могли зайти в приложения и получить доступ к новостным лентам. Также все три сервиса не открывали изображения и аватарки.

Из-за сбоя пользователи могли наблюдать в Facebook и веб-версии Instagram необычную картину – вместо фото появились довольно точные текстовые описания. К примеру, снимок девушки с собакой так и обозначался набором тегов: «На этом изображении может находиться девушка и собака».

«Один мужчина, борода – довольно безошибочное описание меня», – так оценил текстовое описание своего аватара другой пользователь. 

17–18 июля жителям нескольких городов Казахстана (официально анонсирован был только Нур-Султан) пришло sms-сообщение с интересным содержанием. Абоненты были уведомлены о необходимости установить на все устройства сертификат безопасности, перейдя на сайт www.gca.kz. Разобравшимся в вопросе гражданам стала понятна суть нововведения. Положительной стороной применения сертификата безопасности является выявление и блокировка выявленного правительством противоправного контента. Последний включает в себя и вредоносные ресурсы, такие как фишинговые сайты. Вызывающим опасение вопросом является то, что добавление сертификата безопасности в список доверенных даст государству техническую возможность внедряться в трафик устройства и считывать, анализировать, блокировать, изменять информацию.

Со слов чиновников, например, министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева, возможность применения полученной информации будет ограничена законом:

«Есть закон об оперативно-розыскной деятельности, который определяет и регулирует все подобного рода мероприятия. И тот, кто сегодня захочет что-либо делать... Это же, в конце концов, уголовно наказуемо. Поэтому сегодня в рамках законодательства это и будет осуществляться».

Правительство Китая уже заявило о пилотировании в нескольких десятках регионов так называемой системы социального доверия. Она основана на сборе информации о каждом человеке, включая приобретение товаров, услуг, интернет-трафик, налоговые отчисления, правонарушения, активность и связи в соцсетях и даже оцифрованные данные о перемещениях. Анализ информации позволяет присвоить человеку рейтинг, который относит каждого к категории – от элиты до изгоя общества. В зависимости от рейтинга и его динамики государственные учреждения и частные компании имеют возможность определить политику взаимодействия с человеком. История очень похожа на сюжет эпизода «Лайки» сериала «Черное зеркало»: фантазии американских футурологов насчет цифрового будущего человека, когда член общества превращается в социального пользователя, и его место в социуме определяется рейтингом. Это не будущее, а то, что происходит прямо сейчас.

Но Илон Маск пошел еще дальше. 17 июля на ресурсе SiliconValley.com он сообщил, что одна из его компаний Neuralink работает над созданием bluetooth-устройства для имплантации в мозг. По его утверждению, такие устройства смогут обеспечить увеличение памяти, телепатию, восстановить двигательные функции человека. В случае реализации подобного проекта данные можно будет переносить прямо из мозга человека.

«Сбор данных из необработанной мозговой деятельности может подвергнуть людей большому риску и может использоваться для влияния на них, манипулирования ими и их эксплуатации», – утверждают эксперты, комментируя новость.

Мы находимся сегодня перед большой этической, юридической и технической задачей – как применять информацию во благо человека, не нарушив его личную свободу? Человек сам вправе решать – предоставлять или запрещать использование своих персональных данных. Ведь впереди принимают очертания риски из романа Оруэлла «1984» – двоемыслие, мыслепреступление и так далее. Глобальный вопрос персональной безопасности приводит нас уже не к цифровому следу пользователя в интернете, а к проблеме когнитивной безопасности человека, защите сознания. И шапочка из фольги тут не поможет.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Четыре шага к онлайн-приватности

Советы от управляющего директора «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии, странах СНГ и Балтии

Фото: Depositphotos/nuvolanevicata

Ваши почтовые ящики завалены спамом? Не знаете, куда деваться от запросов в друзья, приходящих от не пойми кого, а ваши публикации в Facebook комментируют все, кому не лень? Вас неотступно преследует реклама товаров, которые вы недавно искали в интернете? Вероятно, интернет слишком много о вас знает. Но ничего страшного – вот четыре совета, которые помогут вам сохранить приватность в сети.

1. Прежде чем что-то публиковать, подумайте

Да, не вы за собой шпионите и нарушаете собственные границы, но ваша онлайн-приватность все же начинается с вас и ваших решений: того, какой информацией вы делитесь и что оставляете при себе.

Перед тем как что-нибудь опубликовать, подумайте о последствиях: не выкладывайте на всеобщее обозрение контент, который может нарушить вашу (или чью-то еще) приватность. Вы же не выложите на Facebook ваш пароль? Вот именно. И со всем остальным так же: не нужно публиковать то, что может рассказать о вас больше, чем следует, например, адрес, личный номер телефона, адрес электронной почты и так далее.

То же касается билетов на самолет и любых документов со штрих-кодами или QR-кодами. Если вы сфотографировали билет на концерт с QR-кодом и выложили его в Instagram, считайте, что вы его уже кому-то подарили.

Если вы все же хотите выложить фото билета, позаботьтесь о том, чтобы не было видно QR-кода и номера билета – их нужно хорошенько замазать в фоторедакторе. Мы уже писали о том, как замазывать что-либо на картинке правильно, чтобы потом нельзя было прочитать информацию. Но безопаснее, конечно, ничего не выкладывать вообще.

2. Избавьтесь от слежки в браузере

Когда вы заходите на сайт, срабатывает система аналитики веб-трекер. Она следит за тем, кто и как часто посещает страницу. Как правило, эта система принадлежит какому-нибудь интернет-гиганту вроде Google или Facebook. Они используют информацию о посещенных вами сайтах, чтобы определять ваши интересы и предлагать «правильную» рекламу.

Чтобы избавиться от такого внимания, можно использовать режим «инкогнито». Но учтите, что приватный поиск скрывает не всю информацию о вас – кое-что все же будет видно сайтам, которые вы посещаете (и третьим сторонам, о которых вы даже и не подозреваете).

От чересчур любознательных сайтов и систем аналитики спасут специальные решения для блокировки веб-трекеров, например, компонент «Защита от сбора данных» в вашем антивирусном решении.

Кстати, некоторые браузеры и поисковые системы тоже собирают данные пользователей, чтобы показывать им рекламу. Не хотите такого? Тогда используйте браузер, который бережно отнесется к вашей приватности (например, Firefox), и поисковик, который не будет за вами шпионить (например, DuckDuckGo или Startpage.com). Но имейте в виду, что такая приватность требует жертв. Как правило, приватные поисковые системы выдают менее релевантные результаты, ведь они о вас ничего не знают.

У браузеров, выступающих против слежки, есть свой недостаток: несовместимость с некоторыми сайтами. Так, в Firefox некоторые страницы могут отображаться некорректно, поскольку чаще всего их адаптируют под считающийся золотым стандартом среди веб-дизайнеров браузер Google Chrome.

3. Покопайтесь в настройках социальных сетей

Социальные сети – публичные пространства, но не все публичные пространства одинаковы и не все публичные вещи следует показывать всем подряд. Во многих соцсетях можно выбрать, кто будет видеть определенный контент на вашей странице: все пользователи, только зарегистрированные, друзья и друзья друзей, только друзья и так далее.

В дополнение к этому в большинстве социальных сетей есть еще множество самых разных настроек. Вы можете, например, запретить показывать ваш профиль в результатах поиска или не дать другим пользователям отмечать вас в публикациях и писать вам сообщения. Так что если вы устали от навязчивых «друзей», спамеров и мошенников, поройтесь в настройках приватности ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, «Одноклассников», Twitter и других сервисов.

4. Удаляйте старые аккаунты, не теряя данных

Со временем у каждого из нас накапливаются десятки учетных записей, причем некоторые из них мы используем редко или вовсе забрасываем. Помните, что не все аккаунты удаляются автоматически по прошествии некоторого времени – многие из них так и остаются в сети и в какой-то момент могут стать причиной утечки ваших данных. Как вы знаете, утечки случаются чаще, чем хотелось бы.

Заведите привычку удалять аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь и не планируете пользоваться в будущем. Делайте это безо всяких колебаний, особенно если речь идет об учетных записях, где много личных данных: профилях в социальных сетях, почтовых ящиках и аккаунтах в платежных системах.

Если вы начитались статей о приватности и готовы распрощаться со всеми или некоторыми соцсетями, имейте в виду, что это можно сделать без потери данных – обратитесь в службу поддержки сети или спросите у нас, как это сделать.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg