Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


154 просмотра

Конкурент пикапа Tesla сможет заряжать аккумулятор от других автомобилей

Как тебе такое, Илон Маск?

Фото: Rivian R1T 

У компании Tesla появился серьезный конкурент. Электрический пикап Rivian R1T был представлен в 2018 году и совсем скоро должен быть запущен в серийное производство.

Глава компании Роберт Скэриндж в интервью изданию The Drive подтвердил, что владельцы электрического пикапа практически полностью будут защищены от неловких ситуаций, когда заряд аккумулятора садится прямо посреди дороги.

По своей сути, электрические автомобили являются огромными аккумуляторами на колесах. Тогда что же мешает инженерам сделать так, чтобы один автомобиль мог делиться энергией с другим, выручая его при исходе заряда аккумулятора в самые неподходящие моменты? 

Вероятно, инженеры уже начали внедрять или уже внедрили эту возможность в пикап Rivian R1T. Также, чтобы уберечь владельцев от неловких ситуаций на дорогах и увеличить дальность езды, компания добавила возможность установки в багажные отделения автомобиля дополнительные аккумуляторы. Багажников, кстати, у автомобиля два: сквозной отсек расположен между кабиной и грузовой платформой, а дополнительный — под капотом.

Сможет ли пикап от Tesla похвастаться такими особенностями пока неизвестно. Есть слухи, что его разработка начнется уже этим летом, и Илон Маск уже успел обозвать электрические пикапы конкурентов «детскими игрушками».


2869 просмотров

Что нужно знать про 5G

Рассказываем о самых важных моментах

Фото: Shutterstock.com

Вокруг пятого поколения связи ходит множество мифов. Часть из них появилась, когда о потенциале 5G только начали говорить. В этом материале – крупными мазками то, о чем стоит знать человеку с широким кругозором.

Первое: 5G – это сеть машин

Возможности технологии 4G/LTE остаются широкими. Их достаточно для того, чтобы поддерживать растущие потребности абонентов в текущей парадигме потребления услуг, более того, есть и хорошие возможности для апгрейда сетей – эксперты говорят, что четвертое поколение связи останется базовой технологией для телекома еще долгие годы.

Слово «парадигма» появилось здесь не просто так, в нем закодировано первое и фундаментальное отличие 5G – это не человекоцентричная технология (в отличие от 4G/LTE), это машиноориентированная технология. Среди требований к параметрам сетей пятого поколения – высокая скорость передачи данных (в сетях 5G она доходит до 20 Гбит в секунду при латентности в 1 мс, а в сетях 4G/LTE на сегодня составляет около 45 Мбит в секунду при латентности в разы выше), низкая латентность, возможность поддерживать работу устройств, расположенных с высокой плотностью на единицу площади. Ни одна из этих задач не соответствует текущим, даже очень высоким требованиям абонента-человека. Отсюда вывод: люди в 5G – это не главное.

Но это еще не все. Раз 5G – это про машины, а не про людей, у нового поколения связи должна быть возможность гибко подстраиваться под конкретные технологические задачи. Реализовано требование с помощью так называемого слайсинга. Это означает, что сети 5G могут создавать в себе «слои», в рамках которых будут поддерживаться стабильные заданные парамет­ры – чтобы упростить понимание, можно провести аналогию с авиацией, где конкретный эшелон выделяется конкретному борту. В перспективе 5G будет востребована для ряда индустриальных задач: само­управляемые автомобили, беспилотные летательные аппараты, промышленный IoT (Интернет вещей). Хорошие перспективы у 5G в таких концепциях, как умный город, умный дом. Пока в последних почти безраздельно властвуют промежуточные технологии, например, в Казахстане это LoRaWAN. Однако, как только сети 5G будут развернуты, участь их окажется предрешенной. Впрочем, произойдет это нескоро. Потому, что…

…5G – это невероятно дорого

Если 4G/LTE – это очень дорого, то сети пятого поколения – это невероятно дорого. В частности, Тимотеус Хотгес, генеральный директор Deutsche Telecom, считает: стоимость развертывания сетей 5G в рамках ЕС составит 400–500 млрд евро. А Матц Гранред, глава GSMA, оценивая общемировые расходы на внедрение технологии до 2025 года, говорит о сумме в $750 млрд. В России, по мнению PwC, при совместном строительстве сети 5G совокупные расходы операторов могут достичь 400 млрд рублей. А что в Казахстане? По оценке Зарины Кажмаганбетовой, менеджера группы консультирования в области IT в KPMG в Казахстане и Центральной Азии, стоимость начального запуска 5G в Алматы – 25–40 млрд тенге. Это консервативная оценка, которая скорее показывает стоимостные границы для локальных проектов. Если учесть, что на развертывание сетей 4G/LTE в РК операторы потратили сотни миллионов долларов, то на развертывание 5G сумма, теоретически, возрастет в несколько раз.

Назревает вопрос: почему так дорого? Для ответа на него придется несколько углубиться в детали. Начнем с того, что связь пятого поколения может работать в диапазонах 694–790 МГц, 3,4–3,8 ГГц и 4,4–5 ГГц, а также 24,25–27,5 ГГц. Все эти частоты сейчас заняты либо военными, либо под какие-то стратегические задачи, и высвобождение частот – это отдельная история. Так вот, одна сота 5G покрывает в десятки раз меньше площади, чем сота сети четвертого поколения. Простой арифметический подсчет говорит о том, что на выходе будут просто космические цифры. И это еще не все. Трафик в таких сетях вырастет многократно. А значит, операторам потребуются ЦОДы. Много ЦОДов. И оптика. Много оптики. Ни один оператор в Казахстане, включая «Казахтелеком», не способен осилить эту задачу самостоятельно. Поэтому…

…сети 5G будут строиться всем миром

Под «всем миром» я подразумеваю операторов, которые работают на рынке мобильной связи. Многие возразят, что после разрыва соглашения между «Кселл» и «Beeline Казахстан», в результате которого старейший оператор выплатил второму участнику сделки 14,5 млрд тенге, на этой идее можно ставить точку. Но все не так однозначно.

Во-первых, участники сделки весьма высоко оценивали этот опыт и эффекты, полученные от строительства и эксплуатации совместной сети. Во-вторых, эти 14,5 млрд тенге – как бы «технический» штраф, который связан с поглощением оператора «Казахтелекомом» (ничего личного – только бизнес). И в целом идея объединить усилия еще раз для строительства 5G не вызывает отторжения. По крайней мере, после общения с участниками рынка у меня сложилось именно такое ощущение.

В PwC считают, что в случае совместного строительства сети 5G стоимость внедрения может быть ниже почти на 35%. Думаю, это хороший довод, чтобы операторам сесть за стол переговоров. Не исключено и создание инфраструктурного оператора – в качестве такого почти безальтернативно видится «Казахтелеком». Впрочем, откровенно говоря, с учетом того, что рынок очень фрагментирован, этот сценарий выглядит бессмысленным. Но есть и другой путь: раз мы говорим об индустрии, то возможны и другие коллаборации в деле 5G, например – оператор-промышленность-государство. То есть консорциум.

Консорциум

Этот сценарий тоже возможен. Хотя и он выглядит довольно спорно. Во-первых, где найти столько казахстанской промышленности, заинтересованной в 5G? Государство может сделать весомый вклад в консорциум – уже упомянутые частоты. Но пойдет ли оно на это? Операторы выглядят самой заинтересованной стороной в этой модели. Модель не утопична – европейские операторы, напуганные невероятными расходами на развертывание сетей, уже обсуждают идею таких консорциумов. Плюс таких объединений – правила игры обсуждаются на начальном этапе. Что касается Казахстана, то для начала нужно создать диалог в экспертном сообществе, чтобы понять позиции сторон. Инициировать этот диалог стоит как раз государству (регулятору).

Кстати, в последнее время к модели сотрудничества «оператор-индустрии-государство» стали присоединяться вендоры. Но это отдельная большая тема.

Еще один сценарий

Он нейтральный – это когда каждый оператор будет делать что-то сам. Здесь наиболее приемлемой выглядит конструкция Non-Standalone. По сути это бюджетный вариант развертывания, когда сети пятого поколения используют существующую инфраструктуру 4G/LTE. То есть, к примеру, радиосвязь – 5G, а вот базовые станции – сети четвертого поколения. Известно, что «Казахтелеком» будет запускать пилот в Нур-Султане именно по этой схеме.

Самое важное

События вокруг 5G закручиваются сильнее. Международный консорциум 3GPP должен закончить формирование пакета стандартов, необходимых для массового запуска сетей пятого поколения, к концу текущего года. И уже сейчас нужно начинать вести консультации, о которых я говорил ранее. Еще лучше, если они будут вынесены в публичное поле – любые попытки играть «под ковром» с теми же частотами будут губительны для рынка. Все, что было до 5G, весь тот опыт, который накопили регуляторы с предыдущими поколениями связи, придется отбросить – с 5G все начинается с нового листа.

Закончу цитатой известного эксперта Юрия Каргополова (ISOC IoT SIG), который, размышляя о 5G в рамках конференции RIPE NCC в Алматы, сказал: «Проблема в том, что перед отраслью стоит системный кризис, и его средствами предыдущих технологий не преодолеть. Через три-четыре года начнется деградация отрасли».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций