Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1368 просмотров

Киберспорт: гибрид бизнеса и спорта высоких технологий

Рост объемов рынка киберспорта к следующему 2020 году составит 500%

Фото: Shutterstock

Участники панельной сессии «Киберспорт как ниша в глобальной цифровой экономике» на Астанинском Экономическом форуме объяснили феноменальную популярность нового вида спорта тем, что он сумел соединить в себе развлечение, сверхприбыльный бизнес и высокие технологии, делающий его доступным для массовой аудитории.

Киберспорт впервые рассматривался на АЭФ как отдельная индустрия благодаря инициативе АО «Казахтелеком», председатель правления которого – Куанышбек Есекеев – является президентом Казахстанской федерации киберспорта. Причем обсуждалась как спортивная составляющая этого феноменального явления современности, так и его возможности как вида бизнеса и одной из составляющих в цифровизации экономики.

243A1353.JPG

Хотя изначально, как настаивает главный специалист по киберспорту в международном холдинге Parimatch Степан Шульга, по природе своей киберспорт был и остается всего лишь способом развлечения, порожденным развитием современных технологий.

«Коллеги говорят о будущем, а я предпочитаю говорить о настоящем, потому что, как говорил один футуролог, будущее уже здесь, просто оно не совсем равномерно распределено, - заявил Шульга. – Очень важно, что нашу встречу инициирует именно телекоммуникационная компания, потому что в основе киберспорта как такового лежит инфраструктура, широкополосный интернет и доступ к нему, поскольку киберспорт – это следствие технологического прогресса. Киберспорт – это не люди в экзоскелетах, не люди, которые сражаются лазерными мечами – это обычные люди, потому как киберспорт – это один из видов и способов современного развлечения», - добавил он.  

При этом, продолжил специалист, Интернет и телекоммуникационные компании помогают людям как потреблять контент, связанный с киберспортом, так и участвовать в киберспортивных соревнованиях. И это делает его более демократичным и доступным по сравнению с традиционными видами спорта – ведь для участия в различных турнирах теперь не надо тратиться на перелеты, теоретически играть можно и сидя дома, лишь бы был доступ к широкополосному Интернету. Такие условия порождают массовость, а массовость переводит киберспорт из разряда развлечений в сферу медиа и крупнейшего бизнеса.

«Сейчас переломный момент для происходящего в бизнесе, ведь все успешные виды бизнеса сейчас - это то, что адаптировалось и переформатировалось под влиянием появления широкополосного интернета, - утверждает представитель холдинга Parimatch. - Точно также киберспорт – это своеобразная адаптация традиционных видов спорта к современному медиапространству. С 2016-го по 2020 годы ожидание международных экспертов, что рынок киберспорта в своем объеме денежном вырастет на 500%, это невероятная цифра, которой нет больше ни в одной индустрии мира, но это факт – и это работает: общая сумма всех крупных турниров в 2018 году составляла $150 млн, 201 млн людей считает себя энтузиастами киберспорта, при этом 256 млн назвали себя зрителями», - обрисовал он возможности этого рынка в мировом исчислении.

Отметим, что киберспорт уже входит в первую пятерку видов спорта по объему принимаемых букмекерами ставок – а это маркер успешности спорта. Наконец, в 2019 году, скорее всего, объем бюджета рынка киберспорта превысит миллиард долларов, при этом киберспорт, в отличие от многих традиционных видов спорта, на пятки которым он уже наступает по популярности, свою аудиторию терять не будет. Потому что она находится в возрастном сегменте от 18-ти до 35 лет – и в ближайшее время будет не стареть, а взрослеть.

«Это еще один аспект роста отрасли: аудитория киберспорта достаточно молодая, она взрослеет, но никуда не исчезает, не уменьшается, а растет, чем привлекает рекламодателей, - говорит директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce (входит в Mail.Ru Group) Ярослав Мешалкин. – И сейчас очень сложно перечислить компании, которых в киберспорте сейчас нет – на самом деле, здесь сейчас присутствуют компании самых разных отраслей, от нефтяной до телекоммуникационных компаний, для которых киберспорт является способом показать свою продвинутость», - добавляет он.

243A1528.JPG

И у Казахстана, и у России в этом цифровом будущем медиа, бизнеса и спорта есть высокий потенциал, подчеркивает председатель правления Федерации компьютерного спорта России Эмин Антонян. По его словам, названия таких команд, как AVANGAR, Syman Gaming и Gambit, костяком которых являются именно казахстанские игроки, знают по всему миру. Тем более, что Gambit с тремя казахстанцами в составе из 5 человек два года назад выиграл киберспортивный аналог чемпионата мира по дисциплине Counter-Strike - Global Offensive - PGL Major Krakow 2017, получив в качестве награды из призового фонда соревнований $500 тыс. И в России, и в Казахстане намерены этот вид спорта развивать и культивировать примерно схожими путями.

243A1480.JPG

«В России действует самая крупная в мире студенческая лига по киберспорту, готовится к запуску школьная лига», - говорит Антонян.

Куанышбек Есекеев подчеркивает, что Казахстан в этом отношении от России не отстанет – сейчас телекоммуникационная компания и федерация совместно работают над образованием нескольких лиг – школьных и студенческих. Правда, в школьных лигах, скорее всего, будут представлены шахматы и некоторые национальные виды спорта, поскольку традиционные для киберспорта шутеры и стратегии имеют возрастные ограничения. Но сама культура киберспорта будет прививаться казахстанцам со школьной скамьи.

«Пока мы делаем первые шаги к организации турниров, ведем переговоры с акиматами и с потенциальными рекламодателями и спонсорами таких турниров, - говорит Есекеев. - Понятно, что надо создавать киберспортивную индустрию в стране, но на это потребуется несколько лет, однако для нашей компании очень важно развитие киберспорта, потому что мы понимаем, что за этим видом спорта – будущее. Мы очень активно начали рассматривать киберспорт как компания, тем более, что у нас в стране очень много спортсменов, которые и в составе казахстанских, и зарубежных команд успешно выступают на крупных турнирах», - добавил он.

Помимо этого, национальный оператор связи и федерация киберспорта обещает, что будет поддерживать создание контента и проведение соревнований с задействованием казахского языка с тем, чтобы обеспечить максимальный охват аудитории в Казахстане. И открывать аналоги детско-юношеских спортивных школ по другим спортивным дисциплинам – собственно, по словам генерального секретаря Казахстанской федерации киберспорта Алибека Аханова, это в Казахстане уже делается.

243A1719.JPG

«В настоящее время у нас открывается немало киберспортивных академий – неких площадок, где готовят по специальной методике ребят, дают им возможность тренироваться, - говорит Аханов. - Есть специально подготовленные для этого тренеры по отдельным дисциплинам: допустим, накануне нашей сессии, 16 мая, было открытие киберспортивной академии в Алматы», - отмечает он.  

Усилия Казахстана в освоении этого нового для всего мира рынка не остаются незамеченными для крупнейших зарубежных специалистов - глобальный директор по электронному спорту Alisports, организовавший многие международные крупнейшие турниры, Джейсон Фанг считает, что федерация киберспорта и «Казахтелеком» придали этому процессу правильный вектор.

243A1698.JPG

«Мы в своей компании рассматриваем киберспорт и как бизнес, и как возможность развития новых технологических решений, и с обеих этих точек зрения рынок киберспорта в Казахстане развивается достаточно стремительно, - утверждает Фанг. – Вам нужно создавать все условия экосистемы, при которых будут развиваться команды, расширяя свои возможности. Тем более, что в мировом киберспорте Казахстан уже на сегодняшний момент занимает достаточно сильные позиции, и у страны есть потенциал», - заключает он.


975 просмотров

В Казахстане резко вырос рынок облачных сервисов

Разбираемся, что стало драйвером рынка

Фото: Syda Productions/Shutterstock

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного облачного рынка: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. Если точкой отсчета брать 2015 год, то за три года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Ни один сегмент отечественного рынка IТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость облачного рынка пока не высока, особенно на фоне всего IТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: доля услуг на нем составляет лишь около 12%.

Облакам поверили

Тенденция 2018 года, отмеченная экспертами: рост доверия к облакам в Казахстане. Это касается не только частного бизнеса – в облака пошел и госсектор, который начинает активнее использовать сервисную модель информатизации.

Второй драйвер – осознание того, что облака – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах облачный подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). С учетом того, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна с утверждением, что у бизнеса нет задачи уйти в облако, но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности облака, особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками облачных решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов (центров обработки данных), как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

По наблюдениям Рустэма Нысанбаева, коммерческого директора Дирекции информационных систем «Казахтелекома», в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».

Особенность казахстанского рынка дата-центров – в его высокой концентрации. Доля «Казахтелекома» на этом рынке – 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах республики). «Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОДов. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД (широкополосный доступ к интернету), где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т. д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Открытые перспективы

Уверенным спросом в Казахстане пользуются такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает г-н Нысанбаев. Сейчас на чистые облачные услуги приходится 36% рынка, для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 29%. Рост есть, но в этом сегменте казахстанский рынок несколько отстает от общемирового показателя: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка облачных сервисов. Можно предположить, что потенциал казахстанского рынка здесь еще не реализован.

Сумеют ли воспользоваться потенциалом модели SaaS отечественные разработчики – вопрос открытый. «Разработчикам местных облачных решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т. д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и рыночности государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – предполагает Светлана Черненко.

По оценке Рустэма Нысанбаева, вокруг облачных сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. «Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы, и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. В пользу оптимистичного настроя говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего спроса на облачные услуги. Более того, дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. К 2022 году, по оценке Gartner, мировой облачный рынок вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций