Киберспорт: гибрид бизнеса и спорта высоких технологий

Рост объемов рынка киберспорта к следующему 2020 году составит 500%

Фото: Shutterstock

Участники панельной сессии «Киберспорт как ниша в глобальной цифровой экономике» на Астанинском Экономическом форуме объяснили феноменальную популярность нового вида спорта тем, что он сумел соединить в себе развлечение, сверхприбыльный бизнес и высокие технологии, делающий его доступным для массовой аудитории.

Киберспорт впервые рассматривался на АЭФ как отдельная индустрия благодаря инициативе АО «Казахтелеком», председатель правления которого – Куанышбек Есекеев – является президентом Казахстанской федерации киберспорта. Причем обсуждалась как спортивная составляющая этого феноменального явления современности, так и его возможности как вида бизнеса и одной из составляющих в цифровизации экономики.

243A1353.JPG

Хотя изначально, как настаивает главный специалист по киберспорту в международном холдинге Parimatch Степан Шульга, по природе своей киберспорт был и остается всего лишь способом развлечения, порожденным развитием современных технологий.

«Коллеги говорят о будущем, а я предпочитаю говорить о настоящем, потому что, как говорил один футуролог, будущее уже здесь, просто оно не совсем равномерно распределено, - заявил Шульга. – Очень важно, что нашу встречу инициирует именно телекоммуникационная компания, потому что в основе киберспорта как такового лежит инфраструктура, широкополосный интернет и доступ к нему, поскольку киберспорт – это следствие технологического прогресса. Киберспорт – это не люди в экзоскелетах, не люди, которые сражаются лазерными мечами – это обычные люди, потому как киберспорт – это один из видов и способов современного развлечения», - добавил он.  

При этом, продолжил специалист, Интернет и телекоммуникационные компании помогают людям как потреблять контент, связанный с киберспортом, так и участвовать в киберспортивных соревнованиях. И это делает его более демократичным и доступным по сравнению с традиционными видами спорта – ведь для участия в различных турнирах теперь не надо тратиться на перелеты, теоретически играть можно и сидя дома, лишь бы был доступ к широкополосному Интернету. Такие условия порождают массовость, а массовость переводит киберспорт из разряда развлечений в сферу медиа и крупнейшего бизнеса.

«Сейчас переломный момент для происходящего в бизнесе, ведь все успешные виды бизнеса сейчас - это то, что адаптировалось и переформатировалось под влиянием появления широкополосного интернета, - утверждает представитель холдинга Parimatch. - Точно также киберспорт – это своеобразная адаптация традиционных видов спорта к современному медиапространству. С 2016-го по 2020 годы ожидание международных экспертов, что рынок киберспорта в своем объеме денежном вырастет на 500%, это невероятная цифра, которой нет больше ни в одной индустрии мира, но это факт – и это работает: общая сумма всех крупных турниров в 2018 году составляла $150 млн, 201 млн людей считает себя энтузиастами киберспорта, при этом 256 млн назвали себя зрителями», - обрисовал он возможности этого рынка в мировом исчислении.

Отметим, что киберспорт уже входит в первую пятерку видов спорта по объему принимаемых букмекерами ставок – а это маркер успешности спорта. Наконец, в 2019 году, скорее всего, объем бюджета рынка киберспорта превысит миллиард долларов, при этом киберспорт, в отличие от многих традиционных видов спорта, на пятки которым он уже наступает по популярности, свою аудиторию терять не будет. Потому что она находится в возрастном сегменте от 18-ти до 35 лет – и в ближайшее время будет не стареть, а взрослеть.

«Это еще один аспект роста отрасли: аудитория киберспорта достаточно молодая, она взрослеет, но никуда не исчезает, не уменьшается, а растет, чем привлекает рекламодателей, - говорит директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce (входит в Mail.Ru Group) Ярослав Мешалкин. – И сейчас очень сложно перечислить компании, которых в киберспорте сейчас нет – на самом деле, здесь сейчас присутствуют компании самых разных отраслей, от нефтяной до телекоммуникационных компаний, для которых киберспорт является способом показать свою продвинутость», - добавляет он.

243A1528.JPG

И у Казахстана, и у России в этом цифровом будущем медиа, бизнеса и спорта есть высокий потенциал, подчеркивает председатель правления Федерации компьютерного спорта России Эмин Антонян. По его словам, названия таких команд, как AVANGAR, Syman Gaming и Gambit, костяком которых являются именно казахстанские игроки, знают по всему миру. Тем более, что Gambit с тремя казахстанцами в составе из 5 человек два года назад выиграл киберспортивный аналог чемпионата мира по дисциплине Counter-Strike - Global Offensive - PGL Major Krakow 2017, получив в качестве награды из призового фонда соревнований $500 тыс. И в России, и в Казахстане намерены этот вид спорта развивать и культивировать примерно схожими путями.

243A1480.JPG

«В России действует самая крупная в мире студенческая лига по киберспорту, готовится к запуску школьная лига», - говорит Антонян.

Куанышбек Есекеев подчеркивает, что Казахстан в этом отношении от России не отстанет – сейчас телекоммуникационная компания и федерация совместно работают над образованием нескольких лиг – школьных и студенческих. Правда, в школьных лигах, скорее всего, будут представлены шахматы и некоторые национальные виды спорта, поскольку традиционные для киберспорта шутеры и стратегии имеют возрастные ограничения. Но сама культура киберспорта будет прививаться казахстанцам со школьной скамьи.

«Пока мы делаем первые шаги к организации турниров, ведем переговоры с акиматами и с потенциальными рекламодателями и спонсорами таких турниров, - говорит Есекеев. - Понятно, что надо создавать киберспортивную индустрию в стране, но на это потребуется несколько лет, однако для нашей компании очень важно развитие киберспорта, потому что мы понимаем, что за этим видом спорта – будущее. Мы очень активно начали рассматривать киберспорт как компания, тем более, что у нас в стране очень много спортсменов, которые и в составе казахстанских, и зарубежных команд успешно выступают на крупных турнирах», - добавил он.

Помимо этого, национальный оператор связи и федерация киберспорта обещает, что будет поддерживать создание контента и проведение соревнований с задействованием казахского языка с тем, чтобы обеспечить максимальный охват аудитории в Казахстане. И открывать аналоги детско-юношеских спортивных школ по другим спортивным дисциплинам – собственно, по словам генерального секретаря Казахстанской федерации киберспорта Алибека Аханова, это в Казахстане уже делается.

243A1719.JPG

«В настоящее время у нас открывается немало киберспортивных академий – неких площадок, где готовят по специальной методике ребят, дают им возможность тренироваться, - говорит Аханов. - Есть специально подготовленные для этого тренеры по отдельным дисциплинам: допустим, накануне нашей сессии, 16 мая, было открытие киберспортивной академии в Алматы», - отмечает он.  

Усилия Казахстана в освоении этого нового для всего мира рынка не остаются незамеченными для крупнейших зарубежных специалистов - глобальный директор по электронному спорту Alisports, организовавший многие международные крупнейшие турниры, Джейсон Фанг считает, что федерация киберспорта и «Казахтелеком» придали этому процессу правильный вектор.

243A1698.JPG

«Мы в своей компании рассматриваем киберспорт и как бизнес, и как возможность развития новых технологических решений, и с обеих этих точек зрения рынок киберспорта в Казахстане развивается достаточно стремительно, - утверждает Фанг. – Вам нужно создавать все условия экосистемы, при которых будут развиваться команды, расширяя свои возможности. Тем более, что в мировом киберспорте Казахстан уже на сегодняшний момент занимает достаточно сильные позиции, и у страны есть потенциал», - заключает он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Apple замыкает круг

Собственный чип для компьютеров Mac обеспечит общую платформу для всех устройств Apple

Глава Apple Тим Кук на организованной компанией всемирной конференции для разработчиков на платформах Apple, которая прошла в понедельник.
ФОТО: BROOKS KRAFT/APPLE/ASSOCIATED PRESS

Несмотря на все усилия по обеспечению секретности, стремление Apple к созданию собственных процессоров для компьютеров Mac стало, возможно, наименее неожиданным анонсом продукта компании - и не только потому, что эти новости в прессу просочились еще пару недель назад.

25_06.png

Свое заявление компания Apple сделала в понедельник на церемонии открытия всемирной конференции для разработчиков. В рамках программы, которая получила название Apple Silicon, компания намерена разработать для компьютеров Mac свои собственные центральные процессоры. Ранее, начиная с 2006 года, эту важную задачу для культовых компьютеров выполняла компания Intel. Буквально через два года после начала сотрудничества с Intel, Apple приобрела компанию P.A. Semi и дала старт программе по разработке собственного чипа. Кульминацией этого процесса стали разработанные Apple чипы для iPhone, iPad и других устройств. По сути, Mac – это единственная продуктовая линейка компании, в которой используются центральные процессоры других производителей.

Принятие этого решения растянулось на годы и также не один год теперь может потребоваться для того, чтобы в полной мере оценить его влияние на бизнес. Apple планирует начать поставки компьютеров Mac с собственными процессорами уже до конца текущего года, хотя и признает, что на полный переход на новые чипы, скорее всего, понадобится два года. Генеральный директор компании Тим Кук даже отметил, что компания все еще держит на конвейере некоторое количество компьютеров Mac на чипах Intel. Также недавно компания выпустила обновленную версию своей популярной модели MacBook Air. По данным FactSet теперь Уолл-стрит ожидает, что прибыль от продажи компьютеров Apple Mac незначительно вырастет (на 2%) в финансовом году, который закончится в сентябре 2021 года после ожидаемого падения на 2% в текущем году. 

Впрочем, помимо возможности продавать больше компьютеров Mac смена вектора также обеспечит Apple и другие преимущества. Разработка собственных чипов сэкономит компании деньги и поможет, таким образом, увеличить Apple валовую маржу. Кроме того, перевод Mac на ту же самую технологию процессора, что уже используется в других продуктах Apple, обеспечит ей то преимущество, которое среди технических специалистов называется «общая архитектура». Это позволит упростить работу разработчиков над созданием программного обеспечения сразу для всех устройств компании.

Чтобы замкнуть этот круг, Apple понадобились годы. Теперь потребуется не один год, прежде чем этот шаг начнет приносить свои результаты.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg