Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1512 просмотров

Принципиально новой роли IT-сектора в экономике Казахстана в 2019 году не будет

Проблема для рынка – это традиционность взглядов менеджмента как в бизнесе, так и в государственном управлении

Фото: shutterstock.com

Тема цифровизации из прошлого года плавно перетекла и в текущий. Эксперты убеждены, что доля IT-сектора в экономике продолжит расти. О том, кто выступил основным цифровым реформатором в прошлом году и какие тренды станут ключевыми на IT-рынке в нынешнем, рассказали специалисты компаний.

Если, с одной стороны, бизнес видит, что на фоне растущей цифровизации, запуска проекта «Индустрия 4.0», IT-сектор будет играть одну из ключевых ролей в экономике и становиться более системообразующим (в частности, для квазигоссектора), то, с другой стороны, принципиальных отличий или какой-то революции в развитии IT не предвидится. Но обо всем по порядку.

Лидеры digital-трансформации

Для начала стоит напомнить, что впереди всех в части внедрения цифровых решений в прошлом году оказалось государство. Далее последовали промышленность, энергетика и финансы, отмечает управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии и Монголии Евгений Питолин.

К слову, для финансового сектора IT-технологии стали одним из основных инструментов достижения бизнес-целей, ведь уже многие из них позиционируют себя как IT-компании, подчеркнул управляющий директор блока информационных технологий АО ДБ «Альфа-Банк» Андрей Сабынин.

Также цифровые трансформации задели медиаиндустрию, телекоммуникации. «Эти отрасли – лидеры на протяжении уже многих лет по развитию цифровых технологий. Очень быстро стали развиваться технологии интернета вещей (умные датчики, телеметрия) в машиностроении, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, сформировался интересный запрос на цифровизацию среднего и высшего образования», – добавил он.

Примечательно и то, что в 2018 году бизнес активно рассматривал отдельные перспективные технологии, интерес к которым достаточно быстро остыл. «Так, еще в начале 2018 года на конференциях все провозглашали новую эру технологии блокчейн, но после массового падения курсов криптовалют, основанных на этой технологии, подобные разговоры резко утихли», – добавил спикер. Но и это не все – на рынке наметился еще один тренд, который будет набирать обороты и в 2019 году.

Тренды IT-рынка в 2019 году

По мнению специалиста «Лаборатории Касперского», это ориентир на казахстанское происхождение. «Задан очень крупный тренд локализации, стремления к казахстанскому содержанию, усилению роли локальных разработчиков, аналитиков, локального маркетинга. Эта тенденция будет преобладать в 2019 году», – считает он.

Кроме того, наблюдается переход на системы электронного документооборота, растет интерес к открытым системам, реализованным на блокчейн-технологиях. «2019 год может стать годом зарождения реальных бизнес-систем», – не исключает специалист.

Нефтегазовый сектор тоже становится одним из ключевых объектов цифровизации. «Остается верить и надеяться, что этот бурный рост цифровизации будет коррелировать с ростом инвестиций в информационную безопасность и повышение качества знаний о киберрисках», – заметил г-н Питолин.

В разгар этого цифрового бума продолжит расти интерес к IT-специалистам, что в свою очередь приведет к дальнейшему росту зарплат в индустрии. «Держать у себя компетентные IT-команды смогут только топ-компании, инвестирующие в людей, сфокусированные на развитии бренда работодателя», – комментирует эксперт Альфа-Банка.

В мировом масштабе трендом 2019 года будет развертывание 5G-сетей для телекоммуникационной индустрии. Высокая скорость и низкие сетевые задержки в сетях 5G помогут дальнейшему развитию интернета вещей (IoT) и технологий виртуальной реальности (VR).

B2C-бизнесы, продающие товары и услуги физическим лицам, будут фокусироваться на внедрении решений обработки живого языка, NLP (Natural language processing), таких как, например, самообучающиеся чат-боты. «О ботах, общающихся с клиентами на живом языке, говорят уже много лет. Но есть все основания полагать, что именно в 2019 году технология созреет до массового внедрения, ведь уже появились умные аудиоколонки от Amazon и «Яндекса», – прогнозирует спикер.

Наиболее вовлечены в разработку и развитие IT- процессов будут банки, e-commerce, индустрия, образование и, как перспектива, коммунальные хозяйства. «Мне кажется, власти должны задуматься на тем, чтобы оцифровывать коммунальные структуры и деятельность городов, чтобы жители могли получать лучшие сервисы», – считает главный IТ-архитектор компании DAR Игорь Рыбаков.

В пример он привел «Казпочту», которая за последние пару лет очень продвинулась в плане автоматизации. «Компания даже поменяла индексацию почтовых отделений ради цифровизации. Теперь индексация настолько детализирована, что у каждого дома есть свой индекс. Получается, что коммунальные службы, которые обслуживают эти дома, также могут этим воспользоваться», – отметил он.

Еще одним актуальным для бизнеса направлением в 2019 году может стать машинное обучение.

«Судя по рынку, крупные компании из той же логистики, не только в Казахстане, но и в мире, будут закладывать большие суммы на это направление. Сейчас крупные вендоры предлагают платформы для машинного обучения», – рассказывает специалист.

Второе – облачные решения. Несмотря на то что они пока не очень популярны в Казахстане, часть более продвинутых компаний уже используют их. «Сейчас можно выделить три вида компаний: те, кто уже признал важность этих технологий и использует их, компании, которые видят необходимость в облаке и контроле над ним, и те компании, которые все еще не признают облачные решения. Вот как раз последние будут отставать от рынка», – считает г-н Рыбаков.

Отдельно специалист отмечает Open API (application program interface), идеи об использовании которого все чаще звучат из уст профессиональных участников IT, телеком- и финансового рынков. «Например, если раньше вы хотели создать какую-то компанию в сфере финтеха, то нужно было обратиться в банк и решить еще множество сопутствующих вопросов. Теперь за счет API можно получить сервис от банка, просто зарегистрировавшись как девелопер. В цифровом мире банк – это прежде всего API», – считает он.

Добавим, Open API – это прерогатива не только банков, инструмент применим к остальным отраслям, тем более что это сокращает время на доступ к услугам и увеличивает продажи этой же услуги.

К слову, из инструментов, которые раньше использовались только в банках, сейчас на рынке развивается software development. «Во всех других областях такого направления практически не было, а роль играли только вендоры. За последние несколько лет software development получило хорошее развитие», – резюмировал Игорь Рыбаков.

Конечно, грядущие изменения выглядят довольно привлекательно. Но смогут ли они стать масштабируемыми и жизнеспособными, зависит и от того, насколько эффективно будут решены существующие проблемы.

Ложка дегтя

По мнению Андрея Сабынина, первая проблема – это традиционность взглядов менеджмента как в бизнесе, так и в государственном управлении. «Управленцы зачастую просто не понимают глубинной сути и ограничений таких технологий, как, например, блокчейн и машинное обучение, что нередко приводит к выбору некомпетентных команд, подрядчиков для реализации проектов. А бывает и так, что проекты делаются для галочки, где та или иная технология употребляется только для хайпа», – отмечает спикер.

Второй камень преткновения – отсутствие нужного количества IT-инженеров высокого класса в своей предметной сфере. «Сроки подбора некоторых позиций на рынке труда – 3–5 месяцев. Субъективно, многие профессионалы уезжают, продолжая карьеру вне страны, обескровливая и так не богатую на кадры индустрию», – продолжил специалист.

В целом г-н Сабынин считает, принципиально новой роли IT-сектора в экономике Казахстана в 2019 году не будет. «Есть все предпосылки полагать, что продолжатся тренды предыдущих лет, когда IT-сектор и технологии проникали во все отрасли народного хозяйства: от добычи нефти до продаж в супермаркетах, но принципиально новой волны IT-революции не будет», – заключил он.


2473 просмотра

Big data следит за тобой: как заставить потребителя совершить нужные бизнесу действия?

Управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы поделился с Kursiv.kz своим опытом работы с большими данными

Фото: shutterstock.com

Концепция big data (большие данные) позволяет манипулировать поведением клиента, заставляя его совершать нужные бизнесу действия. Об основных ценностях больших данных и их возможностях рассказал управляющий директор ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы.

– Для начала хотелось бы определиться с терминами. Что такое big data в вашем понимании?

– Глобально, big data – это все окружающие нас данные. Например, информация о том, что вы засмотрелись на рекламный баннер или bluetooth-сигнал ваших умных часов, или «разговор» базовой станции с телефоном. В практической плоскости это то, на чем можно заработать. К примеру, к 2016 году человечество произвело 16 зеттабайт информации. Однако только 1,5% из этого объема люди смогли пустить в дело, тем или иным способом монетизировав информацию. Оставшиеся 98,5% – это пока еще информационный шум, что-то вроде неразработанного нефтеносного слоя. При этом к 2023 году ожидается уже 160 зеттабайт информации.

Поэтому я считаю, что некорректно говорить о big data как о простой базе данных. Нет, большие данные – это история именно про ценность и монетизацию, которая осуществляется через онлайн- или офлайн-каналы. Их можно перечислить: искусственный интеллект, технологии интернета вещей, нейронные сети – все это продукты big data. И, на мой взгляд, говоря о больших данных, нужно рассматривать развитие именно этих направлений и в частности искусственного интеллекта.

IMG-20181128-WA0035.jpg

– Не могли бы вы остановиться на этом подробнее?

– Эксперименты с искусственным интеллектом начались еще в 1970-х годах, когда машину попросили написать текст. Эксперимент удался, но лишь частично, поскольку текст был красивым, но бессмысленным. Сейчас с помощью искусственного интеллекта можно написать картину, которую не отличишь от работы живого автора. Работа ИИ основывается на больших данных, как и десятки других экспериментальных и коммерческих направлений (чат-боты, нейронные сети и другое). Эти направления являются уже работающими или перспективными каналами монетизации больших данных. Потенциал дальнейшего внедрения безграничен.

– Как банкиры используют нейронные сети в своей работе?

– Нейронные сети используются для предиктивного анализа, который позволяет понять следующий шаг человека как потребителя. Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько этот покупатель купит килограмм апельсинов в среду, нужно собрать и проанализировать много информации. Выводы можно сделать, автоматически получив данные из легальных источников о поведении того или иного человека в социальных сетях, специфике его карточных платежей, посещениях сайтов и о многом другом. И все это в итоге приводит к тому, что банки теперь могут предсказывать вероятность покупки клиентом того или иного товара. Хочу напомнить, что обрабатывают информацию не люди, а машины, система.

– Приведите примеры.

– Есть интересный кейс, мы исследовали группу клиентов, часто посещающих кофейни. Наши специалисты в автоматическом режиме анализировали их карточные транзакции. Рассматривалась разная информация: в какие кафе они ходят, как далеко от заведения находится их место работы и жительства, каков средний чек, возраст гостей и даже интерьер и кухня заведений. На базе этого мы сделали аналитику, которую предложили кофейням, недавно потерявшим своих клиентов. Мы дали им решение, программу лояльности, которое с высокой долей вероятности вернет клиентов обратно. На big data мы попытались предугадать, в какое время клиент пойдет в кофейню. И за несколько часов до его похода мы отправляли ему сообщение о том, что для него доступно несколько вариантов напитков в разных заведениях, предоставляя ему возможность выбора.

– А в чем выгода для банка?

– Монетизация данных в этом случае предполагает, что это будет повышение программ лояльности для клиента. Мы развиваем бизнес нашего партнера, за этим следует рост транзакций и, соответственно, дополнительный доход для банка. Современные системы по сбору и обработке данных легко могут масштабироваться под любые объемы бизнеса. К примеру, в торговые центры приходят десятки тысяч человек, которых можно распознавать уже на входе по биометрическим данным и, соответственно, управлять всем этим потоком. Это позволяет манипулировать оттоками и новым привлечением покупательского трафика, что в итоге сказывается на повышении среднего чека и в целом на росте бизнеса.

– Кстати, о big data и геоаналитике: работает ли это в Казахстане?

– Да, в Казахстане есть решения. Мы, например, работаем с основными игроками телекоммуникационного рынка и два месяца назад запустили первый коммерческий проект по real-time-маркетингу. Человек, заходящий через свой мобильный телефон на любой сайт, может получать от нас предложения на товары и услуги, находящиеся рядом с пользователем. Интересно наблюдать, когда человек смотрит сайт авто и в этот момент получает предложение о кредите. Людям такой ход нравится, так как это в новинку. Даже несмотря на ощущение, что за ними следят, постепенно клиенты привыкают к этому новому миру.

– А насколько это законно?

– Есть закон о защите персональных данных. Мы никогда не передаем персональные данные наших клиентов третьей стороне. Маркетинговые активности проводятся только с согласия клиентов. Если нет согласия клиента, с нашей стороны нет активности.

– Если заглянуть в будущее, то какими станут банки с дальнейшим развитием big data?

– Сам по себе банкинг как продуктовое явление никуда не денется, а вот классические банки исчезнут. Банков в традиционном понимании не будет, их заменят «сервисные агрегаторы», как я их называю, они будут управлять спросом и его удовлетворением на одной площадке. Банк будущего – это многоуровневые B2B- и B2C-системы, где сойдутся капитал, передовая научная мысль, банковская компетенция, транзакционный финтех и клиенты. Заря глобальной финансовой трансформации уже видна и в Казахстане. Посмотрите на наш банковский рынок: малый и средний бизнес сегодня формирует серьезную бизнес-повестку в среде банкиров.

– Что мешает банкам уже сейчас начать работать с большими данными?

– Любому бизнесу для развития нужны инвестиции, время и компетенции. У кого-то нет одного компонента из этого набора, у кого-то всего набора, а кто-то до сих пор считает, что большие данные – это лишь модная фишка на сезон. Признанный факт: big data – это не только прямая монетизация через стимулирование клиентов на покупку, но и внутренняя аналитика для построения цифрового банка на базе клиентского опыта. Кроме того, в Казахстане, как, впрочем, и в целом в СНГ, не хватает кадров. Конечно, есть отдельные курсы, тренинги, семинары по data-science, но высокого уровня компетенций крайне мало. Существующие специалисты, понятное дело, востребованы и высокооплачиваемы. Очевидно, что data-science – это одна из профессий будущего, поэтому мы уже сейчас готовим для себя молодых специалистов.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министерство информации и коммуникаций РК ужесточает правила аккредитации журналистов в освещении мероприятий. Как Вы думаете, почему они это делают?

Варианты

Цифра дня

2%
годовых
составит ставка по ипотеке для многодетных и неполных семей

Цитата дня

Эффективное государство, как чистый воздух, его не чувствуешь...

Бауыржан Байбек
аким Алматы

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank